Лето 1989 года. Заканчиваю курс иврита в ульпане. По традиции директор Шмуэль проводит для выпускников экскурсию в старый город Иерусалима. Я знала, что Шмуэль родился в Иерусалиме и что его предки никогда не покидали страну со времен царя Соломона. Его иврит был четким, красивым, доступным для меня, и я записалась на участие.
Мы знаем, что до 1967 года Иерусалим был разделен стеной: с одной стороны — евреи, с другой — арабы. Стоя у Яффских ворот, мы осмотрели свидетельства владения Старым городом арабами: на протяжении почти 20 лет они обстреливали здания, находившиеся под властью евреев, следы этих бомбардировок оставались на стенах зданий до недавнего времени. После прогулки по улочкам Старого города Шмуэль повел нас в музей Иерусалима.
Мы переходили от стенда к стенду, и меня поразил его рассказ — в нем рефреном звучало: «Вторглись… разрушили, евреев выгнали. Евреи вернулись — восстановили». Царь Шломо построил Храм и отстроил город — вавилонский царь Навуходоносор разрушил. Евреи вернулись из Вавилонского плена, отстроили город, восстановили Храм. Пришли Селевкиды, их царь Антиох Эпифан осквернил Иерусалимский Храм. После успешного восстания Маккавеев евреи восстановили Храм, город и еврейское государство. Пришли римляне, разрушили всё. В VII веке в Иерусалим вторглись арабы, всё разрушили. Потом город захватывали и разрушали разные династии мусульманских завоевателей, крестоносцы, монголы, мамлюки, турки-сельджуки, при которых евреям то разрешалось поселяться в Иерусалиме, то запрещалось.
То же самое, что в Иерусалиме, происходило по всей стране, названной после разрушения римлянами Иерусалима и Иудейского царства Палестиной. В 1999 году блестящий экскурсовод Марина Фельдман (безвременно ушедшая от нас) издала книгу «Святая Земля» (путеводитель по Израилю). Читая ее, я вспоминала экскурсию Шмуэля — в книге Марины Фельдман звучал тот же рефрен: в Землю Израиля вторгались захватчики, разрушали её и выгоняли евреев, евреи возвращались — восстанавливали разрушенное.
В 1517 году Палестиной овладели турки-османы, перебили христиан, страна пришла в полный упадок, была почти безлюдна. Историю «освоения» турками Палестины рассказала мне турчанка Алан, научный сотрудник Измирского университета, человек образованный и интеллигентный. В Палестине проживало небольшое число арабов. Часть из них занималась выпасом овец и коз, часть — разбоем и воровством. Чтобы отвлечь разбойников и воров от этой их деятельности, турецкие власти издали закон: во владение арабам передавались оливковые рощи, оставшиеся после вторжений, и земли для посадки оливковых деревьев — саженцами турки их обеспечивали. Арабы это приняли: почему не овладеть чужой собственностью, если она сама идет в руки, причем бесплатно? Новые оливки арабы высаживали на террасах, где евреи когда-то разводили виноградники, и в долинах, куда со склонов гор потоки воды смывали землю. Это прекрасно видно тем, кто проезжает по шоссе 446 и по шоссе 463 до поселка Долев. Турки разрешали евреям поселяться в завоеванной ими провинции, но не владеть землей. В такой обстановке началось возвращение евреев на свою историческую родину, находившуюся под властью турок до 1918 года.
Во время Первой и Второй мировых войн евреям приходилось лавировать между турками, немцами и англичанами и выкупать землю у турецких властей и арабов. Войны закончились, и после провозглашения Государства Израиль, особенно после Шестидневной войны, евреи восстановили Иерусалим, построили новые города и поселки, насадили леса.
Страну Израиля и сейчас восстанавливают и строят. И продолжают разрушать тоже. Вскоре после моего приезда в Израиль в пяти местах был подожжен реликтовый лес на Кармеле. Тогда поджигателей нашли — это были арабы из окрестностей, имеющие израильское гражданство. Я помню, что через несколько лет после этого сгорел лес вдоль шоссе Иерусалим — Тель-Авив на повороте к Бейт-Шемешу. Нашли ли поджигателей, не знаю. Евреи восстановили посадки.
Можно ли забыть о трагедии на Кармеле, когда не только сгорел лес, но и погибли 44 человека? Сомнительны озвученные в прессе предположения, что этот пожар на такой большой территории произошел по халатности арабских подростков, баловавшихся наргилой около свалки у своей деревни. Были ли найдены настоящие поджигатели, не знаю, но Еврейский национальный фонд («Керен Каемет ле-Исраель») собрал средства для восстановления леса. А в то же время арабские шейхи призывали и сейчас призывают свою паству жечь и разрушать, пока не уничтожат дотла «сионистское образование». Не их земля — не жалко.
А когда Еврейский национальный фонд предложил арабам так называемой Палестинской автономии тысячи саженцев для посадки на пустынных территориях Земли Израиля, которые израильские политики передали арабам в надежде на мирную жизнь рядом с ними, те отказались. Арабам это не нужно, не их земля. Вспомнилась в связи с этим известная притча о суде царя Соломона, когда пришли к нему две женщины, каждая из которых утверждала, что принесенный ими младенец принадлежит именно ей. Царь предложил разрубить ребенка пополам и каждой отдать половину. Одна согласилась, другая предпочла отдать ребенка — это и была мать. Чья земля? Того народа, который разрушает или который строит? Чтобы ответить, нашим «миролюбцам» и лидерам «международного сообщества» не нужно быть царем Соломоном. Достаточно не быть юдофобом.
Я помню, как 10 лет назад арабы вместе с «миролюбцами» из «международного сообщества» уничтожили около поселка Нахлиель в наделе Биньямина сначала 5000 саженцев виноградной лозы, посаженных моим соседом Шломи Коэном, а когда посадки были восстановлены, они снова уничтожили виноградник и сожгли систему орошения.
В парке, основанном на севере надела Биньямина, арабы вырвали тысячи саженцев, а в Шомроне, в принадлежащей Ицхаку Шемешу «зеленой зоне» Баркана, «миролюбцы» в компании с арабами вырвали более 150 оливковых и других деревьев. Варвары скрылись, а евреям, как всегда, пришлось восстанавливать разрушенное.
Бывает, что погромщиков находят. Например, пятеро арабов были арестованы за вырубку около 2000 деревьев на площади 30 дунамов и продажу стволов на уголь в так называемую автономию. Не жалко — сами и не сажали, и не ухаживали.
И в настоящее время «процесс» продолжается. Недавние скоординированные поджоги по всей стране еще не забыты. Совсем недавно вокруг поселка Долев, где я живу уже 22-й год, арабы подожгли лес. Жилье удалось спасти. А вот соседний с нами поселок Неве-Цуф сгорел дотла. Сгорела часть Хайфы и леса на холмах Шомрона в результате поджогов.
К сожалению, верна пословица «Дурной пример заразителен»: уже не только арабы разрушают, но с началом «мирного процесса» находятся солидарные с ними евреи, действующие из неких «идеологических» соображений, подкрепляемых, как видно, неплохими средствами из «международных фондов». Их немного, но «международные миролюбцы» дают им и их подельникам-арабам возможность небедно существовать.
Эти «идеологические» евреи — плоды зияющего израильского просвещения, подражающего американскому. Их не интересует наша история, их вполне устраивает позиция бывшего нашего президента, ныне покойного Шимона Переса, что историю следует исключить из программ обучения. Они не чувствуют своей связи с нашей землей, с Иерусалимом, их не волнует разрушение арабами того, что построено евреями. Они приветствовали разрушение построенных евреями на мертвых песках полосы Газы поселков и парников, они безразлично наблюдали варварское разрушение арабами красивейших синагог и парников в поселках Гуш-Катифа, они выражают удовлетворение от погрома Амоны и еврейских домов в Хевроне.
Эти евреи «по паспорту» — ословские и женевские инициаторы, псевдоправозащитники, прозвавшие Иудею и Шомрон Западным берегом (не существующей на этой территории реки), чувствуют себя пришельцами на земле своих предков. Не их, и не арабов эта земля, они не способны что-либо создать на ней — только разрушить. Не место им здесь. Совсем не надо быть мудрецом, как царь Соломон, чтобы это понять.
Бэлла ГУЛЬКО, Долев
Приход Дональда Трампа к руководству США знаменует собой позитивное изменение
политического климата всего мира.Гарри