В еврейском календаре регулярно встречаются пары дат, которые создают между собой баланс.
Суровый Йом Кипур и идущий за ним веселый Суккот.
Не заполненный мицвот таинственный Шмини Ацерет и идущий сразу после него бурлящий радостью, танцами и «лехаимом» праздник Симхат Тора (в Израиле их празднуют в один день, в диаспоре — два отдельных дня).
Пост Первенцев перед Песахом.
49 (полутраурных) дней Сфират а-Омер перед возвышенным праздником Шавуот.
Пост Эстер перед Пуримом.
Пост Гедальи после Рош Хашана.
После суровых трех недель от 17 Тамуза до 9 Ава — радостный день 15 Ава.
Сейчас мы проходим похожую пару зимних дат.
Недавно минул восьмидневный радостный праздник Ханука. И через неделю после него мы попадаем в грустный пост 10 Тевета.
Давайте попробуем осмыслить эту связку.
Йом Кипур и Суккот демонстрируют идею, что, очистившись в Йом Кипур, мы в том числе демонтируем барьеры между нами и Б-гом, и это приносит нам огромную радость, идущую от Б-га и от его обновленных отношений с нами.
Шмини Ацерет перед Симхат Тора выглядит, условно говоря, как затишье перед бурей веселья.
В пост Первенцев мы понимаем, что во время казней египетских мы тоже могли погибнуть. Или, говоря точнее, если евреи, ассимилируясь, считают себя египтянами (греками, немцами, русскими, американцами или любым другим народом), то во время Б-жьего гнева на злодейские народы (египтяне поработили и мучили евреев) такие ассимилированные евреи могут попасть под «горячую руку» Б-жественного гнева. Поэтому, выдавливая из себя египтянина в пост, мы рождаем в себе еврея в Песах. На протяжении 49 дней Сфират а-Омер улучшаем черты своего характера, связанные со сфирот, чтобы удостоиться дарования Торы в Шавуот. В пост Эстер «набираемся серьезности» перед весельем Пурима и также вспоминаем, что Аманы не дремлют и могут нас сильно напрягать.
Есть и другие варианты объяснений. Например, есть утилитарная польза от поста Гедальи — после двух дней обильного застолья в Рош Хашана (еврейский Новый год), как говорится, сам Б-г велел провести разгрузочный день (пост), а заодно и приурочить его к памяти убитого предателями Гедальи. И наоборот, после трех летних недель ограничений и двух постов, после скорби о разрушении Храмов мы получаем луч света в конце тоннеля в виде 15 Ава — Дня любви.
Зимний букет
Долгая зимняя ночь — темный период, когда мало солнечного света вокруг нас. У всех народов есть свои зимние праздники, в которые люди зажигают свечи, внося Б-жественный свет в природную ночь. У нас, евреев, этот выдающийся процесс в виде Хануки занимает целых восемь дней. Восемь — это выход над семеркой земного мира — в мир чудес, Высшего мистического света и памяти о храмовой меноре.
Но наши мудрецы и здесь блюдут баланс и через неделю после Хануки вводят очень маленький пост. Маленький, потому что самый короткий. Он символизирует тьму, которая сжалась в один короткий день против восьми дней света Хануки. Это работает такая небольшая духовная «гомеопатия» — немного тьмы, чтобы не было перекоса во много света.
Когда мы постимся, мы преобразуем эту тьму и при этом как бы не даем пищи этой тьме (то есть как бы сажаем тьму на голодный паек). Как поется в песне, «щоб згинули наши вороги!»
После этого мы, окрыленные, смотрим вперед в Ту би-Шват, который символизирует начало пробуждения сил природы (в сокрытом формате) и Пурим — когда зима и Аман проигрывают наступающим силам весны и Эстер (а также дню 8 Марта).
Баланс — это ключевая черта еврейского календаря.