Изабелла Победина
В этом году решила начать купальный сезон на Ям а-Мелах (дословно «Солёное море») пораньше. В мире его называют Мёртвым. Но какое же оно Мёртвое, если весь мир стремится к нему, чтобы оздоровиться?
Мне достаточно просто подышать этим бромным воздухом, поплавать в нём для удовольствия.
Вспомнила, что видела по телевизору передачу из Германии о врачах, которые придумали гимнастику для людей, страдающих от болей в суставах. Они надевали надувные жилеты на тело пациентов. Человек как бы висит в воде, может ходить (бегать) в воде (бассейне), не касаясь дна. Вроде бы и ходит, но в то же время суставы не испытывают больших нагрузок как при обычной ходьбе.
Думаю, что идея была навеяна посещением нашего моря, в котором мы можем передвигаться, не прилагая больших усилий. Если и это не помогает, можно смазать суставы горячей грязью Солёного моря.
Можно растирать кожу белой солью, которая тут же лежит на берегу. В этой соли — почти вся таблица Менделеева!
Итак, я спустилась на 1000 метров (если учесть, что Арад находится на высоте 600 метров над уровнем моря, плюс Ям а-Мелах — 400 ниже уровня моря).
На женском пляже я увидела то, что мне и в страшном сне не могло присниться! Недалеко от берега, в воде, две арабки на чистом немецком языке пели еврейскую песню «Эвейну шалом алейхем»!
Я долго не могла понять, что происходит. Сначала они на немецком языке общались с евангельскими христианами-баптистами из Германии, потом на чистом арабском с друзками из Израиля.
Наконец, я нашла русскоговорящую немку из Якутии, которая объяснила мне, что эти женщины — арамейки (чуть ли не еврейки). Разумеется, я этому объяснению милой евангелистки (баптистки) не поверила.
Думаю, что это просто арабки-христианки, которых баптисты соблазнили переехать в Германию и примкнуть к их конфессии. Очевидно, им повезло больше, чем их собратьям — арабам-христианам, оставшимся в Израиле, Газе или в Египте, где их преследуют соплеменники-мусульмане. Все эти баптисты очень милые люди.
Когда-то известная правозащитница Ида Нудель рассказывала, что если в лагере освобождался баптист и его просили кому-то что-то передать на воле, ссыльные были спокойны, что их просьба будет точно выполнена!
Всё было бы хорошо, если бы они не навязывали всем своё учение. И еще хуже, что они уверены, что все евреи соберутся в Эрец-Исраэль (потому они так стараются нас ублажить) и дружно примут христианство.
Они столько раз громко на всех пляжах поют на немецком, русском и на иврите нашу «Эвейну шалом алейхем«, что можно уже возненавидеть эту песню, тем более что они вкладывают особый смысл в слова, когда по-русски поют: «Мы принесли вам мир» (подразумевая «благую весть»?) «Мы желаем счастья вам». Пришлось намекнуть, что нельзя так громко петь на весь пляж, может, кто-то хочет посидеть в тишине и у него своя песня в душе…
Конечно, я сделала это максимум деликатно, как учил нас рав Свирский. Это называется «ТохахА». Предварительно я сказала ей, что у неё замечательный голос, она прекрасно поёт, но…
Так я и ездила на море, прерываясь на наши замечательные еврейские осенние праздники. А потом мне сообщили об очередной экскурсии с нашим равом. Эти экскурсии всегда праздник для нас.
Рав, очень духовный человек с чистой душой, всю дорогу обычно рассказывает нам что-то из Торы. С нами был ещё один рав Нехемия Розенгауз, чьи комментарии к Танаху мы слышали на сайте
В этот раз важно было подготовить нас к главной цели нашей экскурсии — Бейт-Элю, а точнее, к тому месту, где по Торе наш праотец Яаков «натолкнулся на одно место«, где он впервые получил дар пророчества.
Я не сомневалась, что это будет очень интересная экскурсия — прикоснуться к истории своего народа — всегда праздник! Не понимаю тех людей, которые со словами: «Мы на территории не поедем!», отказались от экскурсии.
Из каких соображений? Идеологических?
Но тогда и Т-А — «территории», особенно её северная часть, Рамат-Авив, построенная на территории бывшей арабской деревни.
Или из страха перед арабами? А где в Израиле сейчас безопасное место? Если восьмилетних детей снабжают ножами, посылают убивать первого попавшегося еврея?
Или мы в безопасности, когда палестинский полицейский, которому наше правительство вручило 23 года назад оружие, направляет это самое оружие против нас? Итак, мы приехали в то самое место. Да трудно найти именно тот камень, который наш праотец Яаков подложил себе под голову.
Когда мы ездили туда, где произошла знаменитая битва между Давидом и Голиафом, мы тоже не могли точно идентифицировать это место, только по косвенным признакам, но дух его мы точно прочувствовали.
А здесь явно было очень необычное место. Да и к тому же оно было очень красивое! Я заметила, что, когда мы ездим на экскурсии с равом Давидом, погода, словно по заказу: уже не жарко, ещё не холодно!
Успели подняться на смотровую площадку с подробными каменными картами, указывающими направление на весь Израиль. Видны были даже башни Тель-Авива!
Дальше путь лежал на фабрику по производству тфилин.
Благодаря показанным нам фильмам и рассказу работника фабрики, мы составили себе представление о технологии производства тфилин. Купить тфилин мы не собирались, но красивые футляры для мезуз, кипы, подсвечники с удовольствием приобрели.
У меня возник вопрос, а надо ли вновь произносить браху при замене только футляра. На помощь мне пришел рав Нехемия.
Он объяснил:
Если Вы меняете футляр мезузы, то Вы отделяете её от двери. Поэтому, когда Вы вновь прикрепляете мезузу на дверь, нужно сказать браху.
Потом мы заехали в поселение Бейт-Эль, познакомились с представителем администрации поселения, получили ответы на все интересующие нас вопросы. В плане нашей экскурсии было и посещение винодельни Псагот.
Попробовав два вида сухих красных вин, каждый сделал свой выбор и купил не только из опробованных, но также и сладкие, и белые вина. Некоторые стали членами клуба «Клиенты погребов Псагот», получили скидку 25%, а дома благодарственное письмо за то, что мы их выбрали!
Удивил рассказ сотрудницы, что, несмотря на бойкот Израиля, спрос на их продукцию не падает. И даже наоборот: после очередного выпада против Израиля резко поднимаются запросы на поставку в ту или иную страну. Причём не только евреев, но и от многих наших зарубежных друзей в знак солидарности с Израилем!
Здесь мы тоже посмотрели фильмы, послушали рассказы и двинулись дальше
О том месте, куда мы едем теперь, я уже когда-то видела сюжет по телевизору. В семье родился ребёнок с синдромом Дауна. Родители, чтобы не разлучать его с семьёй и в то же время дать ему ощущение нужности, тепла, внимания, решили создать небольшой заводик по производству мыла. В этом производстве участвуют и другие его друзья с подобными проблемами.
Разумеется, им доверяются более лёгкие работы, типа разрезания мыла на куски, упаковки, наклейки бирок и т.д.
Какие только ингредиенты не добавляют в эти мыла!
Мы купили и мыло тоже. Мы могли бы купить вино, мезузы и мыло в любом магазине, но в знак уважения к этим людям, к их труду стоило купить именно там!
Эти люди — соль нашей земли! Пока в центре грызутся политики, разделённые на партии, эти люди тихо-спокойно делают своё простое дело, совмещая труд и жизнь по Торе. Они чувствуют свою связь с этой Землёй! Потому она и превратилась из пустыни на юге и болот на севере в цветущий плодоносный край.
Вспомнился и огромный лес Ятир, посаженный руками людей в последние десятилетия! Если сверху смотреть на Эрец-Исраэль, то видна резкая граница между зелёными лесами Израиля и запущенностью Палестинской автономии. Вот откуда название ‘Зелёная черта’!
Еврейские пастухи гнали овец по горам, а нам рассказывал Элькана, друг наших равов Давида и Нехемии, житель поселения Кохав hа-Шахар, о горе, на которой зажигали костры, чтобы возвестить всему еврейскому миру о наступлении нового месяца.
Во время прогулки к горе я подумала: как по-разному можно вспомнить, что ты женщина. Европейский мужчина подаст руку незнакомой женщине, выходящей из автобуса.
А я вспоминала, что я женщина, когда не имела права облокотиться на руку незнакомого мужчины, и приходилось опираться на руку более молодой женщины. По этому поводу кто-то из мужчин пошутил, что, если я упаду, меня всё же «подберут»…
Вспомнила возмущение одной атеистки, которой удобно было ездить в религиозном автобусе, скромно сидя на заднем сидении. По давней советской привычке она встала, чтобы выйти там, где ей надо, не дождавшись полной остановки автобуса. Автобус резко затормозил, и она упала спиной на ступеньки, упершись головой в дверь.
И ни один мужчина не встал со своего кресла, чтобы помочь ей. Что я могла ответить на её возмущение? Хорошо, что у неё была давняя проблема с окаменелой шеей, и эта история не отразилась на её здоровье. Но она ещё долго возмущалась, что ей никто из религиозных мужчин не помог!
Интересно, а как по алахе должны были поступить эти мужчины? И вновь я получила разъяснение от рава Нехемии.
Я думаю, что мужчины в этой ситуации поступили мерзко. Они произвели и «хилуль а—Шем« и нарушили алаху, которая велит помочь человеку в опасности.
Даже не знаю, как правильней назвать такого человека: «хамор носэ сфарим«, т. е. «осел, несущий книги« — так говорят про человека, прочитавшего много книг и помнящего их, но не понимающего духа того, что в них написано — или «наваль биршут аТора«, т. е. «мерзавец с разрешения Торы« — так называется человек, не отклоняющийся от буквы Торы, но использующий алаху как оправдание своих инстинктов и желаний.
В этом случае они выполнили указание не прикасаться к женщине, т. к. она может быть «нида«, но пренебрегли требованием Торы спасать, возможно, жизнь еврея.
Мудрецы сказали, что необходимо нарушить даже Субботу, чтобы спасти жизнь и даже здоровье человека — и нееврея тоже; хотя Тора не требует этого, но для улучшения облика еврея в глазах чужого надо помогать и ему.
Они же нарушили и эту алаху.Дай Б-г им понять дух Торы и исправить свое поведение!
Хорошо, когда, есть, кому задать вопрос и получить толковый ответ. Йеменские евреи долго ждали ответы на свои вопросы Рамбаму, зато сейчас мы с интересом читаем его респонсы!..
Вернулись домой. Начала писать письма друзьям во все концы мира.
И посыпались вопросы: что такое тфилин, мезуза, что за лестница Яакова и разве накладывают женщины тфилин?
Разумеется, женщины не накладывают тфилин, в отличие от мужчин. Более того, им даже нельзя заниматься их производством.
Мы это знали и очень удивились, увидев на фабрике женщин. Оказалось, что они просто занимаются канцелярской работой.
Тфилин накладывают (ремнями) евреи после 13 лет ежедневно, кроме Субботы, на левую руку и голову — маленькие черные коробочки с отрывками из Торы внутри.
Мезуза — мы прибиваем (приклеиваем) на дверях дома футляр с текстом двух отрывков из Торы. Это наша защита! Перед выходом из Египта евреи помазали кровью ягнёнка косяк двери (мезузу), и Всевышний обошёл (пасах, отсюда слово Песах) дома евреев, и там не погибли первенцы.
У меня дома пять мезуз, и не только на входной двери, но и на дверях в комнаты.
Отсылать друзей к Гуглу, чтобы узнать, что такое «Сны Якова», «Лестница Якова» — бессмысленно, т. к. там можно прочитать много такого, что не имеет никакого отношения к истине.
Наши мудрецы говорят, что
«…общий смысл сна Яакова очевиден: между духовным и материальным миром, образами которых являются небо и земля, существует неразрывная связь. Раскрытие этой связи, её проявление зависит от усилий Яакова«. (Комментарий «Сончино»)
Есть много трактовок сна Яакова, но главное —
«Сам Всевышний будет охранять Яакова в изгнании и не доверит его судьбу ни одному из Своих посланцев«. (Комментарий «Сончино»).
На прощание наш фотограф попросил хозяина этих мест Элькану сфотографировать нас всех на память.
С нетерпением жду следующей экскурсии.
Октябрь 2016