Выборы: если будет боевая ничья?

В последнее время дела у Дональда Трампа шли на диво хорошо. Как писал комментатор решительно антитрампистской «Вашингтон пост» Филип Бамп, преимущество Хиллари Клинтон в ряде ключевых колеблющихся штатов «развалилось или начисто испарилось».

По словам Бампа, если бы выборы состоялись в четверг, она бы их выиграла, но с минимальным перевесом в 8 голосов в Коллегии выборщиков. Выборы, однако, состоятся во вторник. Если к тому времени какой-то небольшой штат с четырьмя голосами в Коллегии вдруг переметнется на сторону Трампа, то оба кандидата наберут по 269 голосов, то есть на один меньше, чем 270, необходимых для победы. В этом случае президента будет выбирать Палата представителей США, в которой каждый из 50 штатов будет иметь один голос. Для победы нужно 26 голосов.
Сейчас республиканцы составляют большинство в делегациях 33 штатов, а демократы — всего 14. Делегации остальных штатов расколоты пополам. Республиканцы потеряют во вторник часть голосов в палате, но предсказывают, что им удастся сохранить в ней большинство, пусть и более куцее, чем сейчас. Значит, следующим президентом США будет Трамп.
Согласно 12-й поправке к Конституции, вице-президента в случае ничьей выбирает другая палата Конгресса — Сенат, в котором сто членов. В данном случае он будет делать выбор между демократом Тимом Кейном и республиканцем Майком Пенсом. Сейчас республиканцы имеют большинство и в Сенате США, но во вторник вполне могут его потерять. Новое демократическое большинство, очевидно, выберет Кейна, который является членом Сената и имеет право голосовать за себя.
Если нижняя палата сделает президентом Трампа, то получится, что вице-президентом будет при нем деятель другой партии. Для США эта ситуация невообразима.
В последние дни перспектива боевой ничьей породила пару десятков статей в СМИ, которые в нормальный год вряд ли заинтересовались бы этой темой столь дружно, поскольку ничья обычно крайне маловероятна. Но этот год положительно ненормален. Избирательная гонка так странна, что наблюдатели не исключают самые неожиданные варианты, в том числе и ничью.
Гонка непривычна во многих отношениях. Например, на прошлой неделе ваш корреспондент объе­хал по проселкам окрестности райцентра Риверхед, на Лонг-Айленде, и почти не увидел на газонах предвыборных плакатов с именами любезных их сердцу кандидатов. В нормальный год президентских выборов обочины дорог густо утыканы этой наглядной агитацией, но сейчас я не нашел ни одного, агитирующего за Клинтон, и видел всего два трамповских, да и то непривычно малых.
Точно так же на машинах почти нет наклеек с именами кандидатов. Знакомый водитель лимузина написал мне из Майами, что практически не видит на машинах наглядной агитации и там. Учитывая нынешний накал страстей, это неожиданно. Страсти так накалены, что у дверей спортзала больницы города Саутгемптон, на Лонг-Айленде, повесили большое розовое объявление: «В свете того обстоятельства, что у нас есть пациенты-сердечники, мы не можем допустить в зале политические дебаты».
Администратор больница Джессика Святоча объяснила местной газете, что повесила объявление, после того как увидела, что пациенты, оправляющиеся от операций на сердце, на повышенных тонах обсуждают предвыборную кампанию.
«Последнее, что мы хотим, — это повысить у них уровень стресса и, соответственно, уровень кортизола, — сказала Святоча. — Это приводит к нарушению сердечного ритма и повышению давления».
Как писал Бамп в «Вашингтон пост», в четверг как раз прорезался штат с 4 выборщиками, который может дать Трампу возможность сравняться с Клинтон. Два опроса показали, что они идут с ней ноздря в ноздрю в Нью-Гемпшире. Его прозвище — Гранитный штат, а на номерах его автомашин красуется гордый лозунг: «Жить свободным или умереть!»
Другой опрос показал, что Трамп лидирует во втором округе штата Мэн, который имеет одного делегата в Коллегию выборщиков отдельно от всего штата.
269 + 1 = 270.
«Он побеждает в штатах, в которых лидирует, и получает один голос в Мэне, — пишет Бамп. — Прошу любить и жаловать: президент Дональд Трамп!»
С другой стороны, Клинтон продолжает лидировать, хотя и с постепенно сокращающимся перевесом, который на вечер пятницы составлял в среднем 1,6%. К воскресенью он даже увеличился до 1,8%.
Напоминают, что в последние выходные перед выборами 2012 года у республиканца Митта Ромни и Барака Обамы было по 47%, но во вторник Обама убедительно победил.
Сторонники Клинтон окрылены математической моделью Принстонского университета, которая дает демократке 99-процентную вероятность победы.
В середине октября прозвучала гипотеза, что если ни один из главных соперников не наберет заветных 270 выборщиков, то президентом теоретически может сделаться не один из них, а независимый кандидат, бывший сотрудник ЦРУ 40-летний Эван Макмаллин. Он баллотируется у себя в Юте и в тот момент, как казалось, мог победить в этом железно республиканском штате, имеющем 6 голосов в Коллегии выборщиков. Если бы никто из кандидатов в президенты не набрал там 270 голосов, то, согласно Конституции, Палата представителей должна была бы делать выбор между тремя участниками гонки, имеющими больше всего голосов в Коллегии выборщиков, то есть между Клинтон, Трампом и Макмаллином.
Ранее не исключали сценарий, при котором палата бы взяла и проголосовала не за первых двоих, а за Макмаллина, который хотя бы вызывает меньше отрицательных эмоцией, чем они. Но последний опрос показал, что Трамп вырвался в Юте вперед, и занятный вариант Макмаллина, похоже, приказал долго жить.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора