Как, вы не знаете эту великую оперную певицу? А рыцарей без страха и упрёка Чебурашку и Крокодила Гену? Ну так я вам напомню: боевая старушенция совершенно справедливо напевала в мультике: «Кто людям помогает — тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!»
По крайней мере, это так верно для нынешней «массовой информации»: о злодее и злодействах напишут вдоль и вкось, десять раз сами себя опровергнут и подтвердят, а вот нечто доброе… Загадка: о ком больше болтали — о матери Терезе или о Шакале с Саддамом?
Интересно, отчего мудрую бабушкину сентенцию обозвали «юмором»? Да ей докторскую степеню присудить надобно за детальное исследование человеческой психологии и социологии!
Подозреваю, есть в фамилии Шапокляк нечто иудейское. А если не в ней самой… Режиссёр Качанов, простой, кажется, славянин, звался отчего-то Рувим Абелевич. Композитор Шаинский — нонче гражданин Израиля. Тут тебе Юрий Норштейн, Леонид Шварцман… устроили, понимаешь, синагогу из киностудии! Да и нос у крокодила Гены… какой-то не курносенький… а у крыски Лариски и вовсе несоциалистическая внешность. Из этого вы, конечно, видите, что излагает учёная дама старинное еврейское наблюдение.
Правда, у наших мудрецов оно идёт с предисловием: от того, кто гонится за славой, слава убегает; за тем, кто от славы бежит, слава гонится. Спросил однажды острого на язык Коцкого ребе его хасид: «Почему, хотя я от славы бегу, она так за мной и не гонится?» И получил в ответ: «А ты, когда бежишь, не оглядывайся». В смысле — коли убегаешь от славы искренне, она таки тебя преследует, а если задумал трёхходовую комбинацию — извини, милок, не ты один варианты считать умеешь.
Единственное уточнение, причём прошу при вручении Нобеля отщипнуть для меня от бабуси пропорциональный кусочек: «прославиться» нельзя, но «ославиться» можно. Чувствуете тонкую лингвистическую разницу?
Биографию нашего народа теория профессора Шапокляк описывает в точности. Марк Твен писал в «Письмах с Земли»: «Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев». За что? Любимая присказка моего тренера: «Ни одно доброе дело не должно пройти безнаказанным».
Если вам по ошибке покажется, что люди благодарны, когда помогают им развиваться лично и возвышают культуру их народа — вы будете почти правы. За одним устойчивым исключением — если это не евреи. И чем больше оные стараются, поддерживают всяческие арабские университеты, бедуинские городки, кормят-поят даже миролюбивый ХАМАС электричеством и водой — тем их подшефным наглядней и очевидней, от кого все неприятности в мире. Чем с большим энтузиазмом налегают пархатые во всяческих ООНах на «мы с тобой одной крови» и «единственная демократия на Ближнем Востоке» — тем энергичней демократические страны потрясают дланями: «Ату его!»
Большой поклонник «кровавого навета» В. Розанов писал, что «еврей проникается культурой того народа, среди которого живет, он заигрывает с ней, как влюбленный, проникает в нее, участвует в ее создании». Ему вторит филосемит Н. Бердяев: «Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев (в общевойсковых сферах знания) среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно — делайте сами великие открытия!» Вводы и выводы разные, а факт — он и в Африке факт.
Есть такой сайт: Yes/No, там проходят всевозможные виртуальные «голосования». Раз они задали вопросик: «Евреи принесли миру больше зла или добра?» Порядок слов в вопросике уже интересен, по-русски говорят «добра или зла». Так вот, кто за «добро», отвечает обычно не слишком длинно и сравнительно грамотным языком, а который за «зло» — развёрнуто, с крепкими выражениями и многими грамматическими ошибками.
Приму заочное участие в голосовании. Единоб-жие — принцип моральных требований Высших сил к человеку — пришло в мир через евреев. Итог: «народ-богоубивец», «жадные, бессовестные и циничные заговорщики». Библейская история: Йосеф спасает Египет от голодной смерти, затем евреи становятся участниками «египетского экономического чуда». Итог — фараоны, как простые напёрсточники, кидают евреев, заманивают их много раз затем повторённым лозунгом: «Отечество в опасности, спасём его!» — и постепенно превращают в рабов. До — попытки полного уничтожения.
Вавилония: Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья, принеся изрядную пользу обществу, запихиваются кто в горящую печь, а кто в ров со львами. После восстановления (через века) вавилонской государственности евреи — одна из главных общин, на которых держится страна, всегда лояльная правительству. Итог — запрет на чтение и изучение Торы и преследования. Надо, кстати, отдать должное вавилонянам — хорошенько «погуляв» поначалу, в дальнейшем они в целом проявляли к нам сравнительно наибольшую лояльность — из всех народов, с которыми мы длительное время соприкасались.
История персов подождёт до Пурима. Небеса, знаете ли, беспардонно вмешались и не дали довести до конца намеченную «благодарность». По аналогии с 1953 годом.
Христианство, наш «внебрачный сынуля», «отблагодарило» «папочку» по полной, аж перечислять тошно. Мусульманство, родившись из того же источника, довольно быстро продефилировало к пониманию нас как «второсортных монотеистов». Со многими отсель вытекающими.
Испания, расцвет и роль «мировой империи» которой были немало обязаны еврейским мозгам, рукам и ресурсам, приступает к погромам и насильственному крещению. Создаёт инквизицию, одной из главный целей которой стали мараны — насильно крещённые евреи. А под занавес своего расцвета «христианнейшая из стран» понимает не хуже Катьки, что «от врагов бога нашего не желаем полезной прибыли» — и изгоняет нас поголовно. Не просто изгоняет, а преследует при этом и впоследствии, стараясь и надеясь исполнить всемирно-историческую роль «наци». Правда, могучая империя отчего-то вскоре превращается в захолустье, но чего не сделаешь ради торжества «правила Шапокляк»!
Польша, некогда самое свободное европейское государство, давшее евреям приют и ставшее на века «еврейским раем», в жизни которого благодарные евреи потому принимали самое деятельное участие, особенно как наилучшие менеджеры, ремесленники и торговцы — в итоге дошла по поговорки: «Если поляк встретил на улице еврея и не ударил его — значит, он лентяй». Крупнейшие концлагеря Второй мировой не случайно располагались на территории Польши.
Евреи создают в Европе банковскую систему, активно участвуют в организации международной торговли, в просвещении, признанные лидеры в медицине… В итоге — погромы и преследования, тяжкое налоговое бремя, ограничения в проживании и профессиях. Европа Нового времени, получив многое от своих более учёных соседей (в особенности от немецкой, итальянской и французской еврейских общин), тоже ответила погромами, гетто и традиционными уже запретами на профессии.
В процессе секуляризации XVIII–XIX веков поучаствовали и евреи — и как ответ на это зародился новый, ещё более пещерный антисемитизм, направленный на евреев независимо от их религиозной и культурной принадлежности. «Перестать быть евреем» стало (в глазах антисемитов) невозможным, никакое крещение уже не помогало. Согласно формуле великого композитора Вагнера, принятой в дальнейшем на вооружение великим политиком Гитлером: «есть только один способ вытравить из головы еврея тлетворный еврейский дух — снять с него эту голову». Кстати, тогда появился и сам термин «антисемитизм», изобретённый пруссаком Вильгельмом Марром, в 1879 году возникла Антисемитская лига.
Массовое участие евреев в немецком культурном подъёме конца XIX — начала XX века: наука, театр, литература, журналистика… привело… сами знаете к чему.
Перепрыгивая через многое и многия, упомяну лишь ещё активное участие ассимилированных евреев в российских революциях. Помните: «За столом сидят шесть комиссаров. А под столом — двенадцать колен Израилевых». Итог — «дело врачей» и прочие элементы готовившегося (и отчасти уже начавшегося) геноцида, политика государственного антисемитизма и вражда с Израилем на десятилетия.
Кто против тезиса мадам Шапокляк как минимум в еврейской истории — поднимите руки, пожалуйста. А почему? За что наш народ традиционно ославлен, чем он так не угождает народам прочим, к которым чаще всего — «всей душой»?
Я здесь говорю, конечно, не о каждом человеке персонально и даже не об отдельных народах в немалые периоды их истории — можно вспомнить хотя бы в целом дружелюбных к нам чехов и датчан середины ХХ века, американцев второй его половины (и в немалой степени, несмотря на все старания обамовской администрации — по сей день). Но, как глаголил мудрый чукча, тенденция, однако, очевидна. Вот что говорит на сей счёт наша Традиция.
«Закон Торы — Эсав ненавидит Якова». Прямо в тексте Пятикнижия (из благословения Ицхака своим сыновьям) читаем: «Когда ослабевает Яков-Израиль — приходит к власти Эсав». Причём приходит не как-нибудь на мягких лапах, а с его фирменным благословением «жить мечом будешь». Старается при этом не мытьём, так катаньем Израиль низложить, вернуть себе духовное и политическое первородство.
Ежели кто сомневается, почитайте рассуждения отцов церкви и прочих знатных христиан по «еврейскому вопросу». Пусть вы встретите и исключения типа литургии Иоанна Павла II.
И как ты к нему ни подступай с подарками и миролюбивыми учтивостями, Эсав всё равно будет нас преследовать — надевает ли он маску христианства, атеизма, либерализма. Будет, пока это в его власти. То есть — пока наш народ разделён и раздроблен, покуда слабовата наша связь с Создателем, чьими посланцами ко всему человечеству мы являемся… Покуда мы ленимся нести к самим себе и к другим людям наше главное и, по сути, единственное богатство — Б-жественный Закон и мораль, — деться некуда, антисемитизм есть наша неизбежная тень.
Вопрос только — как он проявляется. Пока «еврейства в еврее много», пока есть у соседей с нами важные идеологические разногласия — чаще всего юдофобия выйдет наружу как идеологический спор, клевета и зависть, как ограничения и попытки мягкой и «сладенькой» либо же принудительной ассимиляции. Бывают, конечно, исключения типа Хмельнитчины, но они именно исключения.
Зато если мы отходим от своего еврейства, становимся «как все» в области духовной и идейной — что же остаётся бедному братику, как же ему проявить свою «нежную любовь»? Мы ведь так на него похожи! Приходится волку в овечьей шкуре вспомнить вагнеровское и гитлеровское рассуждение. А не то, знаете ли, душа пылает — а к чему ещё прицепишься? И тогда, уж коли спор перешёл из сферы идей и образов в голую практику, громила засучивает рукава…
Сегодня он ещё пишет резолюции… Получите удовольствие, почитав список стран Совбеза при свежем юдофобском голосовании… какое трогательное единогласие «государств с различным общественным строем»! Но чем больше, повторюсь, видит Эсав наш народ подобным себе, чем чаще официальные еврейские лидеры пристают к нему с этим надоевшим: «Братик, мы ведь с тобой одной крови»… Тем сильнее ему не терпится приступить к «конкретному решению». Так было в Испании — где ещё в XII веке написан Рамбамом знаменитый «Путеводитель заблудших». Так было в российских погромах — в стране, где «еврейское просвещение» делало быстрые невиданные успехи; так было в СССР, государстве громогласной «дружбы и равноправия народов», где уже с 1930-х стало выясняться, что не все народы так уж равноправны; так было в стране наивысшей на тот момент ассимиляции нашей — Германии первой половины века ХХ.
Ладно, посягну ещё на одну дольку шапокляковского Нобеля и назову область, где «закон Шапокляк» не работает. Это — наши отношения с Творцом. Гордиться, и гордиться заслуженно, можно и достойно лишь тем, что «знаешь Его». Близость к справедливому и милосердному Создателю, способность хоть до некоторой степени подвести к этой близости других — и есть самое доброе из всех возможных добрых дел. Оно же есть единственное устойчивое исключение из «закона Шапокляк». Поскольку — не от человечьей психологии зависит.
Выводы делайте сами. Кто надеется на Трампа, кто — на мощь атомного щита, кто — на (хи-хи) рост гуманизма на земле… Мне же очевидно, что коли мы не позовём — громко, преданно, с любовью и истинным упованием — нашего Пастуха и Защитника — «свято место пусто не бывает»… Не дай Б-г!