Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Помните «Дядюшкин Сон» Достоевского? Сон заносит дядюшку в удивительный мир, где царствуют безмятежность, доброта и гармония между его обитателями. Нет больше противоречий и столкновений; нет политических конфликтов и кровавых войн. Так и хочется процитировать слова, знакомые каждому: «И перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы…» (Ишаяху 2:4). Так Тора устами пророка Ишаяху пророчествует о временах Мошиаха. А пока мы только на подступах к этому времени, и о гармонии в человеческих отношениях остаётся только мечтать. Но не будем предаваться отчаянию: мир и понимание между людьми для многих сегодня – гораздо более реальный факт, чем «Дядюшкин сон». Нужен лишь, как говаривал Горбачев, «консенсус», то есть работа, духовная и материальная, по подготовке мира к приходу Мошиаха, или словами Хассидуса, «соединение Единого сверху с единым в этом мире». И работа ещё продолжается.
Казалось бы, всё понятно. И все же «кое-где у нас порой» появляются люди, которым невозможно не удивляться. Представьте, что вы оказались на многолюдной конвенции, куда съезжаются сотни ортодоксальных евреев, чтобы вместе насладиться красотой Шаббата, услышать интереснейшие шиурим (лекции), поучиться у вдохновенных мудрецов нашего времени. И вот, усевшись поудобнее да поближе к выступающему (микрофонов в Шаббат не используют), вы приготовились внимать «разумному, доброму, вечному». Лектор подробно освещает историю Ближнего Востока, после чего приступает к анализу арабо-израильского конфликта. И тут вы обнаруживаете, что вам не по себе. Слова, которые доходят до вашего сознания, сначала удивляют, а вскоре от них бросает в дрожь. Ваши глаза видят перед собой ортодоксального еврея, политика, но уши отказываются верить тому, что слышат: «Планы Рабина и Переса предоставить палестинцам возможность создать двадцать третье арабское государство ведут Израиль к разрешению проблем военного противостояния на Ближнем Востоке».
Робко оглянувшись по сторонам, вы обнаруживаете, что народ, вполне «разбирающийся» в Торе и Галахе, сидит тихо и внимает этим словам подозрительно спокойно. Лектор же, не приводя ни одной цитаты из Танаха или Хазала, продолжает забрасывать зал лозунгами о мире с палестинцами. «Что это? – спрашиваете вы себя, – дядюшкин сон или мой?» И тут вы слышите тихий голос седобородого рабая, сидящего поодаль: «Простите, милейший, а как же быть с мицвой «Ло тахнум» и «Ло такрот брит»? (Речь идёт о словах из книг Шмот 23:32, 34:12-15, Дварим 7:2, Иехошуа 2:2, Ишаяху 28:15, где Творец открыто запрещает союзы и договоры с аморальными народами, жившими в Земле Израиля, народами, узаконившими преступность и безнравственность. Эти запреты ставят целью обеспечить еврейский народ гарантиями безопасности и потому охватывают даже те случаи, когда подобные договоры могут, хотя бы и в потенциале, привести к возникновению угрозы жизни евреев Израиля. А великий Рамбам (Сефер ХаМицвос, Запрет 51; Тосфос в Авода Зора 20а; Рамбам, Хилхос 10:10-13) говорит, что такого рода союзы запрещены даже в том случае, если при отсутствии прямой угрозы жизни они всё же могут породить невоенное давление на евреев (Что уж тут говорить об отдаче земель, когда враг оказывается у тебя за спиной и буквально дышит в затылок?)
А тихий голос рабая продолжал: «А как насчёт Талмуд Бавли и Иерушалми (Талмуд Моэд Катан 2:4 и Сота8:10; Иерушалми: Трума 5, и начало Маасэр Шени)? А как насчёт различных Гемар: в Авода Зора, в Эрувин и в Санхедрин (Талмуд Авода Зора 20а; Эрувин 45а4 и Санхедрин 16б)? Я уже не спрашиваю о Хазон Иш (Швиис, гл. 24), где написано чёрным по белому: «Запрет на отдачу Святой Земли не менее строг, чем на трефную еду, или на смешение молочного и мясного».
Эти слова мудрого рабби прозвучали, как гром среди ясного неба. Слушатели заволновались, стали шептаться, проявляя явное недовольство лектором. Зал будто очнулся ото сна. А что же лектор? Надо отдать должное его профессионализму. До заикания не дошло.
«Эти соображения мы обсудим с глазу на глаз, после завершения официальной программы…», – сказал он. Как вам это нравится? Проблемы, касающиеся судьбы миллионов, обсуждать с глазу на глаз?
Чем все это завершилось? (Как вы догадались, мы описываем реально произошедшее событие.) Лектор так и не нашел свободной минуты для встречи. Да и что он мог сказать? Ничего.
Потрясает, что патетические слова о «мире» произносил ортодоксальный еврей, политик, которому пристало бы разбираться в истинных намерениях наших «братьев» ишмаэльтян, слова, которые скорее можно услышать от нерелигиозных евреев или неевреев. Они не цитируют Тору. Как и он. Они требуют мира «уже сегодня», подобно тому, как это делал премьер-министр Великобритании Чемберлен после подписания мирного соглашения с Гитлером. Как забыть его громкие слова после передачи Вермахту пограничных горных районов: «Согласно Мюнхенскому соглашению … новая Чехословакия обретёт безопасность гораздо большую, чем когда-либо в прошлом»… Пояснения излишни. Что ещё характерно, так это то, что «борцы за мир» обычно не знают и не упоминают об исторической связи еврейского народа с Землей Израиля. Не упомянул об этом и наш лектор.
Зачем им знания об истории, ведь история для них – свидетель обвинения. Их главный козырь – остановка кровопролития. Тем не менее даже величайший принцип Торы «пекуах нефеш» (спасение жизни), ради чего Тора требует нарушить даже Шаббат, они интерпретируют с точностью до наоборот. Так и хочется от политически красивых фраз, скрывающих безумие, перейти к простым словам народной мудрости: ну, не поручают волкам сторожить овечье стадо, даже если у одного из них (в списках стаи более не значится) в зубах – Нобелевская премия мира.
И самое страшное, что «мирные призывы» этого «голубя» раздавались через пару часов после сообщения из Израиля: «Очередной теракт унёс 150 еврейских жизней»… Что ж, это, как говаривал Рабин, наша «цена за мир»…
Так кто же из нас всё-таки спал в тот вечер? Мы с седобородым рабаем или лектор, который, опережая время и пространство, «на минуточку», наверное, решил, что Мошиах уже пришёл, а потому пора броситься в объятия к нашим вековечным гонителям.
Прав был Гойя, назвавший свой знаменитый офорт «Сон разума рождает чудовищ». Но мир вовсе не так именует свои «мирные» планы. В ход идут такие термины, как «инициатива», «решительные меры», «новое понимание», «современная философия». Только есть разница между философией Торы и философией вообще. Пусть основополагающие принципы философской мысли европейской цивилизации имеют много общего с философией иудаизма, так же, как, по признанию отца христианства Орегона, философская школа Пифагора базировалась на учениях мудрецов времен Второго Храма. Дай Б-г, пусть будет общее, но пусть этого общего будет ещё больше! А пока существует хоть немного различий (а их предостаточно), стоило бы быть с выводами поосторожней. Ведь ложка дёгтя, как известно… Так было и с еврейской философией того же Спинозы. Рождённый евреем, но оставивший учение Торы, он, хоть и остался евреем, хоть и использовал, сам в том не признаваясь, идеи еврейской мистики, но уже никогда не смог выступать с позиций иудаизма. А в данном случае решают все именно знания иудаизма! Без знаний разум спит; и скажите, кому нужно то, что он рождает?
Продолжение следует