Материалы сайта www.evrey.com
Сегодня, 5 декабря, в Кнессете должно состояться перенесенное с ранее установленной даты 30 ноября голосование по законопроекту об упорядочении юридического статуса израильских форпостов, находящихся за “зеленой чертой”. Законопроект, который в случае, если он будет принят Кнессетом в изначальном виде — легализует “приговоренное” Высшим Судом Справедливости к сносу самарийское поселение Амона, (см. на сайте материал “Битва за Амону” — 04.11.16), неофициально называют “Законом Амоны”. Принятие закона об урегулировании статуса форпостов — один из пунктов коалиционного соглашения между партией Ликуд и входящей в коалицию партии религиозных сионистов “Еврейский дом”, представители которой выступили с данной инициативой. Этот законопроект уже был утвержден законодательной комиссией Кнессета. Теперь ему предстоит пройти три чтения в Кнессете, и если он будет на них принят — приобретет силу закона. Тогда, если сохранится его первоначальная версия, включающая “пункт об Амоне” и постулирующая ретроактивное действие этого законодательного акта — запланированные полицией и службами безопасности на конец декабря снос Амоны и выселение живущих там еврейских семей, скорее всего, отменят. Вместе с тем, по предварительным данным, в результате интенсивных многодневных переговоров между главой партии “Еврейский дом”, министром образования Нафтали Беннетом и главой правительства, лидером партии Ликуд Биньямином Нетаниягу достигнута договоренность о принятии “усеченной версии” закона, не имеющей ретроактивной силы и устраивающей противников закона в правящей коалиции.
“Закон Амоны”, в итоге оказавшийся, судя по всему —“Законом без Амоны”, стал, пожалуй, самым спорным (с точки зрения участников нынешней коалиции) законопроектом за последнее время. Достаточно сказать, что глава правительства, Б. Нетаниягу и министр обороны и глава входящей в коалицию партии “Наш дом — Израиль” (НДИ) А. Либерман, несмотря на коалиционные обязательства — выступили против его принятия. По крайней мере — на данном этапе. Так, Либерман призвал отложить принятие “закона Амоны” до 20 января 2017 года, когда состоится инаугурация нового президента США Дональда Трампа, с администрацией которого глава НДИ предложил “глобально” согласовать политику Израиля, в том числе — и в отношении еврейских поселений в Иудее и Самарии. Как известно, Дональд Трамп и приближенные к нему политики неоднократно заявляли, что не считают Иудею и Самарию “оккупированными территориями”, а строительство там еврейских поселений — “препятствием к миру” (на чем упорно настаивает нынешняя американская администрация Обамы). Нетаниягу прямо заявил, что его пугает перспектива “предстать (вместе с членами его кабинета) перед Международным судом в Гааге в качестве военных преступников” (!!?? — every.com). Что может произойти, если закон, легализующий статус поселений и исключающий отчуждения земель в пользу обнаружившихся вдруг арабских “владельцев” (как это было с Амоной) и допускающий лишь выплату денежных компенсаций или предоставление равноценного участка земли (как это делается в подобных ситуациях во всех цивилизованных странах) — будет принят. Еще один противник нового закона — лидер входящей в коалицию партии “Кулану”, министр финансов, Моше Кахалон. У Кахлона, бывшего ликудника-центриста, в вопросах палестино-израильского конфликта — нет какой-либо определенной позиции. “Раскачиваясь” то влево, то вправо, он предпочитает “сосредоточиться на проблемах социальной справедливости”, цен на квартиры и госрегулирования цен на товары, услуги и т.п. Практически единственным активным сторонником принятия “закона Амоны” в его полной редакции, позволяющей избежать демонтажа Амоны, выступает в правящей коалиции лидер партии Еврейский дом” министр образования Нафтали Беннет, который требует от партнеров в правительстве при голосованиях в Кнессете по данному законопроекту — выполнения коалиционных соглашений и соблюдения коалиционной дисциплины. Нафтали Беннета поддерживает “правое крыло” внутри Ликуда, включая председателя правящей коалиции в Кнессете, депутата Давида Битона. Вместе с тем, существовала реальная вероятность того, что в момент голосования фракция партии “Кулану”, в составе которой — десять депутатов, могла, вопреки требованиям коалиционной дисциплины — не поддержать законопроект. О том, что она не поддержит законопроект, заявила и депутат Орли Абуксис — дочь известного бывшего ликудовского лидера Давида Леви. Абуксис избрали в Кнессет от партии “Наш дом — Израиль” (НДИ), возглавляемой Авигдором Либерманом. Затем она “отделилась” от фракции, так как НДИ, по ее мнению — “слишком правая”, а в ее планах, прежде всего — “бороться с социальной несправедливостью”. Таковой Орли Абуксис, видимо, не считает насильственное, по требованию объявившихся после более чем 40 летнего отсутствия сомнительных арабских “хозяев земельного участка”, выселение евреев из их домов, построенных на законных основаниях, с разрешения государства. В этой ситуации, несмотря на поддержку законодательной комиссии Кнессета и статус “забронированного” коалиционными соглашением — у “закона Амоны” были все шансы на то, что его провалят. Судьбу законопроекта мог решить один голос — голос еще одного центрального персонажа истории с “законом Амоны”, депутата от партии “Ликуд” Бени Бегина — сына легендарного премьер-министра Израиля Менахема Бегина. Признаемся, что предыстория с голосованием по “законопроекту Амоны” для нас — лишь “информационный повод” для рассуждения на иную тему: о сути и природе правого светского лагеря и его представителей в судьбоносные, решающие моменты политической истории Израиля. Анализируя поведение разных сил, относящихся к этому лагерю, нельзя не сделать самые неутешительные выводы о “правизне” этих политиков. Ярчайший пример “правизны” такого рода — сын легендарного лидера светского правого лагеря, Бени Бегин. Об отце Бени Бегина еще вполне можно сказать, что у него были перед страной немалые заслуги, хотя во многих случаях он мог дать слабину (вспомним об отступления с Синая и уничтожении поселений Ямит и других на Синайском полуострове, соглашение о создании Палестинской автономии и т.д.). У сына, кроме знаменитой фамилии отца и профессорского звания в области геологии — никаких особых заслуг нет (что для политика не является особо важным обстоятельством). Известно, что отец, Менахем Бегин, молился и надевал тефилин, с уважением относился и к другим аспектам еврейской традиции. Например, во время визитов за рубеж — категорически отказывался есть некашерную пищу. В отличие от сына, который вырос совершенно светским человеком, без каких-либо внутренних связей с еврейской традицией. Он не выступает активно против нее. Но и не более того. Политик Бени Бегин — модель типичного светского “правого”. А это означает, что в критической ситуации на такого “правого” политика полагаться ни в коем случае нельзя. Нельзя верить его (их) “правизне” — в критической ситуации они, в лучшем случае, проявят себя как “не ярко-левые”. Так происходит потому, что у “светской правой позиции” — нет духовного корня. Потому, что, в свою очередь, они живут без Торы, что, по сути, подразумевает, что у них нет и права на Землю Израиля. Ибо лишь Тора наделяет евреев таким правом. Поэтому нет, и не может быть “светских правых” — в израильском понимании этого определения, суть которого составляет вопрос, Эрец Исраэль — еврейская или нееврейская страна? Если задать этот вопрос Бени Бегину, он скажет, что Земля Израиля — “исторически принадлежит” евреям. И углубится в древнюю историю и географию. Но ни слова не скажет о Торе. История же, сама по себе, увы — ничего не доказывает “на 100%”. История свидетельствует о том, что было в прошлом. Однако из этого не следует, что у народа есть права на земли в настоящем и останутся — в будущем. В этом смысле — когда апеллируют исключительно к “истории и географии” — “правый” Бени Бегин целиком на стороне израильских левых, для которых, в частности, искусственные конструкции международного права — превыше конструкций еврейского права. По той простой причине, что для него еврейского права — просто-напросто нет. Никакие решения никаких международных организаций в прошлом и настоящем Израиль не защитят, потому что тот, кто дает права, может их и забрать. Между тем, есть Тора, есть Всевышний, который дал евреям Землю Израиля. И здесь абсолютно не о чем говорить и с кем-либо по данному поводу “договариваться”. И это, к слову сказать — единственный четкий и понятный язык, который действительно способны понимать наши “партнеры по процессу урегулирования”. Поняв это, они, правда, вполне могут не признать, не согласиться с таким решением Небес, могут протестовать против него и даже (вопреки Торе) — категорически отрицать сам факт такого решения Творца. Что ж, тогда это спор — на равных, “диалог глухонемых”, который, с нашей точки зрения, прекрасен. Мы говорим — Тора и Всевышний. А они — что смогут придумать все, что хотят. В этом случае, с ними не надо искать компромисс, им ничего не нужно доказывать “жестами доброй воли” и т.д. Но тогда евреи Израиля — гордые евреи, которые надеются не на благодушие и добрую волю “объединенных наций”, но, как и полагается евреям — на Всевышнего.
От светского “правого” Биньямина Бегина перейдем к “правому” Ликуду. И отметим, что Ликуд — “эмоциональная” партия, в значительной степени партия настроения, представляющая собой аморфную, а потому — легко управляемую массу, которой, в свою очередь, движут эмоции в основном еврейского типа (впрочем, не только). Можно сказать, что Ликуд — “народная партия”. При том, что народ в целом имеет здоровые инстинкты. Поэтому у ликудников есть инстинктивное ощущение правильности или неправильности предлагаемого им пути. Партию Ликуд некоторое время можно вести куда хочешь (яркий пример тому — Ариэль Шарон; см. на сайте статью “Раскол в Ликуде” — раздел “Объектив”). Но есть, повторим — инстинкты, которые “тормозят” наиболее откровенные попытки свернуть “налево”. Ликудовская масса относится к Бени Бегину, в общем-то — настороженно. Так вышло, что этого политика никто не любит: левые — за то, что он правый (хотя и уважают за близость к своим позициям). Правые — как человека, периодически демонстрирующего откровенную левизну. Как же в таком случае, Бени Бегин оказался в Кнесете? Благодаря “брони” премьер-министра. Вполне возможно, этим выбором двигали сантименты, связанные с именем “Бегин”. Кроме этого, премьеру нужен был человек, который, при необходимости — поддержал бы его против эмоциональных ликудников правого толка. И вот теперь оказалось, что “чаша весов” голосования в Кнессете — в его руках. Бени Бегин вполне все еще может проголосовать с левыми, и тогда закон — провалится. Может он, если решит не голосовать “за” — вообще не прийти на голосование. В этом случае закон, может быть, пройдет. Из всей этой истории видно, что такие люди как Бени Бегин и другие “светские правые” будут неуклонно “уменьшаться” в своих действиях и в своем влиянии. Ибо их общественные функции становятся более — не нужными, а сами они внутренне — пусты. И это с каждым днем — все очевиднее. В то же время, если светские левые Израиля уже давно обанкротились, у сторонников светских правых иногда бывают искренние надежды. Поэтому нам важно, чтобы у светских правых не было ложных иллюзий. Можно сказать, что Израиль находится “в сумерках перед рассветом”. Большинства у левых более нет, у правых же — нет значимого большинства, которое было бы надежно защищено от бесконечных и бессмысленных метаний светских “правых“ политиков, таких как Бени Бегин. Однако рано или поздно чаша весов коснется “правой стороны” израильского политического пространства. И тогда ни светским левым, ни светским ”правым” — не удастся подменить собой и своими лживыми лозунгами настоящий Израиль.