Хочешь облегчить бремя своих проблем?

Artwork by Alex Levin, Israel.– Пожалуйста, подожди, рабби скоро придет, — сказала жена раввина молодому студенту литовской иешивы Телза Мордехаю Швабу, который приехал к Хафец-Хаиму в Радин за благословением.
Вдруг гость услышал, что кто-то плачет в соседней комнате.
– У женщины тяжелые роды, рабби молится о ней, — объяснила ребецн.
«Если Хафец-Хаим способен плакать о ближнем, то я хочу у него учить Тору!» — решил Мордехай Шваб, ставший в будущем одним из духовных лидеров американского еврейства.
Рабби Исраэль Меир Коган написал книгу «Хафец Хаим», посвященную этическим законам речи и взаимоотношениям людей. Так, название книги, полной любви к людям, стало и его именем. Являясь духовным лидером народа в довоенной Европе, Хафец-Хаим прикладывал огромные усилия для помощи советским евреям.
«Каждому суждено нести по жизни свое бремя, — говорил Хафец-Хаим. — Когда ты принимаешь на себя бремя проблем ближнего, то делаешь одолжение не только ему, но и себе, ибо облегчается бремя своих проблем!»
Хочешь облегчить бремя своих проблем? Что ж, возьми на себя бремя чужих.
Конечно же, сострадание — очень важное качество человеческой души. Но разве оно связано с познанием Торы? Почему рав Шваб решил учить Тору у Хафец-Хаима, увидев, как он сострадает роженице?..
Перечисляя сорок восемь условий, которые необходимы для постижения Торы, мудрецы Талмуда («Поучения отцов», 6:6) упоминают такую черту души, как способность «принимать на себя бремя забот ближнего». Но почему сострадание к ближнему является условием познания Торы?
Благодаря каким качествам души Всевышний избрал Моисея для великой миссии — передать Тору еврейскому народу?
Описывая Моисея, Тора не рассказывает о его интеллектуальных способностях, а подчеркивает лишь одно его качество — сострадание к людям!
«И было в те дни, когда вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). Не только глазами увидел Моисей страдания оказавшихся в рабстве евреев, но и сердцем чувствовал их боль, поясняет Раши…
«Что значит “увидеть страдания другого человека”? — спросил рав Шайнерман, цитируя книгу «Лев Шалем». — Посмотреть со стороны, как смотрят в музее? Или, может быть, вздохнуть, пожав плечами? Нет, этого мало! Если только человек может, то пусть подставит плечо и реально поможет другу нести его тяжелую ношу!»
Ощутив боль своих братьев, Моисей покинул дворец фараона и встал на защиту еврея, которого избивал египтянин. Моисей также защитил еврея, на которого поднял руку другой еврей. На Моисея донесли фараону, и он вынужден был бежать в Мидьян. Однако, увидев, что пастухи обижают дочерей Итро, Моисей, пришелец, встал на их защиту. В награду Итро сделал его своим пастухом.
Однажды Моисей увидел, что одна овца отбилась от стада, и стал ее искать. Тогда Всевышний впервые открылся Моисею, обращаясь к нему из горящего куста: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его из-за притеснителей… а теперь иди, и Я пошлю тебя к фараону, чтобы вывел ты народ Мой из Египта…» (Шмот, 3:7–10).
«Моисей заботился даже о слабой, отбившейся от стада овце, потому Всевышний сделал его пастухом народа!» — объясняют мудрецы Талмуда.
«Что скажу я евреям, когда спросят они меня: “Как имя Того, Кто послал тебя спасать нас?”» — думал Моисей.
«Я буду… — ответил Всевышний. — Я буду с вами в этой беде (в Египте), так же как буду с вами при порабощении вас другими царствами (в будущих изгнаниях)», — объясняют мудрецы Талмуда (Брахот, 9). Всевышний открывается в огне, который символизирует страдания изгнания, как бы говоря: «Я буду разделять ваши страдания!» Всевышний открывается Моисею в награду за проявление сострадания…
Итак, почему сострадание является необходимым условием для познания Торы? Тот, кто ощущает боль ближнего, как свою собственную, выполняет, таким образом, заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя». Рабби Акива учил, что великим правилом и сокровенной сутью Торы является любовь к ближнему. Потому Тора открывается тем, кто наполняет свои сердца любовью.
Сострадая, люди проявляют любовь друг к другу, писал духовный руководитель иешивы «Мир» рав Йерухам Лейбовиц. Любовь же объединяет людей. Не случайно, когда евреи подошли к горе Синай, сказано: «Стал там станом Израиль» (Шмот, 19:2). Тора подчеркивает единственное число: не евреи, а Израиль. «Как один человек с одним сердцем», — поясняет Раши.
Проявляя сострадание и любовь к людям, евреи обрели единство, и народ удостоился Синайского откровения.
В духовном смысле дарование Торы не является уделом прошлого, а каждое поколение переживает его вновь и вновь. Потому и сегодня удостаиваются познать Тору лишь те, кто умеют сострадать и любить людей!

Художник Алекс ЛЕВИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора