Из сборника «…И другие приключения Шурика»

Первый час в ортодоксальной синагоге

(Заметки еврея-атеиста из постсоветского пространства)

 

shurik3aВалерий Шурик, Кливленд

 

Человеку, впервые пришедшему в ортодоксальную синагогу, вернее в молельный дом, будучи до того из Советского Союза, всё увиденное, здесь происходящее, а в основном — услышанное на незнакомом арамейском языке, представляется очень забавным зрелищем.

Действительно, человек с определённым уровнем интеллекта попадает в среду, где невозможно понять, отчего такой шум в таком богопристойном заведении. Напоминает коридоры начальных школ в перемену. Разбившись на группы по два-три человека, все говорят громко, эмоционально, театрально размахивая руками в помощь утверждения мысли, не обращая внимание на остальной гвалт.

Image result for дебаты евреев - ортодоксовВначале становится как-то неловко от одной только мысли – что я здесь потерял?.. Со временем, вникая в эмоции определённой группы, начинаешь осознавать свою узкость мышления.

Сначала было слово…

За час до чтения утренней молитвы, ортодоксальные евреи собираются в синагогах для обсуждения своего восприятия Торы, Талмуда или ещё каких–то заумных книг.
Надо принять во внимание – каждый верующий еврей, вне зависимости от страны проживания, на любой вопрос имеет три мнения. Не ответа. Нет. Именно три мнения. А если их двое, или не дай бог трое?..

То-то и оно. Каждое мнение имеет своё право на жизнь. И спокойно это всё высказать даже теоретически невозможно.

Надо отдать должное спорам. Обижаться друг на друга нельзя – все евреи. А потому спорят с улыбками и даже с утробным хохотом – надо же он не понимает простые вещи?! И слёзы радости на глазах.

Только в эти моменты начинаешь понимать, чего ты был лишён с рождения. Быть с радостью непонятым. И возможностью любому еврею в мою голову втаптывать своё понятие. И при этом не обижаться, не ругаться, не портить взаимоотношения и много других разных “не” и оставаться доброжелательными друг к другу.

Вернулся домой в странном расположении духа. Как в себе разобраться? Что я упустил в своём восприятии жизни? Больше вопросов, чем ответов.

Необходимость как минимум два месяца ежедневно посещать синагогу после смерти отца, постепенно поставила всё на свои места.

Научился понимать по эмоциям характеры людей.

Related imageПо мере отрастания бороды, ко мне становилось другое отношение окружающих. Я старался понять основные мысли, заключённые в молитвах из Сидура на русском языке. Английский уже был достаточным для философских дебатов.

Как-то вступил в беседу двух рядом сидящих, примерно моего возраста или ненамного младше, уже ближе познакомившихся соседей.

– Думаю вы не правы, ребе Мойша, – сказал я как бы мимоходом.

Мои соседи вдруг замолчали с явной озадаченностью. Я знал лишь несколько слов на иврите. Как то – «да», «нет», “здрасте-досвиданье” и ещё пару обиходных выражений.

– ??? – Явственно читалось в глазах друзей. – Вы понимаете наш спор?

– Нет. Но ваши эмоции гораздо более обоснованы.

Они так громко рассмеялись, что в зале вдруг стало тихо.

– Вы только послушайте, что сказал этот русский, – продолжая смеяться и вытирая глаза от слёз мой сосед Кацман, – оказывается он начитает понимать Тору через наши эмоции без знания языка.

– Что смешного, – пробормотал ещё один ребай, сидящий невдалеке, и тоже протирая глаза платком, – евреи не понимают друг друга говоря вслух, но внутренним чутьём…

– Каким внутренним чутьём ты что-то понимаешь? – Вмешался в разговор его сосед-оппонент. – Он может быть умней нас, только немой.

После этого замечания достопочтенное собрание обо мне забыло и стало что-то выискивать в Торе объясняющее данную ситуацию.

Со стороны они напоминали великовозрастных детей. Столько азарта и всплеска эмоций!

Но часы подходили к отметке 7, и все возбуждённые стали с молитвой накручивать Тфилины и облачаться в Талес, готовясь к чтению утренней молитвы.

Да уж. Для меня первая неделя была полна неизведанного состояния, нового восприятия человеческих отношений. Становилось более понятно, почему все древние народы с их культурой остались лишь в археологических исследованиях, а иудаизм сохранился, и с ним его народ. И даже распространение еврейского мистицизма, так называемой кабалы, не смогло изменить еврейской психологии религиозности, не говоря уже о самом народе.

В конце концов я стал принимать участие в их спорах на английском языке. Однажды в эту синагогу зашёл незнакомый мне ребай. Наша троица о чём-то активно беседовала, как вдруг до моего уха донеслось :

– Кто этот достопочтенный ребай? И почему они говорят на английском? – перевёл, улыбаясь мне, с иврита мой собеседник. – Почему я не знаю его?

Рядом стоящие стали наперебой ему рассказывать мою историю. И потому каким тоном они это рассказывали, я понял – меня приняли в свою общину. Стало приятно. Я видимо покраснел.

– Ты правильно понял о чём они говорят. Они тебя очень уважают. Ты уже наш еврей.

С Новым Годом. (Дискредитация)

Вот так мы все и живём. В нём. И нам не пахнет. Нет, не совсем чтобы так, но к запаху привыкают.
Нам лапшу на уши изо дня в день. Из года в год. А вам всё равно.
И стараются вроде бы обесцвеченную, а сваришь – всё равно тёмная и склизкая. Инструкцию к восприятию не прикладывают.
А зачем?
Зачем нас обременять раздумьями? Вон неандертальцы не думали и спокойно жили, пока не вымерли. И нас ждёт…
Все поют – демократия… И чего поют? Пой не пой, не ты выбираешь как жить и что есть.
Тебе дают квоту на заблуждения.
Дальше за тебя додумают.
Некоторые выскакивают. По незнанию. Или недорозумению. Ненадолго. Пока не прищучат… Налоги разные… Лучше не высовываться.
Всё заберут, вежливо объяснив.
А бодаться с кем? Пока ищешь пути – банкрот. Не так обратился, а как не знаешь, – банкрот. Если не денежный, так моральный, но банкрот.
Слово такое придумали. Как палка в колёса.
И мы все жуём, что навесили.
На места в правительстве – квота.
Там тоже лапша, но сортом выше. Но всё равно лапша.
Десять активных, раздающих. Остальные наматывающие. И все на наши деньги, чтобы не высовывались. На всех налоговых денег не хватит – квота.
Мой сослуживец решил улучшиться. Уволили. По статье “не высовывайся”.
Сосед построил забор. Пришли, проверили. Вердикт – нормы нарушил. Какие не сказали. Разобрать и посадить изгородь, живую. Сквозь неё всё видно.
Новый 2017. Что ты принесёшь? Только не повторяйся.
Но нового не придумали.
Пора возвращаться поголовно к Богу. Легче инквизиции будет считать.
Иначе пойди разберись – кто верный, а кто нет.
Антисиметизм отменить. Все от Адама. Адам по Галахе еврей.
До того как рожали мужчины – Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его и так до без конца.
Вывод: антисемиты — пришельцы. Выдворить из Солнечной системы. Без обратного адреса.
Вот тогда и заживём. Как в Израиле – вечно в раздорах.
С Новым Годом!

01.02.2017.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Из сборника «…И другие приключения Шурика»

Comments are closed.