– Добрый день, уважаемый рав Эссас! Спасибо за Ваш сайт и за Ваши разъяснения!
Во время чтения главы про Ноаха у меня возник вопрос: откуда после потопа опять появилось зло? Ведь, по логике, все плохое должно было исчезнуть, быть смыто водами.
Спасибо за ответ.
С уважением, Михаил
– У Вас, насколько могу судить по содержанию Вашего письма, сложилось неточное представление о сущности потопа. Отсюда, из недопонимания, в выстроенной Вами конструкции того, что произошло во времена Ноаха, и возникло некое необъяснимое, как может показаться, противоречие.
Чтобы понять ситуацию правильно, надо знать и помнить, что возможность существования зла во всех его проявлениях (в мыслях, чувствах и делах) — необходимая составляющая устройства мира, чтобы у человека была свобода выбора. Потому что в мире есть добро, которое находит свое выражение в самых разных жизненных сферах.
Потоп «смыл» всех, кто сделал неправильный выбор — выбор в пользу зла. И они в потопе погибли. Однако же зло и добро как явления этого мира и после потопа, если так можно выразиться, остались и никуда не исчезли.
Тут закономерно возникает вопрос — не тот, что Вы задали, а другой: если все осталось (не только добро, но и зло), зачем тогда нужен был потоп?
Отвечу на него так: только Всевышний абсолютно все видит и знает. У человека таких знаний нет и по определению быть не может. Но он, человек, создан, сотворен так, что у него есть душа. Значит, есть и способность учиться, извлекать из событий и аккумулировать полезный опыт. С этой точки зрения, потоп — урок всему человечеству, имеющий колоссальное значение.
Дело в том, что при полной свободе выбора существует граница, а точнее, некий количественный и качественный предел неправильного выбора. То есть проявление зла (неправильного выбора) имеет свойство накапливаться и может достичь того количественного и качественного предела, за которым последует катастрофа.
Как мы знаем из Торы, Всемирного потопа больше не будет. Но могут быть другие катастрофы, меньшего масштаба. И не раз такое уже было. И это важный урок для человечества в целом и любого человека в отдельности. Каждый может (и должен) усвоить: при том что у нас есть свобода выбора, нам следует стремиться выбирать не зло, а добро.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com