Конец осени и начало зимы евреи проводят, разбираясь в житейских хитросплетениях наших патриархов. В годичном цикле изучения Торы — от Симхат Торы и примерно до Хануки — мы читаем главы, посвящённые первым поколениям евреев.
Комментарии, которым по тысяче лет и больше, объясняют скрытое в повествовании. Важно осознать, почему произошедшее когда-то с праотцами столь важно для судеб человечества сегодня.
Понять смысл описываемых событий, рассматривая их по отдельности, мудрено. Наш первый патриарх Авраам, спасаясь от голода в Ханаане, спустился в Египет. «Когда он близко подошел к Египту, то сказал он Сарай, жене своей: “Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда увидят тебя египтяне, то скажут: “Это жена его”; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя”» (Бытие, 12:11–13). Так и произошло: египтяне забрали Сарай в гарем фараона. А тот «оказал Авраму милость ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды. И поразил Господь фараона и дом его большими язвами за Сарай, жену Авраама» (12:16–17). Сарай вернули мужу, и стал «Авраам очень богат скотом, серебром и золотом» (13:1–2).
Было бы неверно сделать вывод из этой истории, что Авраам был робок. Через несколько лет после умыкания Сарай армия четырёх царей увела в плен жителей Содома, а также жившего среди содомчан племянника Авраама и брата Сарай Лота с его семьёй. Услышав об этом, Авраам «вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать… и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска. И возвратил всё имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ» (14:14–16).
Важное событие случилось вскоре: «После этих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении, и сказано так: “Не бойся, Авраам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика… посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их?.. таково будет потомство твое…” В этот день заключил Господь с Авраамом союз, сказав: “Потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Евфрат» (15:1–18).
Вряд ли Авраам был награждён за спасение жителей Содома. Тем освобождение не пошло впрок. Скорее, наоборот, оно содомчан погубило. Вскоре «Господь пролил дождем на Содом и на Гоморру серу и огонь» (19:14), уничтожив всех его жителей, кроме вынесенных ангелами из города Лота и двух его дочерей. А окажись содомчане в плену — спаслись бы.
Не менее загадочна история похищения нашим праотцем Яаковом у отца своего Ицхака благословения основателя избранного народа: «Проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» (27:29), приготовленного Ицхаком для другого сына — Эсава. Чтобы имитировать перед слепым отцом образ Эсава и получить благословение, Якову пришлось нарядиться в одежды брата, а руки и шею, изображая волосатость Эсава, прикрыть шкурками козлят.
Другой обманщик — дядя Яакова и отец его жён Лаван — в число праотцев не включён, и, более того, в Пасхальной Агаде мы читаем о нём: «Что хотел сделать Лаван-арамеянин Яакову, отцу нашему? Фараон приказал (уничтожить) одних только еврейских мальчиков, а Лаван желал искоренить всех, как сказано: “Арамеянин — губитель отца моего”».
Обман Лаваном Яакова тоже был связан с переодеванием (точнее — с раздеванием) — он подменил Якову в первую брачную ночь свою младшую дочь Рахель старшей — Леей. Благодаря этому подлогу наш праотец имел двух жён вместо одной и не 4 сыновей, а 12; евреи же, соответственно, 12 колен. Мы должны быть Лавану за это премного благодарны. Однако культивируем к нашему предку дурные чувства.
Я думаю, основное послание помянутых историй и многих других в первых главах Торы — оно о любовных отношениях Создателя и его народа — евреев. Всевышний сообщает через пророка Исайю о своей любви к нам: «Сделаю тебя светом для народов»; «Забудет ли женщина младенца своего, не жалея сына чрева своего?» И о наших с Ним семейных отношениях: «Супруг твой — Создатель твой, Господь Цеваот — имя Его» (49:6–54:5), а через пророка Хошею: «И обручу тебя Мне навеки… и обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Господа» (2:21–23).
Действия наших праотцев и праматерей тоже объясняются любовью — их ответной любовью к Творцу. Дважды в день в своей главной молитве «Шма, Исраэль» мы произносим: «Люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим». Этой взаимной любви посвящена библейская «Песнь песней». Комментарии в Сидуре (издательства «Артскрол») сообщают, что «виток кожаного ремешка тфилин (который соблюдающий еврей накладывает по утрам 6 раз в неделю) на среднем пальце руки подобен кольцу, которое жених надевает на палец невесты».
Первые главы Торы — это любовный роман. В ракурсе любовного романа, со всеми его атрибутами, становятся понятными многие загадочные действия наших праматерей и праотцев. Яаков, перекупая у своего брата Эсава первородство и перехватывая отцовское благословение главы народа, стремился стать предельно близким Всевышнему — и достиг этого. Вскоре после получения им благословения от Ицхака, Яакову было сказано: «Я Б-г — Всесильный Авраама, отца твоего, и Всесильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, — тебе отдам ее и потомству твоему… и благословятся тобою и потомством твоим все племена земли» (28:14–15).
Из этого обещания видна особая роль Святой земли в отношениях Создателя с евреями, его любовного подарка нам. Поэтому понятно наше отвержение Лавана, который хотел отвадить Яакова от верности дарованной ему Земле Обетованной, желал, чтобы Яаков со своей семьёй растворились среди жителей Арама. Верность Святой земле — обязательный атрибут наших интимных отношений с Творцом. О ней говорится и в знаменитом эссе рава Й. Б. Соловейчика «Голос любимого зовёт».
Главный продукт любви — дети. В акте зачатия, учат мудрецы, задействованы трое: отец, мать и Всевышний. Рожая, праматери продолжали развивать наш любовный роман с Творцом. Через них осуществлялось обещанное Аврааму: «Сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их?.. Таково будет потомство твое».
Как многие важные дела, акт любви наших праотцев и праматерей ко Всевышнему — принесение в этот мир детей — оказывался часто чрезвычайно трудным, требовавшим нестандартных решений. Вернёмся к истории, в которой Авраам и Сарай спустились в Египет. Они уже были женаты более полувека. Сарай оказалась бесплодной. Поэтому Пинхас Полонский предлагает объяснение, что Авраам сознательно допускал ситуацию, при которой Сарай заберут в гарем фараона, а он сможет взять себе в жены египтянку, с которой родит потомство. Но Всевышнему такой ход событий оказался неугоден.
Прошло ещё 10 лет, и «сказала Сарай Аврааму: “Вот, Господь лишил меня плодородия; войди же к рабыне моей: может быть, у меня будут дети через неё”» (16:2). И родила Агарь, служанка Сарай, от Авраама сына Ишмаэля, прародителя арабов. А Сара (ей Всевышний к тому времени изменил имя) в 90 лет зачала от Авраама, и родила нашего второго праотца Ицхака.
Подобным же образом подстёгивали свое плодородие жены Якова: «Увидела Рахель, что она не родила Яакову… И она сказала: “Вот служанка моя, Бильга; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей через нее”. И она дала ему Бильгу, рабыню свою, в жены» (30:14). После того как Бильга родила Якову двоих сыновей, прошло время, «и вспомнил Б-г о Рахели, и услышал ее Б-г, и отверз утробу ее. И она зачала, и родила сына» (30:22–23). Между тем «увидела Лея, что перестала рождать, и взяла рабыню свою Зильпу, и дала ее Яакову в жёны» (30:9). Зильпа родила Яакову двоих сыновей, и Лея вновь обрела плодовитость.
Ещё необычнее появление потомства у Лота. Тому, решив, что после уничтожения Содома весь остальной мир погиб, родили сыновей две его дочери. Возникшие от сыновей-внуков Лота два народа были в основном враждебны евреям. Тем не менее от одной из дочерей Лота, через Рут, произошёл царь Давид, а другая — в родословной Машиаха, который задерживается.
Не всё идёт гладко в нашем романе со Всевышним. Ещё в пророчестве Хошеа Он упрекал нас: «“Шла за любовниками своими, а Меня забывала”, — сказал Господь» (2:15). Такую измену Всевышнему совершают в последние десятилетия американские евреи. С начала 70-х годов прошлого века еврейское население США снизилось примерно с 6 миллионов до 5. При этом в страну за это же время эмигрировали более миллиона евреев из бывшего СССР. То есть потеря — более одной трети.
Количество смешанных браков среди американских евреев оценивается ныне в 82% от заключенных ими. Сделав поправку на ортодоксов, у которых смешанные браки — редкость, получим для остальных цифру, приближающуюся к 100%. Это означает, что ещё одно-два поколения, и в недавнем прошлом самая большая в мире община евреев — американская — исчезнет. Она почти не производит на свет еврейских детей.
Другое проявление неверности американских евреев их любовному союзу с Творцом — падение их поддержки Израиля — реализации нашей связи со Всевышним через дарованную Им землю. В Америке активно функционируют еврейские антиизраильские организации типа пресловутой «Джей-стрит». Особенно велико количество антисионистов среди молодых евреев.
В истории случались процессы, подобные нынешней американской трагедии: в Испании в XV веке половина евреев, избегая изгнания, приняла католичество и растворилась среди испанцев; в 40-е годы ХХ века около 6 миллионов европейских евреев сгинули в Холокосте. Отличие от Холокоста — исчезновение евреев в США происходит добровольно.
Ситуацию, похоже, может изменить приход к власти в США самого произраильского в истории президента. Суперзвездами на небосклоне американской политической и общественной жизни обещают стать дочь президента Иванка со своим мужем — яркие, красивые, талантливые, успешные молодые иудеи-ортодоксы. Иванка — преуспевающий бизнесмен и писательница, автор бестселлера. Её муж Джаред Кушнер — инвестор и недавний владелец газеты. Это он организовал победную президентскую кампанию Трампа, противопоставив телевидению и традиционным СМИ, работавшим на Хиллари, социальные сети в Интернете — прямое обращение Трампа к избирателям. Джаред ещё и составлял речи тестю.
Удивительна динамичность американской социальной лестницы: в войну предки Джареда бежали из гетто белорусского Новогрудка и спаслись в еврейском партизанском отряде братьев Бельских. Сегодня их внук, муж одной из красивейших женщин Америки, помогал своему тестю в победе на выборах президента США и стал одним из влиятельнейших людей мира.
Не изменят ли новые герои американского общества — молодые Кушнеры — грустную динамику угасания американского еврейства? Если красавица и умница Иванка, родившаяся нееврейкой, стала иудейкой, рожает еврейских детей и поддерживает Израиль, не вернутся ли под ее влиянием к тому же многие рожденные еврейскими родителями американцы? Это могло бы спасти еврейскую общину США от исчезновения. Ведь обещал Всевышний в пророчестве Исайи не оставлять народ свой: «Так сказал Господь: “Где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее?”» (50:1).
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Трудно себе представить, что приход к власти произраильского Трампа вернет ассимилирующихся американских евреев в презираемое ими националистическое русло, не говоря уже о гораздо более презираемом ими религиозно-националистичеком русле. Вот если бы к власти пришел явный ненавистник евреев, то был бы какой-то шанс.
НИ в Торе, НИ в Коране НЕ сказано, каким образом Ишмаэль, египтянин по матери, стал якобы — прародителем арабов.
ПОЧЕМУ же евреи приняли такую идею Мухаммеда, перескочившего в Коране через тысячи лет после Авраама, заявляя о якобы своем и арабов — «родстве» с Авраамом?
Сюзанна! Авраам любил своего сына Ишмаэля, изгнание Агари было для него личной трагедией, но прочтите в Брейшит его характеристику будущего Ишмаэля, и вы увидите типичного араба. Не говоря уже о том, что Ишмаэль жил в Хевроне, в Заиорданьи, в районе нынешней Петры, на юге Аравы… Хоронил отца в Меорат а-Махпеле, прервав временно, вражду с Ицхаком и совместно с ним.
Если вас интересует мнение подробнее, читайте здесь http://evreimir.com/106465/150925_avrum_parafraz-2/
Прочитала.
На этот счет имеются различные мнения, НЕ подтверждающие родство арабов с Авраамом.
«Разумеется, в Библии нет свидетельств о том, что Измаил был прародителем «арабов». «Идея о том, что евреи и арабы являются «кузенами», через Измаила и Исаака, сыновей Авраама, не была традиционной ни в Библии, ни ни среди древних арабов», стр. 25-26. (Ш. Д. Гойтейн. «Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков». Библиотека «иудаика». Иерусалим —Москва. 2001).
В Торе упоминаются только имена 12 сыновей Ишмаэля (Измаила) и одной дочери, — от жены-египтянки («и мать взяла жену ему из земли египетской»). В Коране эти имена не упоминаются, и нет свидетельств того, что Ишмаэль породнился с арабами, и из Коране непонятно как, перескочив через несколько тысячелетий арабского язычества, Мухаммед — в 7 веке новой эры «вычислил» — «родство» арабов с Ишмаэлем (Измаилом) и Авраамом.
Ученые считают, что «Измаил» называлось племя, обитавшее в том регионе, и арабы нам НЕ «родственники», а просто — соседи.
Мухаммед назвал в Коране Авраама — «отцом арабов» и мусульманином», (назначив вероисповедание — «мусульмане» считаться появившимся — ранее, чем иудаизм и христианство), НЕ приведя никаких доказательств того, что Авраам, названный в Торе Богом Израиля — иври-еврей еще до рождения Ишмаэля (Измаила), якобы был «арабом» (со слов ангела Джабраиля, сура 22:77), хотя Аллах должен был через того же ангела передать Мухаммеду — родословную о том, КОГДА И КАК потомки египтянина Ишмаэля (Измаила) породнились с арабами, (хотя бы начальную), такую же, как еврейскую родословную Бог Израиля передал — Моисею, (ведь арабы считают Мухаммеда равным Моисею). Но Аллах — НЕ ПЕРЕДАЛ.
По-моему мнению — евреи НЕ должны тиражировать не подтвержденные арабские вымыслы, так как в Торе — АРАБЫ НЕ УПОМИНАЮТСЯ.