Особенности сексуального воспитания в Германии
Лев Мадорский
Для разгона в непривычной для меня теме вспомню о том, как 25 лет назад, мы, приехавшие на родину нудизма из Советского Союза, где не было не только проституции, но и, как заявила одна из участниц известного телемоста Ленинград-Бостон в 1987 году, секса, давились от смеха, а некоторые, смущённо отворачивались, когда на языковых курсах преподавательница, рассказывая как называются по-немецки, те или иные части тела, демонстрировала их на себе.
Позже, работая в начальной школе учителем музыки на продлёнке, я перестал удивляться полной свободе немцев в сексуальной сфере.
В четвёртом классе на стене висел плакат с изображением грустной девочки лет 15-16-ти с подписью: «В первый раз это больно». Четвероклассники (цы) иногда останавливались перед портретом, что-то шептали друг другу на ухо и весело хихикали. Спросил классную руководительницу с какой целью повесили плакат. Она, кажется, немного удивилась вопросу:
«Прислали из министерства образования для сексуального воспитания детей».
О том как проходит это воспитание я однажды увидел сам, когда случайно оказался на специальном уроке такого воспитания в третьем классе. Урок проводил врач-сексолог. Признаюсь честно, что ретировался с урока через первые же 15-20 минут. Врач показывал на кинопроекторе и комментировал такие детали и подробности, что мне, выросшему в стране, где «нет секса», стало неловко.
Возможно, именно после таких уроков, большинство подростков рассуждают на сексуальные темы свободно, без малейшего стеснения.
Приятель, уже перешагнувший за семьдесят, рассказал:
15-летний внук Дима ходил с классом в театр. На какую-то современную пьесу.
«Как впечатление?» –спрашиваю. — «Нормально». — «Хороший спектакль?» — «Неплохой».
Вижу внука редко, захотелось поговорить и я привязался:
«О чём спектакль? — Как актёры играли? — Раcскажи, пожалуйста, подробнее».
И он рассказал. По немецки — так Диме удобнее. Он рассказывал, спокойно развалившись в кресле. Весело похихикивая.
А я краснел, смущённо ёрзал и жалел о своей просьбе. Спектакль был про школьников десятого или одиннадцатого класса. Дима, в основном, пересказывал разговоры девчонок-подростков между собой. Из того, что запомнил, самое безобидное было:
«А у него классный, прямо деревянный». — «Лежу под ним и завидую Ренате. На ней Алекс. В нём киллограмм 80. А на мне Маттиас. Вообще, пушинка. Его и не чувствуешь».И т.д. в таком духе. Чем дальше, тем круче. В конце концов я остановил внука и перевёл разговор на другую тему. Ты представляешь на какие спектакли их водят? Я понимаю, конечно, сексуальное воспитание. Чтобы дети знали. Но не до такой же степени…
Плохо это или хорошо? Затрудняюсь ответить с уверенностью. Для того чтобы лучше оценить «за» и «против», решил провести нечто в виде игры-обсуждения щекотливой темы с другим приятелем.
Называю обсуждение игрой, потому что приятель, в прошлом, кстати, учитель математики (62), тоже не имел на этот счёт однозначного мнения. Кстати, примерно, в таком же ключе проходит по российскому телевидению передача с ведущим М. Швыдким «Культурная революция», где почти всегда главные дискуссанты выражают не личную точку зрения, а играют заранее оговоренную роль.
Мы договорились, что приятель будет излагать аргументы под девизом- «это плохо», а я — это хорошо». В результате получилась, примерно, такая картина:
Это плохо:
- Исчезает самая большая тайна отношений между мужчиной и женщиной. Тайна эта в результате подобного воспитания превращается в обычный, скучноватый физиологический процесс.
- Вместе с тайной уходит романтика и поэтическое очарованиие отношений. Приятель даже (он любитель поэзии) процитировал строчки из пушкинской поэмы «Гавриилиада»:
Проснулося неясное желанье:
Она свою познала красоту,
И негу чувств, и сердца трепетанье,
И юного супруга наготу!
Другими словами, отношения «Ромео-Джульета» уходят в прошлое также, как уходит в прошлое бумажная книга или эпистолярный жанр.
- Появление брачного контракта, в котором ещё до свадьбы с циничной практичностью оговариваются детали раздела имущества при разводе вплоть до холодильника и пылесоса, тоже, в определённой степени, следствие такого воспитания.
Это хорошо:
- Научно продуманное сексуальное воспитание помогает будущим взрослым избавиться от неверной и, подчас, грязной информации, которую получали в детстве мы, приехавшие из страны, где «не было секса».
- В моей интеллигентно-пуританской семье, где не только не ругались матом, но и слово «ж…» было под запретом, вообще, не говорили на эту тему и я, общаясь во дворе с приблатнёнными мальчишками, получал именно такую информацию. В результате вырос, в рамках обсуждаемой нами темы, безграмотным обалдуем.
Метод же проб и ошибок в этой тонкой, интимной сфере, по которому вынуждены идти люди, в сексуальной сфере безграмотные, мучителен и может разрушить не только романтические отношения, но и оставить болезненный след на всю жизнь.
- Правильно организованное сексуальное воспитание помогает родителям, которые не всегда умеют объяснить детям, что их нашли не в капусте, и затрудняются объяснить нужными словами как проходит таинственный процесс зачатия.
- Кроме того, сексуально образованные дети имеют в дальнейшем больше шансов не заразиться спидом и венерическими болезнями.
Не хочется вставать в позу старого брюзги и повторять что-то в духе изречения, найденного в Древнем Вавилоне на глиняном горшке (3000 лет до н.э):
«Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён».
Более того. Мне лично, сохранившему до сих пор некоторые черты «совкового обалдуйства», кажется, что в немецкой системе сексуального воспитания больше хороших сторон, чем плохих. Другое дело, удалось ли авторам системы пройти между Сциллой необходимых знаний и Харибдой выставления напоказ романтическо-интимной сущности отношений между мужчиной и женщиной?
Трудно сказать. Доводы «за» и «против» перекрещиваются, сталкиваются, вступают в противоречие и я, признаюсь, что насчет «про это» так и не смог в стиле Маяковского однозначно ответить «что такое хорошо и что такое плохо». Как говорил раввин и философ Моисей Маймонид ( ХIII в.): «Истина в середине»
Глазами еврея
Чтобы приблизиться к этой самой «серединной» истине я попытался взглянуть на неё глазами верующего, хотя и не соблюдающего еврея. Каким я, собственно, и являюсь. Ну, например, вспомнить, что одна из первых заповедей иудаизма : «Плодитесь и размножайтесь». Тут, кстати, возникает некоторое противоречие с немецким (и не только) сексуальным воспитанием, так как предохраняться евреям запрещено.
Многое в немецкой системе полового воспитания совпадает с еврейскими религиозными нормами. Так, например, уже маленькие еврейские дети, которым читают Тору, если не родители, то в еврейском детском саду, (у меня в семье ничего подобного не было) знают, что в плотских отношениях между мужчиной и женщиной и даже в, так называемых, «любовных утехах», нет ничего постыдного и греховного.
Это нормально и естественно. Без них, по мнению еврейских мудрецов, райское наслаждение было бы неполным:
«И сказал Бог: Нехорошо человеку быть одному».
Только мужчина и женщина вместе образуют человека и могут сделать мир совершенным. Вспомним и другие слова из «Ветхого завета»:
«Были они оба наги, мужчина и жена его, и не стыдились».
Таким образом, по еврейским понятиям, нет ничего плохого, в ситуации, когда мужчина и женщина видят друг друга обнажёнными и вступают в половой акт. На уроке сексуального воспитания в немецкой школе я ретировался от обсуждения темы, а еврейские дети знают об этом с раннего детства. С первых шагов знакомства с Торой.
О многом ещё можно сказать. И о том, что евреи, воспитанные в религиозных семьях, с раннего возраста осведомлены о том, что происходит за дверью спальни родителей, и о том, что их учат находить золотую сердину между целомудрием и откровенностью, и о многом другом.
Еврейский взгляд на сексуальное воспитание помог мне лучше понять положительные и отрицательные стороны немецкой воспитательной системы.
Закончу словами известной американской писательницы Мэрианн Уильямсон, кстати, еврейки, которые могли бы стать критерием в определение «хорошо» или «плохо»:
«Секс должен быть высшей формой общения, а не заменой общению».
Январь 2017
Секс, как простое утоление похоти, безусловно, низкая точка человеческих отношений, и, кстати, далеко не всегда поиятная. Если секс это обоюдное проявление чувств, то тогда это высшая точка сиюминутных отношений.
Если секс это обоюдное проявление чувств, то тогда это высшая точка сиюминутных отношений
Совершенно с Вами согласен, Александр. Но проблема сексуального воспитания найти ту линию, найти те слова, когда дети, с одной стороны, начинают понимать, как всё это происходит, а , с другой, чувствуют таинственную, романтическую составляющую интимных отношений. Как сделать это- важная и очень не простая педагогическая проблема. Одновременно снять тайну и оставить её.