Определенно, не все мирно в Нобелевском центре мира в Осло. Всего за несколько дней до вручения Нобелевской премии мира становится известно о финансовых проблемах, а со стороны государства звучит критика.
Конфликт разгорелся между управляющим советом частного фонда, который контролирует работу Нобелевского центра мира, и министром культурных отношений в норвежском правительстве Трондом Гиске.
Гейр Лундестад, возглавляющий совет Нобелевского центра мира, признает, что финансовые средства, поступившие от частных спонсоров, которых должно было хватить до 2008 года, практически исчерпаны. Совет надеялся получить 30 млн. крон (около 4,6 млн. долларов) от государства, но в проекте бюджета, представленном правительством, значится лишь 17,3 млн. крон.
Большую часть этих денег, 14 млн. крон, придется вернуть в казну в качестве арендной платы государственному концерну Statsbygg, которому формально принадлежит здание бывшей железнодорожной станции, где расположен Нобелевский центр мира. После этого на деятельность центра остается лишь 3,3 млн. крон, что означает увольнение большинства сотрудников.
Состав совета Нобелевского центра мира был утвержден парламентом Норвегии в 2000 году, а финансирование, как и Нобелевский институт, находятся в руках Норвежского Нобелевского комитета, членов которого, в свою очередь, каждый год назначает для вручения Нобелевской премии мира норвежский парламент. Сам Лундестад одновременно является директором Нобелевского института и секретарем Нобелевского комитета.
Однако центр не получает прямого финансирования из средств, выделенных Альфредом Нобелем на вручение Нобелевской премии. По данным веб-страницы центра, Нобелевский центр мира должен получать средства, сочетая «спонсорскую поддержку, доходы от продажи билетов и общественное финансирование».
В число спонсоров, которых называют «партнерами фонда», входят аудиторская фирма KPMG, промышленный концерн Norsk Hydro, норвежская компания связи Telenor, крупнейший норвежский банк DnB NOR и фонд Leif Hiegh. Они выделили 85 млн. крон центру, который открылся с большой помпой в прошлом июне в присутствии королевских семей Швеции и Норвегии.
Лундестад и его совет, куда входят член Нобелевского комитета Сиссель Рёнбек и предшественник Гиске на посту министра культуры Вальгерд Сварстад Хогланд, определенно рассчитывали, что государственная поддержка работы центра будет существенно увеличена. Однако этого не случилось.
Гиске, нынешний министр культуры, не может понять, почему это удивляет совет Нобелевского центра мира. Он раздосадован «плохим финансовым контролем» со стороны совета и менеджеров, а недавно назвал грозящий центру финансовый кризис «скандалом».
«Я шокирован тем, как велось управление столь важным учреждением, – сообщил Гиске газете Aftenposten. – Им снова и снова сообщалось о том, что не следует рассчитывать на рост государственного финансирования, но они продолжали участвовать в безответственно дорогих проектах. Они носят имя Нобеля и могут дискредитировать его».
Эта жесткая критика звучит со стороны человека, во многом отвечающего за государственное финансирование центра. Лундестад, однако, утверждает, что совет Нобелевского фонда мира всегда «абсолютно открыто» сообщал о своей финансовой ситуации спонсорам и государству.
Лундестад легко соглашается, что финансовых проблем можно было избежать, «если бы мы ограничивали себя». Но это, по его словам, означало бы «открытие недостаточно хорошего центра», а важнее всего было «открыть учреждение высшего класса».
В результате Нобелевский центр мира – ультрасовременное место, где проходят необычные выставки, однако он живет не по средствам. Гиске заявляет, что он отказывается «поощрять недостаточный финансовый контроль» со стороны центра, удваивая государственное финансирование.
Директор центра Бенте Ерихсен называет ситуацию «крайне драматичной».