Когда эта статья будет опубликована, вы, уважаемый читатель, в отличие от меня, писавшего эти строки в неделю ожидания результатов выборов, уже будете их знать. Я их не мог предвидеть, поэтому тематика этой статьи коснется не самого главного для нас сегодня, а как бы по сравнению с результатами выборов второстепенного, но тоже все-таки существенного независимо от главной новости дня.
Группа кораблей российского военно-морского флота во главе с авианосным крейсером «Адмирал Кузнецов», пройдя через Ла-Манш и обогнув Западную Европу, вошла в Средиземное море и приближается к Сирии, демонстрируя несравненно более мощному Шестому флоту ВМС США, традиционно несущему там боевое охранение, свое пренебрежение. Зачем это понадобилось России, неясно. И неизвестно, во что это может вылиться, однако промелькнувшая озабоченность НАТО по поводу возможности дозаправки флотилии в средиземноморских портах настораживает.
Примерно в это же время эсминец США «поддержал свободу судоходства в Южно-Китайском море», пройдя через воды вблизи островов, которые Китай считает своими. Зачем американскому эсминцу лишний раз без необходимости раздражать Китай, тоже непонятно.
Другой эсминец США в те же дни был обстрелян ракетами в Красном море с территории Йемена, контролируемой повстанцами-хуситами, пользующимися поддержкой Ирана. «Судно в результате атаки не пострадало, — заявил источник в Пентагоне. — О раненых и погибших не сообщается». Но все-таки тревожно, и в моей памяти возник злополучный американский эсминец «Коул», о котором я писал в статье «Горечь» ровно 16 лет назад, 1–7 ноября 2000 года.
Напомню: 12 октября 2000 года эсминец «Коул» в йеменском порту Аден был подвергнут террористической атаке. Вот что я по этому поводу писал: «Как относиться к стране, допускающей спланированные теракты по отношению к заходящим в порт иностранным судам? Хозяин дома, принимающий гостей, разве не обязан обеспечить им в своем доме безопасность? Как относиться к президенту страны, которого есть основание заподозрить в подстрекательстве и покровительстве террористам? Пока что американское правительство выразило ему — не протест, нет, непостижимо — благодарность за содействие в проводимом расследовании. Это вместо совершенно уместных грома и молнии, вместо решительных действий, военных, политических и финансовых санкций, для которых у США есть все основания и возможности».
Напомню, это было в скандальном конце второго срока президентства Билла Клинтона, когда государственные дела его уже мало интересовали. Теперь продолжу, извините, самоцитирование: «Террористы убили 17 американских моряков. Если бы их замысел удался полностью, на воздух взлетел бы весь корабль и жертв было бы в двадцать раз больше. Боеприпасы на борту корабля не сдетонировали, и корабль, несмотря на огромную пробоину, остался на плаву. А раз остался на плаву и орудийные расчеты живы, так почему бы не ответить на провокацию мощным залпом по портовым сооружениям? Почему не ответить тройным ударом на удар? Тогда бы, по крайней мере, даже сочувствующие террористам впредь опасались им помогать и предоставлять свободу действий».
Увы, «Коул», как побитую собаку, команда президента Клинтона тихо утащила на ремонт, обошедшийся в четверть миллиарда долларов. Но безответность США на подрыв эсминца в Йемене в конце 2000-го стоила Америке много дороже: она вдохновила те силы, которые вскоре устроили Америке ужасный теракт 9/11/2001. Ничто не проходит бесследно, все имеет логическое продолжение. В том числе и происходящее в наши дни.
Генсек НАТО в интервью Би-би-си недавно заметил: «Мы видим более напористую Россию, которая сделала серьезные инвестиции в новые и современные вооружения, которая проводит многочисленные маневры, в том числе и такие, о которых заранее не уведомляет, что существенно снижает прозрачность и предсказуемость ситуации в Европе. Например, она воспользовалась именно такими маневрами, для того чтобы аннексировать Крым. Между нами нет холодной войны, но между нами нет и партнерства, которое мы пытались с Россией установить после окончания холодной войны… Мы видим существенное российское военное присутствие в Сирии и около Сирии. И она применяла не только самолеты, которые находятся непосредственно в Сирии, но и ракеты, пущенные с подводных лодок и военных кораблей, против Алеппо и других целей в этой стране. И когда Россия наращивает свои военные силы в Сирии, справедливо предположить, что их будут использовать точно так же, как и уже существующий контингент — против Алеппо».
«Раз в Алеппо злой турок бил венецианца…» — это из монолога Отелло у Шекспира. Теперь «злой турок» — член НАТО. Специфический и непредсказуемый. Хорош союзник, коль Госдепартаменту пришлось предписать семьям сотрудников генконсульства в Стамбуле срочно покинуть страну из-за опасения нападений на них. Генсеку НАТО, как и шефу Пентагона Эштону Картеру, с Эрдоганом вряд ли удастся о чем-то толком договориться, ибо у того совсем иное на уме. В общем, получается, что Сирийский узел за годы с Обамой стал вроде Гордиева узла (из древнегреческой мифологии), который распутать не удается, а рубить боязно.
Украинский узел, отданный на откуп так называемому нормандскому формату, тоже проблематичен, запутан минскими договоренностями, изначально невыполнимыми из-за преднамеренных разночтений. На данном этапе взаимопонимания попавшей в беду Украине, как представляется, ни до США, ни до Евросоюза никак не достучаться. Авось общая ситуация в мире изменится в лучшую сторону…
Из новостей: «Директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер на конференции в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке объяснил собравшимся, на чём основывается внешняя политика президента России. По его мнению, Путин хочет, чтобы его страну воспринимали как великую державу наравне с США». Для чего Путину нужно на этом настаивать? Подоплеку нам открывает известный российский политик Геннадий Гудков (до 1992 года сотрудник КГБ, затем депутат Госдумы нескольких созывов, лишенный депутатского мандата в 2012-м за критику Кремля): «Лучшее средство для удержания народа в узде — нагнетание военного психоза». Антиамериканского, в первую очередь.
Напомню, что нагнетание военного психоза началось, похоже, с заявления российского телеведущего Дмитрия Киселева, возглавляющего заодно и агентство Russia Today, вещающее на заграницу, о том, что Россия может превратить США в радиоактивный пепел. Это провокационное заявление прозвучало в марте 2014 года и до последних дней висело в воздухе не как личное мнение Киселева, а как доктрина его шефа — верховного главнокомандующего. Лишь на днях с Валдайского форума в Сочи мы услышали от Владимира Путина «отбой воздушной тревоги». «Бряцать атомным оружием — самое последнее дело, это вредная риторика, и я ее не приветствую», — сказал он, и эта валдайская новость вместе с заявлением о том, что «Россия ни на кого нападать не собирается», уже породила на Западе робкую надежду на вроде бы оттепель в российско-американских отношениях. Ничем серьезным она пока не оправдана, хотя чувствуется, что и Россия от Путина устала.
Касательно Сирии Путин посетовал, что его «личные договоренности с президентом США не сработали», а «по поводу так называемых фаворитов или не фаворитов в избирательной кампании в Соединенных Штатах» заметил: «Мы не знаем, как поведет себя любой из кандидатов, который добьется победы. Мы не знаем, как поведет себя господин Трамп. Мы не знаем, как поведет себя госпожа Клинтон, если она будет избрана, что там будет исполнено, что не исполнено. Поэтому для нас это по большому счету безразлично». Вот и хорошо, возможности российской пропаганды повлиять на результаты американских выборов и без того были ничтожны.
Между тем директор ФБР Джеймс Коми неожиданно заявил, что его ведомство возобновит расследование электронной переписки Хиллари Клинтон, причем пояснил, что не может предсказать, сколько времени потребуется для завершения нового этапа расследования. То есть это, вероятно, не дни, и расследование может затянуться.
Хиллари Клинтон встревожена и возмущена. Ее поддержала Лоретта Линч, генпрокурор, а также лидер демократов в Сенате Гарри Рид, который напомнил директору ФБР, что «представителям исполнительной власти запрещено оказывать влияние на ход выборов». Заметим, что прямое участие в выборной кампании Клинтон главы исполнительной власти его отнюдь не смущало.
Спикер Палаты представителей Пол Райан по этому поводу выразил озабоченность, но четко, мне кажется, не определился, а Дональд Трамп, напротив, приветствовал это решение в надежде, что ФБР «исправит ужасную ошибку», которую ранее совершило, не выдвинув против Клинтон обвинений. Сама же она совсем еще недавно, демонстрируя уверенность в предстоящей победе, наметила себе в госсекретари Джо Байдена, нынешнего вице-президента, он же, однако, теперь заявил, что в получении этой должности в администрации Клинтон не заинтересован.
Из других новостей: «Правительство Японии намерено дать обещание России, что в случае возврата Японии четырех Курильских островов на них не будут располагаться военные объекты и вооруженные силы США»; «К группе кораблей во главе с крейсером “Адмирал Кузнецов” присоединились три российские подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами»; «Британские СМИ сообщают о том, что наследник престола принц Гарри нашел себе новую пассию, в которую влюбился буквально до беспамятства»…
Неделя ожидания выборов иссякает. Новости ближайших к 8 ноября дней мне уже в этот обзор не включить, ибо пора отсылать статью в редакцию газеты. Дорогие читатели, до встречи после выборов!
P. S. В воскресенье, 6 ноября, Джеймс Коми объявил, что прежнее заключение остается в силе: Хиллари не за что привлекать к ответственности.