От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось. А вот жилые дома сохранились до нынешних времен, и это дает возможность приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого. Снаружи Гетто ничем не выделяется от большинства остальных жилых районов города – те же самые обшарпанные фасады. Большинство улиц Гетто выглядят, как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не вызывать зависти христиан. Однако войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса.
В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых приглашали в самые благородные венецианские дома. Здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета порой искали итальянские епископы.
В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и изучение Талмуда. Занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, посещали многие христиане из соседних кварталов. Естественно, что в венецианском Гетто евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, ибо были ограждены от проявлений религиозного фанатизма Пап и толпы.
За всё это приходилось платить. Евреев обложили большими налогами и запретили заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. А разрешили лишь торговлю подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на достаток. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из евреев выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегунов забрасывали в спину гнилыми помидорами, а то и камнями.
Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако названия не свидетельствуют о последовательности возникновения.
Первым появилось в 1509 году и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто. Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места. На территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте старого литейного цеха. В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке.
В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.
В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться, многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации. При этом евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения евреев от притеснений. Вспомните, что Наполеон освободил евреев от притеснений во всех завоёванных им странах. Как жаль, что в России он потерпел поражение, а то бы и евреи стали там свободными, и холопская страна получила бы шанс на развитие в человеческом направлении.
В 1943 году венецианских евреев отправили в Заксенхаузен. Но после Второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.
Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек. В самом Гетто живут всего несколько семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют тяжелое впечатление. Лишь недавно в Гетто снова появились иешивы, где учатся еврейские юноши, приезжающие сюда со всего мира.
Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран – Германии, Испании, Франции, – каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, две из которых размещаются в Гетто Веккьо и три – в Гетто Нуово.
Если вы выйдете на площадь Гетто Нуово, то слева вы обязательно увидите Скуола Гранде Тедеска – Большую Немецкую синагогу (внутри есть музей еврейской общины), построенную выходцами из Германии, чьи предки были в числе первых еврейских переселенцев, появившихся в Венеции. Она была возведена в 1528 году. Рядом Кантональная синагога – Скуола Кантон (ныне закрыта), возведенная в 1531 году. Поблизости находится Итальянская синагога – Скуола Итальяна (ныне закрыта), но в них можно зайти с экскурсией от Музея еврейской истории (Музей расположен рядом).
В Гетто Веккьо действуют Большая Испанская и Левантийская синагоги, построенные соответственно в 1660 и 1638 годах по проекту известного архитектора Бальдассара Лонгено, автора одного из чудес Венеции – церкви Санта-Мария делла Салюте. В свое время Испанская синагога стала первым архитектурным украшением района, затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает взгляды туристов, оказавшихся в Старом Гетто. Ее роскошный интерьер, выдержанный в красных и золотых тонах с великолепной резьбой по темному дереву, считается одним из красивейших в Италии. Кстати, Большая Испанская – самая крупная венецианская синагога, построена по заказу испанских беженцев. Поскольку евреям в Венеции было запрещено использовать мрамор, то в интерьере преобладает деревянная резьба, а потолки расписаны по эскизам архитектора Бальдассара Лонгено.
Увы, Венеция в течение веков не обзавелась еврейским кладбищем. Все жители города вынуждены были хоронить своих родных и близких на одном острове. Дело в том, что хоронить на территории города было строжайше запрещено: боялись, что массовые захоронения могут вызвать эпидемии. Могилы накладывались одна на другую, создавая многоуровневые погосты, в которых перемешивались католики, лютеране, иудеи и мусульмане. С XIX века единственным кладбищем Венеции стал крохотный островок Сан-Микеле.
Считается, что Гетто ежегодно посещают триста тысяч еврейских туристов.
Путешествие продолжается