Две ипостаси Теодора Адорно

Юрий Шоткин

Теодор Адорно
Теодор Адорно

Теодор Адорно (1903–1969), знаменитый немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки, родился в обеспеченной семье и в детстве носил фамилию своего еврейского отца Оскара Визенгрунда, который продолжал деятельность семейной фирмы, занимавшейся с конца XIX века виноторговлей.

Мать Теодора, талантливая певица Мария Кальвелли-Адорно делла Пиано, была корсиканкой. Частью этой длинной фамилии матери он заменил еврейскую фамилию своего отца. Мать и ее сестра Агата, прекрасная пианистка, занимались его музыкальным образованием, и с 6 лет Теодор играл на скрипке, а позже на фортепьяно. В то же время он делал первые попытки писать музыку. В школьные годы Теодор увлекся философией и вместе со своим еврейским другом Зигфридом Кракауэром (будущим известным социологом и писателем) каждую субботу читал «Критику чистого разума» Канта.

i511742В 1921 году Теодор с отличием окончил гимназию и поступил во Франкфуртский университет, где изучал философию, психологию, социологию и музыковедение. Также он брал частные уроки музыкальной композиции и игры на фортепьяно у известных франкфуртских музыкантов.

В 1925 году, защитив диссертацию по философии, Адорно отправился в Вену, где продолжил совершенствовать свое музыкальное образование у композиторов Альбана Берга (его опера «Лулу» недавно прошла с большим успехом в «Метрополитен-опера») и Арнольда Шенберга, знаменитого автора атональной музыки, в защиту которой Адорно написал статью, имевшую большой резонанс. По возвращении в Германию он много создал как композитор (песни, произведения для квартета и оркестра, оперы), а также необычайно разнообразно и плодотворно работал как теоретик музыки и музыкальный критик. Помимо прочего, он был музыкальным советником Томаса Манна, когда тот писал «Доктора Фауста».

Увлеченность музыкой сопровождалась у Адорно постоянным влечением к философии и попытками соединить то и другое. К юбилею Шенберга он написал эссе о нем с красноречивым названием «Диалектический композитор». Адорно описал путь Шенберга как диалектический процесс, в котором новые музыкальные возможности возникают через отрицание более ранних.

Но вскоре любовь к философии начала преобладать. И Альбан Берг, который был не только учителем, но и другом Адорно, как-то сказал ему: «Тебе придется в конце концов выбирать между Кантом и Бетховеном». Теодор Адорно опубликовал несколько глубоких философских статей и получил место преподавателя в университете, которое он вскоре потерял. В то время в Германии пришел к власти Гитлер, и евреи не имели права преподавать.

Теодор Адорно с Максом Хоркхаймером
Теодор Адорно с Максом Хоркхаймером

Адорно эмигрировал сначала в Англию, где 4 года читал курс лекций по философии в Оксфорде, а затем переехал в Америку, где обосновался в Калифорнийском университете в Беркли, в котором начал работать со своим другом по Франкфурту философом и социологом Максом Хоркхаймером. Они анализировали тоталитарные тенденции, характерные для фашизма и других подобных режимов, и новые технологии средств массовой информации для массового обмана и достижения покорности пассивного общества.

Вместе с группой социальных психологов Адорно разработал экспериментальный метод изучения корней авторитаризма и антисемитизма. Этот метод заключался в том, что набирались волонтеры для анкетирования и среди них отбирали людей с наиболее и наименее авторитарными и антисемитскими взглядами, мнения тех, которые были посередине, отбрасывали. Результаты этого исследования были опубликованы в знаменитой и до сих пор актуальной книге Адорно, вышедшей в 1950 году, «Авторитарный человек», которая была переведена на все европейские языки и переиздана миллионными тиражами.

1014079739В этой книге приведены ставшие знаменитыми две шкалы F и T. Шкала F, что означает фашизм, определяет основные черты авторитарной личности, которые присущи не только фашистским, но и всем антидемократическим лидерам: авторитарные представления, авторитарная агрессия, власть и твердость, разрушительность и цинизм, ксенофобия и преувеличенная сексуальная озабоченность. Шкала Т, то есть тест, позволяет каждому проверить свой уровень поддержки авторитарной личности, отвечая на многочисленные вопросы, приведенные в этой шкале. Вот для примера один из вопросов: «Стране нужны больше не законы и политические программы, а несколько смелых, неутомимых и преданных народу лидеров, в которых люди смогут поверить и пойти за ними» (предлагается два ответа: согласен и не согласен).

Одна из частей этой большой книги посвящена развенчанию пропагандистской деятельности Мартина Лютера Томаса, просвитерианского пастора-демагога из Сан-Педро, штат Калифорния, работавшего на христианском радио и проповедовавшего фашизм под видом американского крестового похода против евреев и коммунистов. Эта часть книги называется «Психологическая техника в речах Мартина Лютера Томаса».

Адорно отмечает, что в Америке, где демократическая идея имеет длительную традицию, было бы в высшей степени неуместным, если бы фашистский лидер стал нападать на саму демократию, как это открыто делали нацистские пропагандисты. Поэтому он навязчиво рекламирует себя сам, чтобы добиться такого влияния в массах, которое позволит ему свергнуть демократию во имя демократии. Адорно приводит несколько примеров (трюков — как он их называет) его манеры говорить о себе.

Трюк «одинокий волк»: Томас бесчисленное количество раз повторяет: «Я могу рассчитывать только на себя, и ни один политик не дал ни одного доллара на мое движение». Этот трюк основан на манипуляции американским недоверием к профессиональным политикам, которые якобы получают личную выгоду от мошеннических операций в общественных делах.

Трюк «преследуемая невинность»: Томас выбирает для рекламы такие свои личные качества, которые позволяют ему скрыть другие, ему не присущие и более существенные. Например, подчеркивая свои, как он считает, выдающиеся качества и незаурядность, он не упоминает, есть ли у него особые таланты к выполнению сложных задач, для которых у него нет необходимой компетенции.

Трюк «освобождение от чувств» — это модель поведения Томаса, которую его слушатели должны принять и которой должны подражать. Они не должны вести себя цивилизованным образом, а должны кричать, жестикулировать, гримасничать и этим дать выход своим чувствам. Недостаток эмоционального удовлетворения в промышленном обществе дает людям выход в иррациональном удовлетворении. На этом и построен трюк «освобождение от чувств».

Книга «Авторитарная личность» написана после войны, когда Адорно вернулся во Франкфурт и стал активно работать в университете Гете. Другой его знаменитой философской книгой, написанной в это время, была «Негативная диалектика», в которой критически переосмысливается диалектика Гегеля. Под негативной диалектикой понимается абсолютизация ее отрицающей функции то есть принципа негативности в противоположность диалектическому принципу, согласно которому через отрицание происходит утверждение.

imagesЕще одна важная книга, написанная Адорно совместно Хоркхаймером, «Диалектика просвещения» посвящена вопросу, почему человечество, вместо того чтобы перейти действительно к человеческому состоянию, впало в новое беспрецедентное нацистское варварство и как его избежать в дальнейшем.

Адорно продолжает много писать о музыке, чему посвящены его книги «Разыскания о Вагнере», «Диссонансы. Музыка в развороченном мире», «Музыкальные моменты», «Философия новой музыки» и другие. В целом собрание его сочинений насчитывает 20 томов.

В 60-х годах студенческое антиавторитарное движение во Франции и Германии боролось с правящими режимами этих стран, находясь во многом под воздействием книг Адорно и его сподвижников, которые выступали с резкой критикой пассивного общества. Студенты университета Гете, где преподавал Адорно, считали его своим единомышленником и даже соратником, но сам он категорически не принимал политику радикальных действий, и в 1968 году произошел разрыв его со студентами. Когда они попытались устроить митинг в опечатанной аудитории, Адорно вызвал полицию. В следующем семестре, разбросав листовки, осуждающие профессора, студенты открыто демонстрировали свое презрение к ему. Адорно пришлось прекратить свою преподавательскую деятельность. Летом 1969 года он уехал в Швейцарию, где через месяц умер от инфаркта.

Памятник Теодору Адорно во Франкфурте-на-Майне
Памятник Теодору Адорно во Франкфурте-на-Майне

Во Франкфурте, на площади, носящей имя Адорно, ему установлен удивительный памятник, созданный российским художником Вадимом Захаровым, проект которого победил в представительном международном конкурсе. Основная его форма — стеклянный куб, который стоит на квадратном основании, представляющем собой мраморный лабиринт линий с цитатами из работ Адорно — метафора его сложного пути. В кубе массивное кресло, письменный стол с рукописями, настольной лампой и метрономом. Сам Захаров объясняет идею памятника так: «Показать связь Адорно как человека-философа и человека-музыковеда с творческой личностью в ее высшем понимании. Это памятник именно такой личности и ее творческим размышлениям».

Во время написания этого очерка я подумал, есть ли еще пример среди знаменитых людей, которые добились успехов одновременно в философии и музыке. И такой пример нашелся. Это Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ, филолог, поэт, композитор, который по своим философским взглядам, конечно, был полным антиподом Адорно. Не пройдя основательных курсов теоретических музыкальных дисциплин, он еще в 13 лет начал сочинять музыку, все время в этом самостоятельно совершенствуясь. В 1862–1865 годах Ницше сочинил много фортепьянных пьес и песен на стихи Петефи и даже Пушкина.

Окончив университет, Фридрих Ницше в 25 лет стал профессором филологии Базельского университета и, так же как Адорно, писал трактаты, где стремился соединить философские размышления с собственной поэзией и музыкой. 9 лет он дружил и обожествлял Рихарда Вагнера, но затем между ними произошел разрыв, и Вагнер из друга превратился в его злейшего врага.

К 30 годам Ницше испытал резкое ухудшение здоровья и вынужден был уйти из университета. Он целиком посвятил себя написанию самого значительного своего философского произведения «Так говорил Заратустра». Наиболее известен из этого произведения образ Сверхчеловека, который по своему могуществу должен превзойти современного человека, как последний превзошел обезьяну. Это творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. У нацистов под Сверхчеловеком понимался идеал арийской расы. Другое положение, которое нацисты взяли на вооружение у Ницше, — это положение о морали господ и рабов и связанных с этим понятий сильной и слабой расы. По Ницше, сильная раса должна быть господствующей и стремиться к войне как наивысшему проявлению человеческого духа. Однако Ницше никогда не был антисемитом, и его дружба с Вагнером закончилась в том числе из-за антисемитизма последнего. То же произошло и в его отношениях с сестрой. Он писал: «Проклятое антисемитство стало причиной радикального краха между мной и моей сестрой».

В 1947 году Теодор Адорно написал эссе «Вагнер, Ницше и Гитлер», ставшее первой работой по исследованию психологии фашизма.

Этот мой очерк пятый из серии о знаменитых евреях-социологах. Первые четыре «“Психология лжи” Пола Экмана и “четыре Пиноккио”», «Княгиня Марья Алексеевна и теория стереотипов», «Стэнли Милгрэм и его социальные эксперименты», «Соломон Аш и современные социальные феномены», как и все мои очерки из общей серии «Наши знаменитые люди», легко можно найти в списке моих очерков на «Фейсбуке» .

Юрий Шоткин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора