Надежда – мой компас земной…
Н. Добронравов
У меня на этой неделе случилось несколько событий. Одно – совсем странное, просто чудо. Другое – приятное. И одно – очень печальное.
Начну с печального. В моцей Шаббат я был на похоронах самого близкого друга, рава Хаима Коэна, человека с большой буквы. Ему я более всех обязан тем, что начал и продолжил заниматься творчеством. Уже много месяцев я посвящал свои уроки его выздоровлению. Просил Всевышнего смилостивиться над ним. Очень многие люди молились о его выздоровлении. Но Всевышний ответил «нет». Его право. И теперь я пытаюсь своим скромным творчеством возвысить душу моего друга в Небесах.
Теперь о чуде, которое случилось на этой неделе. Я спустился на урок в кабинет руководителя ешивы. Со мной кто-то поздоровался. Я сразу не узнал. Потом понял, что это руководитель организации «Надежда» Наум Кофман (имя изменено). Я много лет работал учителем шахмат в той организации. Потом у них начались денежные затруднения, мне вдвое сократили зарплату. В итоге я ушел оттуда и мне остались должны еще 1200 шекелей. Наум при случайных встречах здоровался со мной и тут же сбегал. Я долгое время злился на него, даже пытался натравить директрису жены, но безуспешно. Потом злость прошла. Но надежда еще теплилась.
В этот раз Наум неожиданно спросил меня: «А мы тебе все выплатили?» Я расхохотался и добавил: «Нет, но я уже потерял надежду на «Надежду». – «Сколько мы тебе должны?» — «1200 шекелей». – «Я перешлю чек в твою ешиву». – «Хорошо», — сказал я и пошел заниматься. Вдруг Наум вызвал меня с занятий, извинился, что оторвал от учебы и дал 1180 шекелей. Его организацию закрыли два года назад. Так что он заплатил мне своими собственными деньгами. Мне показалось это чудом, сравнимым с Ханукальным. Просто зашел, никого и ничего не просил, тем более не требовал. Я вообще его не узнал. А тут тебе и деньги дают и еще извиняются.
До субботы я не понимал, за что мне такое чудо. В Шаббат на семинаре в Ашдоде рав Давид Вайс помог мне разгадать загадку моего ханукального чуда. Правда, говорил он не обо мне, а о праведнике Йосефе. Тот сидел по ложному обвинению в тюрьме. Дошёл до должности «старосты тюрьмы, так сказать, «старшего ЗеКа». С ним рядом сидели главный виночерпий и главный пекарь Фараона. Однажды Йосеф заметил, что они особенно печальны. Причина была в их снах, они не знали, как их растолковать. Йосеф объяснил им их сны. Сказал, что виночерпия помилуют, а пекаря повесят. Попросил виночерпия походатайствовать за себя у Фараона, потому что он, невиноватый, сидит в тюрьме. Виночерпий обещал.
Основная ошибка праведников, что они всех судят по себе. Йосеф в первый же день побрился, надел субботние одежды и ждал, что его освободят. Так продолжалось два года. Он каждый день находил для себя причину, почему виночерпий не попросил за него Фараона. Наконец он сказал себе: «У меня есть надежда только на Б-га». И в тот день не побрился и одежду не менял.
И сразу же Фараону приснилось два сна и их разгадка. Разгадку он забыл и мучился от этого. Виночерпий понял, что дальше не доносить Фараону о способностях соседа по камере себе дороже: фараон сойдёт с ума, а новый босс поменяет команду. И тут же Йосефа затребовали к Фараону, а через часик-другой назначили вторым человеком в стране.
И я надеюсь, что вскоре, когда мы все потеряем любую надежду, кроме Всевышнего, придет Машиах, Земля наполнится знанием о Всевышнем. Потом наступит воскрешение из мертвых и мы с тобой, Хаим, еще встретимся. Обязательно встретимся! Ведь тебе будет что спеть, представ перед Всевышним! А я отсюда тебе подпою!!!