Роза красная

post-78367-1275243196

 

 

 

 

 

 

В склянке темного стекла
Из-под импортного пива
Роза красная цвела,
Гордо и неторопливо.
Исторический роман
Сочинял я понемногу,
Пробиваясь, как в туман,
От пролога к эпилогу.
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить.
Были дали голубы,
Было вымысла в избытке,
И из собственной судьбы
Я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,
Наводил о прошлом справки,
И поручиком в отставке
Сам себя воображал.
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить.
Вымысел не есть обман,
Замысел — еще не точка.
Дайте дописать роман
До последнего листочка.
И пока еще жива
Роза красная в бутылке,
Дайте выкрикнуть слова,
Что давно лежат в копилке.
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.

Булат Окуджава

Недавно я прочел статью рава Нахума Шадхина «Чудо существования народа Израиля». Вначале меня поразила ассоциация песни в эпиграфе с пророком Ошеа, который сравнивает еврейский народ с розой, которая гордо и неторопливо цветет в бутылке.

«Буду Я как роса Израилю, расцветет он как роза и пустит корни свои, как кедр ливанский. Раскинутся ветви его, и станет подобна оливковому дереву краса его, а аромат его – как с Леванона» (Ошея, 14:6).
В этом стихе народ Израиля уподобляется розе. Роза очень красива и у нее прекрасный запах. Однако ее слабое место – отсутствие мощных корней. На это отвечает пророк, что Израиль будет прекрасен как роза, но при этом корни его будут, как у ливанского кедра.

«Исторический роман» сочиняет понемногу Всевышний, человечество и каждая отдельная личность, «пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу». Каждый человек пишет собственный роман, как он слышит голос Б-га или дьявола. «Так природа захотела», природа — это название Б-га. А Б-гу мы не задаем вопросы и Его не судим.

Как я пишу свои истории? Выдергиваю из своей собственной судьбы по нитке. И дополняю вымыслом, который не есть обман. Главное – быть прямым перед Всевышним и не стараться понять все его замыслы. А когда с деревьев упадет последний лист, Всевышний выкрикнет слова, которые давно лежат в копилке и призовет Машиаха. И Он успеет выкрикнуть эти слова, «пока еще жива роза красная в бутылке», то есть еврейский народ.

У пророка Йешеяу есть еще одно образное сравнение:
«Не бойся, червь Яакова, потомство Израиля. Я выручаю тебя, слово Г-спода! (Я) избавитель твой, Святой Израиля» (Йешаяу, 41:14).

«Почему уподобляется Израиль червю? Чтобы сказать нам, что подобно тому, как червь точит кедры устами и, будучи слабым, разрушает сильного, так и Израиль – вся сила их в устах, которыми они произносят молитву, и ею они повергают нечестивых из народов мира, и превосходят их, несмотря на то, что те сильны как кедры» (Мидраш Танхума, Бешалах, 9).

Иногда «червь» переводится как «гусеница Якова». Этот неожиданный образ не встречается в других пророчествах, однако сам по себе он понятен. Это образ народа в изгнании, слабого и беззащитного, когда кажется, что всякий может наступить на него и поэтому он прячется, скрывается. Он неприятен на вид, однако внутри происходят незаметные процессы, приближающие неожиданное раскрытие потенциала, когда тот, кто был прижат к земле, неожиданно раскинет крылья и поднимется до небес, как гусеница, превратившаяся за одну ночь в бабочку.

Сказал император Адрианус рабби Йеошуа: «Велика сила овцы, выживающей среди семидесяти волков» (народ Израиля среди семидесяти народов мира). Ответил ему раби Йеошуа: «Велик тот пастух, который охраняет и спасает овцу, попирает ее врагов».

Подобно большинству антисемитов, Андрианус желает умолить Славу Всевышнего, Его силу и могущество в мире. Поэтому он пытается объяснить факт существования еврейского народа его умением приспособиться к окружающей среде, неприхотливости и другим достоинствам-недостаткам.
Рабби Йеошуа сразу отреагировал, указав на то, что сила Израиля проистекает от Всевышнего, который всегда бдительно наблюдает за Своим народом и дает ему силы выстоять в бедах и испытаниях, приходящих в изгнании.

Великий мудрец Торы рав Яаков Эмден говорил: «В существовании народа Израиля я вижу величайшее из чудес, совершенных Всевышним, даже большее, чем выход из Египта и все чудеса пустыни».
Удивляет то, что народ Израиля до сих пор жив. Удивляет это и наших врагов, и наших друзей, а порой и нас самих. Моавитяне, амонитяне, кнаанейцы – все они уже не только не существуют в реальности, но даже память о них почти стерлась. Время не пощадило древних римлян и греков. Другие народы живут на их землях и именуются их именами. Языки их – не те языки, на которых говорили их знаменитые предшественники, не та культура и вероисповедание, нет больше того влияния в мире, что было в прошлом.

Только народ Израиля продолжает свой путь, не изменив ни своего языка, ни своей культуры и, самое главное, не изменив вере своих отцов. И это – самое великое чудо, совершаемое Пастухом с овцой среди семидесяти волков.

Мальбим сравнивает еврейский народ с цветком «Шошанат Иерихо» или «Веред Иерихо» — иерихонская роза. Это цветок, у которого нет корней. Но если нет корней, то как она (роза) может существовать, как питается влагой? Ветер поднимает ее и несет через пустыни в дальние страны, и там она напитывается влагой росы, и тогда расцветает во всей красе.

Еврейский народ за многие века потерял большинство своих представителей. И последнее чудо будет, что, уподобившись иерихонской розе, которая годами может существовать без воды и расцветает в течение нескольких минут, получив воду, в славном будущем еврейский народ восстанет и оживёт. К нему присоединятся 10 утерянных колен и вернутся многие души, утерянные в «пустыне народов». И исполнится благословение Всевышнего, данное Аврааму, и мы станем «многочисленные, как песок земной и звезды на небе». Амен, да будет так скорее!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора