Война на праздник

children-circa-1951Удивительный праздник Ханука. Споры о нем не утихают более двух тысяч лет. И каждое поколение находит в ханукальной истории новый, вызывающий разногласия аспект. Может быть, в этом феномене проявляется военная составляющая Хануки? Ведь это была не только и не столько война за независимость, сколько гражданская война, идеологическое столкновение приверженцев двух взаимоисключающих мировоззрений.

Уже во время своего зарождения праздник оказался причиной раздора — ведь он закреплял воцарение династии Хасмонеев из колена Леви, которая не происходила от царя Давида. В XX веке Ханука оказалась частью важного для Израиля спора о соотношении национального и религиозного элемента в еврействе. В последние же годы у Хануки появился новый контекст — мировая повестка дня, которая все чаще заставляет задуматься об угрозе терроризма и мусульманского фундаментализма. Сравнение нынешних угроз с войной Маккавеев не заставило долго себя ждать.
Популярная журналистка Юлия Латынина нередко вызывает критику в адрес своих статей, но ее никогда не обвиняли в антисемитизме. Наоборот, в ее адрес звучали обвинения в исламофобии и излишних симпатиях к Израилю. И вот она дает оценку войне Маккавеев и их готовности к самопожертвованию, называя их предтечами шахидов «Исламского государства» (одной из немногих террористических организаций, запрещенных в России). Латынина, правда, оговаривается, что по прошествии нескольких сотен лет иудаизм все-таки стал мирной религией. Но ханукальный вопрос поставлен: так что же мы на самом деле празднуем?!
Совсем в другом углу идеологического спектра публицист Дан Фридман, в отличие от Латыниной, катастрофически воспринимающий избрание Трампа, исторический фон Хануки, однако, описывает почти теми же словами: победа фундаменталистов над толерантной космополитической империей.
Подобные вопросы возникают не только при взгляде извне. Вот на какую запись я наткнулся в одном из популярных блогов, автор которого тщательно соблюдает еврейские законы: «В беседе с сыном мы пришли к неожиданному выводу, что, живи мы во времена Маккавеев, наверняка оказались бы в рядах эллинизированных евреев. Ибо там, в городах Яфета — театр, живопись и скульптура, философия и медицина, стадионы и спортивные состязания. Одним словом — красота. А что предлагают монотеисты? Молитва-учеба-дом-работа. Ни тебе музеев-театров-стадионов, а женщина — так вообще хлопочи по хозяйству, никакой cамореализации».
Рассуждения эти имеют не только абстрактно-исторический смысл. В еврейских праздниках всегда подчеркивается актуалия, их воспитательное влияние на следующие поколения. Разумеется, Ханука не ограничивается военной победой. Символика и заповедь праздника прежде всего посвящены чуду освящения Храма, да само название праздника толкуется как «Хану-кав-hей» — «остановились 25 кислева», и это подчеркивает, что праздник связан с послевоенным периодом.
Однако существует авторитетное мнение Маймонида, объявляющее первый день Хануки — днём военной победы. Кроме того, тематика войны и победы стала неотъемлемой частью праздничных молитв. Так что от вопроса, кто победители, а кто побежденные, нам не уйти.
Любая попытка переноса современных представлений в другую эпоху, конечно, грешит анахронизмом. Это верно и для тех, кто пытается отождествить себя с Маккавеями в своей борьбе против тлетворного влияния современности, и для тех, кто увидел в сторонниках эллинизации первых носителей европейской культуры.
Можно предположить, что в глазах евреев той эпохи любой современный ортодокс, воспитанный на идеях Маймонида, глубоко почитавшего Аристотеля, воспринимался бы как окончательно эллинизированный. С другой стороны, противниками Маккавеев были отнюдь не философы платоновской Академии. Более того, даже греками мы их называем весьма условно. Речь идет о провинциальном отблеске греческой культуры, внешние заимствования из которой соседствовали с жестокими и грубыми нравами, напоминающими намного больше насилие исламского фундаментализма, нежели отстаивание еврейских традиций. Один Антиох Эпифан чего стоит!
1860_152Так что нам остается от истории, если ее реальная атмосфера непереводима адекватно на язык нашего времени? Лишь идеи, которые могут быть извлечены из их исторического контекста и переведены в реалии иного поколения. В Хануку евреи отстаивали право на следование своей вере — в противоположность тому упрощенному представлению о рационализме, в котором отрицается всё недоступное постижению разума. Совершенный разум приводит к вере, а не противоречит ей — такова позиция Маймонида, не мешающая ему прославлять военную победу над эллинистами.
И то, что эта абстракция не была идеализацией для реальных Хасмонеев, мы можем судить по тому, что её победа не привела к разрушению памятников чужой культуры, как мы это видим в современном исламском фундаментализме, а стала лишь отстаиванием права на независимость и самобытность своего народа.
В еврейской истории были, правда, примеры агрессивной ксенофобии, как, например, резня в Киренаике во время Второй Иудейской войны, о которой упоминает Латынина. Но они никогда не становились примером для подражания или поводом для праздника! Библейский эпизод насильственного обращения в иудаизм идумеев надолго приобрел негативную коннотацию и привел к позиции принципиального отказа от миссионерства.
Возможно, один из секретов еврейского монотеизма, охраняющий его от скатывания к агрессивному фундаментализму, — это еврейское мировоззрение, называемое на языке каббалы «нижним единством». Упрощенно говоря — многообразие существующего мира не отрицает единства Всевышнего, а проникнуто им.
Отсюда позитивный взгляд на мир, желание сделать его более совершенным и духовным, не разрушая даже то, что этому процессу, на первый взгляд, сопротивляется. В этом смысл маленькой ханукальной свечи, бесстрашно освещающей окружающую тьму. Каждый день света становится всё больше — ведь добавляется еще одна свеча. На еврейский взгляд, такая методика эффективней взрывов и поджогов — поскольку нет смысла разрушать темноту, когда держишь в своих руках свет.

Михаэль КОРИЦ
Jewish.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора