В пятницу, 6 января, американский Конгресс на совместном заседании Сената и Палаты представителей под председательством действующего вице-президента в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией США, официально просчитал и утвердил итоги голосования Коллегии выборщиков, согласно которым с преимуществом в 304 голоса против 227 Дональд Трамп и Майк Пенс избраны соответственно президентом и вице-президентом США.
Казалось бы, в этом давно уже не могло быть сомнений, однако тот факт, что Байдену пришлось на этом заседании отбиваться от настойчивых требований его однопартийцев, пытавшихся то отложить подсчеты, а то и вовсе оспорить результаты выборов, настораживает. «Всё кончено!» — убеждал он их, ударяя в подтверждение незыблемости итога выборов судейским молотком, но они не унимались. Среди их доводов, как отмечает телеканал Fox News, фигурировал и такой, исходивший как от сторонников Хиллари Клинтон, так и от президента Обамы, будто итог выборов мог стать результатом российского вмешательства в американские дела, поэтому, дескать, надо с выводами до расследования повременить. И даже с инаугурацией, возможно…
Теперь уже пошли последние дни благоволению этим интригам. Трамп давно усмотрел в них подвох, но отбивался, к сожалению, так, на мой взгляд, неуклюже, что еще больше подставлялся. Защищая Путина, он, таким образом, невольно позиционировал себя якобы его сторонником. Написал здесь «якобы», поскольку не верю тем, кто рисует Трампа и Путина целующимися. Но то, что Трамп неосмотрительно дает своим противникам повод так его изображать, как я уже писал, явно ему вредит в широком общественном мнении, и, если он в таком позиционировании предстанет на инаугурации, это для него, я считаю, обернется грубым просчетом в предвидении неизбежных будущих баталий. А тех из нашей иммиграции, кто за него голосовал, может разочаровать. Надеюсь, этого не случится, и Трамп своими делами не нас разочарует, а чего-то от него ожидающего Путина.
Пока же послушаем, что о нас и о Трампе говорил в недавнем интервью знаменитый шахматист и несостоявшийся лидер российской оппозиции Гарри Каспаров, отвечая на вопросы посетителей сайта kasparov.ru. Наперед скажу, что давно уже не вижу в нем политолога гроссмейстерского ранга, каким он поначалу казался. Его призывы бойкотировать любые выборы в России и всех, кто с ним не согласен, ориентация на замызганный лозунг «заграница нам поможет», а в США ориентация на Хиллари Клинтон не способствовали его авторитету, но тем не менее выборочно его послушаем.
«Как сделать, — был вопрос, — чтобы вы выступили в Конгрессе США? Чтобы Трамп услышал вашу точку зрения на международные отношения и на сегодняшнюю путинскую Россию?» «Чтобы люди услышали твою точку зрения в свободном мире, — отвечает Каспаров, — не обязательно выступать в Конгрессе США. У меня есть возможность выступать во многих европейских и во всех ключевых американских изданиях… Однако моих усилий не всегда хватает для перелома американского общественного мнения, потому что тот уровень пропагандисткой активности, которую ведет путинская агентура и путинские лоббисты, просто зашкаливает. Сейчас применяются колоссальные усилия, чтобы воздействовать на американское общество…
Гигантские финансовые вливания для подкупа людей, участия путинских апологетов в разных конференциях, международных программах позволяют поддерживать дискуссию. Вроде бы дискутировать уже не о чем, но дискуссия о целях и намерениях Путина все равно продолжается. Сейчас определенные люди, которые работают на Путина, подняли тему “перезагрузки отношений”… Они много лет работают на Кремль. И теперь они находят в трамповской Америке благодатную почву для своей дальнейшей деятельности».
Убеждая российского читателя в таком всесилии путинской агентуры, Каспаров, я думаю, перестарался. Этим он поднимет рейтинг Путина в России еще на пару процентов. Но объяснение неудачи своих усилий, предпринимаемых «для перелома американского общественного мнения», тем, что ему, имеющему возможность выступать, как он пишет, «во всех ключевых американских изданиях», мешает пропагандистская активность путинской агентуры, по меньшей мере странно. Мешает ему другое, а именно предубеждение, в июле 2016-го им высказанное в New York Daily News и повторявшееся на kasparov.ru, что Трамп, по его словам, «тиран» и «агент Путина».
«Как у русскоговорящих жителей Нью-Йорка уживается критическое отношение к Путину и любовь к Трампу, который восхищается Путиным и хочет с ним дружить?» — спрашивает другой. «У многих русскоязычных граждан США, — считает Каспаров, — совсем не критическое отношение к Путину. Эти люди как будто смотрят в кривое зеркало. Но если брать ту американскую аудиторию, которая критически относится к Путину и все понимает, то выясняется, что многие американцы голосовали не за Трампа, а против Обамы и Клинтон». В этом, соглашусь, была доля правды. Но далее у Каспарова такое: «Мне кажется, что при всех издержках Клинтон… Трамп опасен своей непредсказуемостью». Вполне предсказуемая Клинтон Каспарова устраивала, и он убеждал американских читателей голосовать за нее, пренебрегая мнением той американской аудитории, которая, по его словам, «критически относится к Путину и все понимает».
Коснусь ответа Каспарова на еще один вопрос: «Как вы оцениваете прошедшие выборы в Америке? По вашему мнению, они прошли честно? И что думаете о победе Дональда Трампа?» «Выборы прошли честно. Первый показатель этого — они кончились неожиданно, и это была позиция американского народа. Хотя Трамп, по меркам любой другой демократической страны, потерпел бы поражение. Он набрал почти 63 млн голосов, а Клинтон — около 66 млн. Но… в Америке все решает распределение голосов по штатам. Я считаю, что эта система давно устарела и необходимо переходить на общенациональное голосование. Но по нынешним правилам — победил Трамп».
Ну, спасибо, Гарри Кимович, что хоть признали Трампа победителем в честных выборах. А ваше мнение о системе выборов, мудро завещанной Америке отцами-основателями, вряд ли кого-то в Америке заинтересует, поскольку эта система имеет веские обоснования, что непонятливым много раз объясняли. К тому же заметим, что до оглашения результатов выборов критики этой системы ни со стороны самого Каспарова, ни со стороны его протеже Хиллари Клинтон мы не слышали.
«Не думаю, что Трамп станет вторым Путиным и вряд ли он что-то сможет кардинально поменять в США», — добавил еще Каспаров. Ну это мы, как говорилось на немецкий лад, «будем посмотреть». Прошу прощения, уважаемый читатель, возможно, за излишнее внимание, уделенное его интервью, но ведь интересно оно было, не правда ли? И нас непосредственно касалось. Вот и поговорили в ожидании чего-то более важного. А в новостях пока, как в той старой песне — «словно замерло всё до рассвета»… До рассвета 20 января, когда Обама наконец уйдет.
Тем временем в Москве из-за аномальных морозов объявлен оранжевый, предпоследний уровень опасности — 35 градусов мороза! Да и у нас необычные холода. Официально объявлено, что 20 лет таких холодных зим не было. В пустыне Сахара впервые почти за 40 лет выпал снег. А нас пугали «глобальным потеплением» и под шумок обирали! Если Дональд Трамп первым делом после инаугурации выполнит свое обещание выйти из Парижского соглашения по климату и враз отменит финансирование всех его нелепых программ из американского бюджета, это будет замечательно во многих отношениях. Конечно, недовольные чиновники ООН, жулики, пристроившиеся к этим программам, и целые страны, готовые без труда припасть к американской поилке, поднимут вой, но ясно, что с антинаучной мистификацией о якобы антропогенном глобальном потеплении, справедливо названной аферой века, пора кончать.
Есть у него и другие интересы, многие для нас особенно важны и ожидаемы, но главной и первоочередной его задачей после инаугурации, как было и до нее, станет настоятельная необходимость заручиться поддержкой законодателей Конгресса, однопартийцев-республиканцев, а по возможности еще и двухпартийной. Скорого успеха не жду. На такую революцию понадобятся месяцы, а то и годы. Однако лёд тронулся, начало положено.
На данный момент считаю важнейшей для Дональда Трампа его скорейшую самореабилитацию в противовес обвинениям в привязанности его к Путину. Сдвиг в этом направлении можно было заметить в выступлении Райнса Прибуса на телеканале Fox News, где он засвидетельствовал удовлетворение Трампа встречей с руководителями разведки, его согласие с ними, «что за этой конкретной хакерской атакой стояла Россия» и что против нее «могут быть приняты меры». Напомню, что Прибус, бывший председатель Национального комитета Республиканской партии, приглашенный Трампом на пост руководителя аппарата сотрудников Белого дома, будет, вероятно, ключевой фигурой на сцепке его хозяина с истеблишментом Республиканской партии, имеющей по крайней мере на два предстоящих года большинство в Конгрессе.
Эта статья придет к моим читателям в роковые дни «смены караула». Они революционны, и вспоминаются те дни, которые, по столетней давности словам знаменитого американского журналиста Джона Рида, потрясли мир. Чего нам уж точно на сей раз не надо, так это потрясать мир, но лозунг Make America great again остается с нами, по-видимому, надолго в предстоящих делах.
Прошу меня извинить, но меня уже давно не удивлет то, что говорят Каспаров и Пионтковский. Я прекрасно понимаю их анти-путинизм. Но, к сожалению этот анти-путинизм дошел сегодня до абсурда. Почему-то эти росийские оппозиционеры настолько заклинены на идее «Запад нам поможет», что очень напоминают Ильф-Петровский «Союз Меча и Орала». Я уже давно перестал воспринимать подобное всерьез. Сначала я стал откровенно издеваться и троллить на этих сайтах, добавляя ссылочки на Breitbart, который любит троллить MSM, но затем просто стало скучно…
Ты совершенно прав, Юра.
А в отношении названия так и тянет пошутить: «Это конец!», — сказал Байден. Но он ошибался: конец был в другом кармане…
Еще несколько дней и мы попрощаемся с Великим человеком, оставившим после себя неизгладимую память. Он был лучшим президентом среди гольфистов и лучшим гольфистом среди президентов.