Наиболее посещаемые еврейские достопримечательности чешской столицы — от древнего кладбища до старейшей в Европе синагоги Альтнойшул — сосредоточены в районе Йозефов, недалеко от Староместской площади. Шесть синагог, кладбище и церемониальный зал, которые входят сегодня в комплекс Еврейского музея, были возвращены Пражской общине в 1994 году.
Иерусалимская синагога (еще одно ее название Юбилейная) расположена немного в стороне от проторенных туристских троп, недалеко от центрального железнодорожного вокзала Праги. Потрясающее по красоте и яркости красок здание молельного дома кажется насильно втиснутым в общий архитектурный ряд, диссонансно выделяясь своим восточным стилем.
– Идея построить монументальную синагогу в Новом Городе (Nové Město) связана с ассенизацией, фундаментальной перестройкой значительной части исторического центра Праги на рубеже XIX–XX веков, в том числе почти всего гетто, где еврейское население Праги проживало вплоть до гражданских реформ 1848 года, — рассказывает постоянный член общины Иерусалимской синагоги Даниэль Путик. — Считается, что название синагоги происходит от одноименного названия улицы, на которой расположена барочная часовня Гроба Господня. Говорят также, что по этой улице проходили крестоносцы, отправляясь в крестовый поход.
Сразу после начала реконструкции, в 1898 году, было образовано Общество для строительства нового храма, планировавшее приурочить возведение нового молельного дома к 50-летию правления императора Франца Иосифа I. Общество получило (по другим источникам, приобрело) участок, занимаемый синагогой и сегодня, однако финансовые проблемы отодвинули начало строительства на несколько лет. Среди проектов, представленных тремя известными архитекторами с 1899 по 1903 год, был выбран проект известного венского архитектора Вильгельма Штяссны. На строительство понадобилось два года, и 16 сентября 1906 года, на праздник Симхат Тора Иерусалимская синагога распахнула свои двери для прихожан. Новая синагога приняла свитки Торы трех разрушенных в ходе ассенизации синагог гетто — Цикановой синагоги, Велкодворской и Новой.
– Даниэль, перечисленные вами синагоги не упоминаются в большинстве путеводителей…
– Циканова синагога (Cikánova/Zigeunerschul) была основана в начале 1600-х годов семьей пражских евреев Цикан (Zigeuner — «цыган» по-немецки). Кстати, нынешний главный раввин Праги Эфраим Сидон принадлежит к этой семье. Велкодворская синагога (Grossenhofschul) была построена примерно в 1620 году по инициативе Якова Башеви фон Трейнберга, известного финансиста, разбогатевшего на военных поставках. Башеви был первым евреем, получившим дворянский титул и фамильный щит с голубым львом и восемью красными звездами. Учредителем Новой синагоги (Nová synagoga) является знаменитый Мордехай Майзель, сказочно богатый староста (примас) Пражской общины, щедро жертвовавший собственные средства на ее нужды.
Личность архитектора, спроектировавшего Иерусалимскую синагогу не менее интересна. Вильгельм Штяссны — известный архитектор, родившийся в Братиславе и большую часть своей жизни проживший в Вене. Плодотворная деятельность Штяссны на архитектурной ниве насчитывает сотни жилых зданий, больницы, школы, резиденции, детские дома. Синагоги по проектам Штяссны были построены в нескольких городах Австро-Венгрии. Спроектированная Вильгельмом синагога в еврейском районе Теплице Шанове, сожженная в 1939 году, считалась крупнейшим молитвенным домом в Чехословакии. Еще одна шикарная синагога по проекту Штяссны в пражском районе Винограды была случайно уничтожена американскими ВВС в феврале 1945 года. Штяссны был главой еврейской общины в Вене и активно участвовал в сионистской деятельности. Об этом писал в своих дневниках Теодор Герцль, с которым его связывали деловые и дружеские отношения. Кстати, Вильгельм Штяссны приложил руку и к проектированию первого тель-авивского района Ахузат-а-Байт. Архитектор тяготел к восточному стилю, поэтому как экстерьер, так и внутреннее оформление Иерусалимской синагоги изобилует деталями мавританского стиля.
«Иерусалимская синагога — любопытный пример сецессии (стиль модерн) с использованием мавританской стилизации, — отмечает Арно Паржик, куратор Еврейского музея в Праге. — Синагога трехнефная базиликального типа с двумя поперечными крыльями. Вытянутое пространство синагоги ритмизировано двумя рядами арок в мусульманском стиле, которые поддерживают галереи для женщин. Парапет галерей украшен цитатами из Теилим (Псалмов). Слева от входа в главном нефе помещена плита с надписями, перенесенная сюда из Цикановой синагоги. Стены покрыты богатой росписью, а интерьер дополняют многочисленные кованые люстры».
До 1989 года власти социалистической Чехословакии явно не были заинтересованы в сохранении памятников еврейской культуры. Казалось, это лишь вопрос времени, и представители общины признают свои усилия безнадежными и откажутся от своих притязаний. Несложным было представить превращение Иерусалимской синагоги в концертный зал или нечто подобное. Во время Второй мировой войны она служила складом, и это, по-видимому, спасло здание от окончательного разрушения.
Восстановление синагоги началось лишь в 1992 году: магистрат Праги выделил средства на реставрацию витражей. Некоторые великолепные витражи на верхней галерее, изображающие символы колен Израилевых, с именами семей-спонсоров, написанных на немецком языке, были намеренно закрашены представителями еврейской общины после 1945 года с единственной целью — стереть немецкие эпизоды из еврейской истории Праги.
Подобная попытка подправить естественный ход истории оказалась не единственной за время существования Иерусалимской синагоги. В 2008 году в вестибюле синагоги было сделано любопытное открытие. В процессе очистки черной доски, сделанной из искусственного облицовочного камня, на обратной стороне нашли хорошо затертую надпись, о посвящении синагоги императору Францу Иосифу I. Посвящение было замаскировано после падения монархии в 1918 году. Надпись на столе, а также первоначальное название синагоги Юбилейная, указывавшие на верноподданнические чувства евреев к правящей династии Габсбургов, в последующие периоды оказались неудобными и исчезли на десятилетия, чтобы возродиться в новой реальности после распада другого репрессивного режима в 1989 году и на фоне вдруг возникшей, необоснованной ностальгии по монархической эпохе.
– Как продвигалось восстановление синагоги?
– В 1996–1997 годах была отремонтирована небольшая молельная комната, расположенная на втором этаже, на уровне «эзрат нашим» (женской галереи). Здесь проводятся утренние субботние молитвы в течение всего года. Большой зал используется для молитв во время осенних праздников или при посещении большой делегации. На вечернюю пятничную молитву мы идем в Старо-Новую синагогу.
Фасад синагоги заиграл яркими красками после реставрационных работ, проведенных в 2001–2002 годах. Начиная с 2004 года тщательно реставрируются витиеватые настенные росписи в мавританском стиле. В стадии реконструкции находится исторический орган, установленный в западной галерее. Наличие в синагоге органа — общая черта либеральной эпохи, затронувшей и европейские синагоги. С 1994 года органная музыка сопровождает фестивали, проводимые в синагоге. Традиционно органист — христианин. Последние несколько лет синагога, закрытая для публики на протяжении большей части своей истории, открыта для туристов в течение всего летнего сезона. В большом зале время от времени проводятся выставки и концерты. В будущем на верхней галерее планируется размещение постоянной аудиовизуальной выставки, рассказывающей историю Пражской еврейской общины с 1945 года.
– Кто помогал восстанавливать Иерусалимскую синагогу?
– Выделила средства Федерация еврейских общин в Чешской Республике и входящая в ее состав Пражская еврейская община, чьи доходы формируются в значительной степени от сдачи в аренду зданий, возвращенных после 1989 года, а также от платы за достопримечательности. Еврейский музей в Праге — один из самых посещаемых музеев в стране. Свою финансовую лепту внесли магистрат Праги, Министерство культуры Чешской Республики и Всемирный фонд памятников (World Monuments Fund).
Наряду со Старо-Новой синагогой Иерусалимская была единственной в Праге, действовавшей в течение всей коммунистической эпохи и сохранившей свою самобытность до настоящего времени. До Второй мировой войны в Альтнойшул придерживались строго ортодоксальных традиций, в то время как Иерусалимская синагога определила себя либерально-ортодоксальной. Б-гослужения проводились и проводятся в соответствии с ортодоксальной традицией, но большинство прихожан нельзя отнести к ортодоксам.
Следы этих различий сохраняются и по сей день, хотя современная община имеет очень мало общего с довоенной. В 1930-х годах подавляющее большинство евреев в Праге были светскими и находились в смешанных браках. О судьбе общины во время Второй мировой войны написано много, но не так широко известно, что после 1945 года в Прагу переехали тысячи евреев из Подкарпатской Руси и Словакии, и, несмотря на то что большинство из них (включая пражских евреев) затем уехали в Израиль, США, Францию и другие стран, влияние переселенцев на общину было велико. Они привезли с собой ортодоксальные традиции, которые оказались перед войной на грани исчезновения. Территория Подкарпатской Руси принадлежала Чехословакии до 1945 года, когда она была передана Украинской ССР, а до 1939 года это был регион Европы с самым высоким процентом еврейского населения, составлявшего до 17%, большинство погибли в Освенциме в 1944 году.
Мой собеседник — докторант факультета общественных наук Карлового университета. В рамках своих исследований Даниэль Путик занимается историей евреев в ХХ веке, тема его диссертации — судьбы словацких евреев, попавших в гетто Терезин, концентрационные лагеря Заксенхаузен, Равенсбрюк и другие. Кстати, отец Даниэля Александр Путик — тоже историк, правда, его специализация — еврейская история Богемии в Средние века (до 1780 года), он также главный кантор Иерусалимской синагоги. Александр Путик опубликовал множество статей на эту тему, он также был главным редактором (ныне один из редакторов) ежегодного альманаха Judaica Bohemiae, выпускаемого Еврейским музеем в Праге с 1965 года.
В 2009 году под редакцией Александра Путика вышла книга «Жизненный путь раввина Еуды Лоева Бен-Бецалеля, 1525–1609» (Path of Life Rabbi Judah Loew Ben Bezalel, ca. 1525–1609), посвященная одному из известнейших раввинов — Мааралю и приуроченная к 400-летию со дня его смерти. Этот академический, богато иллюстрированный труд, включающий в себя статьи чешских историков и исследователей из других стран, содержит данные, до сих пор остававшиеся неизвестными широкой публике, и позволяет получить представление о подлинном наследии выдающегося еврейского мудреца.
…Даже абсолютно светские евреи, привезенные в Чехию до войны, хотя бы раз в год посещают Иерусалимскую синагогу, чтобы вместе с раввином Моше Хаимом Коллером и постоянными членами общины произнести молитву «Изкор» и вспомнить о своих родственниках, погибших во время Второй мировой войны, потому что вряд ли найдется хотя бы одна еврейская семья, которую Катастрофа обошла стороной.
Элеонора ХРИЗМАН
Фотографии автора
http://www.isrageo.com