В Бруклинском детском музее появилась маленькая, но поучительная экспозиция. Авторы иллюстрируют одну очень важную идею: любое явление можно описать разными словами, с разных точек зрения, и тогда восприятие ситуации будет совершенно другим.
Мой любимый пример из выставки – на витрине лежит разбитая яичная скорлупа и три варианта подписей: break, escape, emerge – разбилась, убежал (вырвался), появился (возник).
Этот пример иллюстрирует две важные идеи.
Первая: в реальных жизненных ситуациях присутствуют несколько сил (интересов), которые между собой конфликтуют. То, что хорошо для цыпленка, плохо для скорлупы.
Вторая: когда такой конфликт интересов связан с нами, нам жизненно необходимо выбрать ту сторону, которая нам важнее. Что мы создаем, а чем жертвуем.
Самый стандартный пример: человек покупает нужную вещь, тратя на покупку не менее нужные деньги. Если после покупки человек фокусируется на потраченных (потерянных) деньгах, то это отравит ему все удовольствие от купленной вещи.
Мораль – вещь должна быть нужной и полезной МНЕ, и приобретение вещи должно быть для меня важнее, чем трата (потеря) денег.
Но для этого я должен решить, что же мне действительно важно в жизни.
Именно эта проблема возникает у человека, впервые пытающегося познакомиться с ценностями еврейской мудрости.
Нам сразу бросаются в глаза разные ограничения, и мы думаем: зачем нам все эти «страдания»?
На самом деле, все ограничения – это цена, а мы должны понять, какова цель, за что мы платим.
В жизни, когда мы платим деньги (расстаемся с ними), мы приобретаем для себя новые возможности. Какие же возможности предлагает нам еврейская система?
Одним словом – мы приобретаем ЖИЗНЬ. А теперь подробнее.
Чтобы понять это, мы должны осознать еще одну схему. Решая конфликт интересов (типа цыпленок-скорлупа), мы попадаем в систему двух сил: Развитие – Инерция.
В жизни эти силы не могут существовать друг без друга. Классический пример: чтобы машина двигалась по дороге, кроме мощного двигателя, необходимо трение (сцепление с дорогой), силу, противоположную движению. На скользком льду (без трения) машина не сможет сдвинуться с места. Но только с одной силой трения (инерции) мы тоже никуда не уедем.
Объясняют наши мудрецы, что в каждом человеке присутствуют эти две оппозиционные силы: развития и инерция. Называются они «духовная» сила и «животная» сила.
Что мы развиваем? Характер, волю и разум. А почему сила инерции названа животной силой? Потому что в животном все эти три качества никак не развиваются. А в человеке они развиваются благодаря решению конфликта «развитие – инерция».
Каждая из сил внутри нас имеет право «голоса», и наш внутренний диалог отражает спор между сторонами.
А теперь внимание! Два главных секрета нашей жизни. Первый: у большинства людей внутренний голос силы инерции гораздо сильнее голоса силы развития. Второй: из-за ненавязчивости голоса развития мы часто думаем, что голос инерции – это и есть единственный наш представитель.
Кстати, дорогие читатели, не напоминает ли это Вам что-то до боли знакомое? Нашу бывшую Родину – Советский Союз, где главным голосом на всех телеэкранах был голос застоя: «дорогой Леонид Ильич», а диссиденты скромно ограничивались кухонными разговорами.
Итак, внутри обычного человека – диктатура инерции, а наша цель – создать взаимодействие двух сил и приоритет силы развития.
Именно этому служат заповеди Торы.
Когда человек начинает пытаться соблюдать традиции или открывает книгу, он сразу активирует силу инерции. Именно в этот момент ему важно понять, что голос инерции (в Торе голос Змея из сада) – это не голос всего человека.
И тогда, когда мы, преодолевая сопротивление, начинаем действовать, в этот момент начинается настоящая жизнь – в столкновении сил Развития и Инерции. Сил, которые вместе и создают наше движение, наш духовный рост, развитие воли, интеллекта и характера.