По фактам статьи убитой журналистки «Новой газеты» Анны Политковской, опубликованной в марте 2006 года, органами правопорядка возбуждено уголовное дело. Как сообщил «Эху Москвы» заместитель главного редактора газеты Сергей Соколов, основанием для расследования стали кадры видеопленки, на которых вооруженные боевики премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова бьют солдат федеральных войск. При этом в избиении принимает участие человек, похожий на премьера Чечни.
Два видео
Напомним, 20 марта этого года «Новая газета» написала о видеозаписях, попавших в редакцию.
На одной из них снято ДТП с участием федерального БТРа и автомобиля, принадлежащего кому-то из так называемых чеченских силовиков. Заметно множество людей в формах службы безопасности Кадырова – они подбегают откуда-то из-за кадра. Среди толпы – и сотрудники ДПС. Толпа сбегается к одному месту – там лежат на земле российские военнослужащие, по всей видимости, из БТРа, участника ДТП.
Одного федерала, который еще на ногах, люди в кадыровских формах подгоняют тычками туда же, где лежат остальные. Толпа напирает, размахивает ногами, кулаками, прикладами. Сотрудник ДПС кричит по-чеченски: «Не бейте! Отойдите! Асланбек!». Снимающие на мобильник – по-чеченски: «Мало бьют». И по-русски добавляют: «Черти». И еще по-чеченски: «Рамзана надо было пинать!» Наконец толпа расступается. Тела военнослужащих, распластанные на грязной влажно-глинистой обочине чеченской дороги, остаются неподвижно лежать, уткнувшись лицами в землю. Одного из военных бьют ногой по голове – тот не реагирует.
Вторая видеозапись относится, возможно, к январю 2006 года, но не исключен и декабрь 2005-го. Плотная толпа разномастных «камуфляжей» у рынка, возможно, в Грозном, но не исключено – и в Гудермесе. Из динамиков торгующих палаток льется русскоязычная попса. В центре толпы заметен человек, похожий на Рамзана Кадырова.
Съемка ведется из окна машины. Человек, похожий на Кадырова, руководит процессом из гущи событий. «Камуфляжи» запихивают какого-то человека в багажник белой «десятки» – тот не сопротивляется. Потом начинают туда же пихать другого – тот не желает.
Один «камуфляж» сильно трудится. Наконец багажник захлопнут. Машины собираются уезжать. Человек, похожий на Кадырова, уже взобрался на подножку автомобиля – он в пылу руководства операцией по похищению людей выкидывает вперед руку, как Ленин на броневике.
Комментируя эту видеозапись, Анна Политковская на страницах «Новой газеты» заявила, что заснятые на пленку люди в камуфляже – «кадыровцы», а руководит их действиями сам Рамзан Кадыров. Она передала в Генеральную прокуратуру провокационное видео с целью возбуждения дела против премьера Чечни, обязуясь предоставить все видеозаписи «по первому ее зову». Однако Генеральная прокуратура отреагировала только после ее смерти.
Политковская неоднократно обвиняла Кадырова и его людей в похищениях, пытках и убийствах. По стечению обстоятельств, а возможно, и не случайно, даже последняя неоконченная статья также была посвящена пыткам в кадыровских застенках. Напомним, по одной из неофициальных версий, убийство Анны Политковской могло быть связано с подготовкой ею этого материала, который она анонсировала на радиостанции «Свобода» 5 октября, за два дня до смерти.
Британская газета The Times предположила, что убийство Политковской может быть связано с этими видеозаписями, которые показывают причастность Кадырова к похищению двух мирных жителей.
Анна Политковская 5 октября в последнем интервью радиостанции «Свобода» сказала, что хочет увидеть Кадырова на скамье подсудимых. «Кадыров – это Сталин нашего времени, – заявила Политковская. – Это трус, вооруженный до зубов и окруженный охранниками. Я мечтаю увидеть его однажды на скамье подсудимых, на судебном процессе, отвечающем самым высоким стандартам правосудия, где будут перечислены все его преступления». Она добавила, что дала бы показания против него.
Глухи к голосу Политковской
Сообщение о гибели Политковской все телеканалы, в значительной степени контролируемые Кремлем, вынесли в начало своих информационных выпусков. Однако эта спонтанная реакция на ее смерть быстро выдохлась. Похороны спустя три дня были уже гораздо ниже в списке новостных приоритетов, а спустя неделю ее имя исчезло из контролируемых государством СМИ почти бесследно.
Эта сдержанная реакция на ее смерть чрезвычайно много говорит о состоянии российского общества и его управляемых СМИ, пишет The Financial Times. Вместо того чтобы сплотить журналистов, смерть Политковской обнажила зияющую пропасть между маленькой группой журналистов, которые считают ее своим героем, и подавляющим большинством тех, кто называет себя журналистами, а на самом деле являются пропагандистами.
Российский телеведущий Владимир Познер сказал: «Реакция (на ее смерть) показала, что даже в журналистском сообществе нет солидарности, что уж говорить о российском обществе в целом. Многие ее коллеги в глубине души понимали, что у них нет ни мужества, ни принципов, которыми обладала она. То, как она отстаивала свою позицию, вызывало зависть, стыд и еще некоторое отторжение того, что она делала».
Но так было не всегда. В 1995 году, когда два киллера застрелили популярного телеведущего и нового исполнительного директора Первого канала Владислава Листьева, страна пережила встряску. Телеканалы прекратили вещание и оставили только фото Листьева на экране с леденящей подписью: «Влад Листьев убит». Проявления горя были массовыми. Первый президент России Борис Ельцин отправился в телецентр, чтобы осудить «трусливое и злодейское убийство очень талантливого тележурналиста».
Его преемник Владимир Путин три дня хранил молчание после гибели Политковской, в то время как мировые лидеры осуждали убийство. Когда он высказался во время официального визита в Германию, его слова были бесчувственными, пишет британская газета. «В этой связи думаю – и одна из наших газет сегодня правильно констатировала, – что для действующих властей вообще и для чеченских властей в частности убийство Политковской нанесло гораздо больший ущерб, чем ее публикации».
Западные СМИ были шокированы такой бессердечностью. Мало кто заметил, что Путин позаимствовал свои ремарки у самих российских журналистов. Колумнист газеты «Известия» Максим Соколов написал в день похорон: «Уже года два как А. С. Политковская пребывала на дальней периферии общественного сознания. Индекс упоминаемости ее выступлений был близок к нулю. Зачем убивать журналиста, не представляющего никакой опасности?..»
Отметим, заявления о том, что Анна Политковская якобы была малоизвестной журналисткой, опровергают результаты опроса, проведенного аналитическим центром Юрия Левады, передают «Новые известия». Как показал опрос, о Политковской до ее убийства знали 48% россиян. На вопрос, кто мог организовать убийство Политковской, 12% россиян выбрали ответ: «Окружение Рамзана Кадырова».