Окончание. Начало в № 751
Событие большой значимости и у которого было много свидетелей не может стать частью историю, если это обман. Если это событие не происходило, то все понимают, что это ложь, так как о нем никто раньше не слышал. Поэтому если некое событие действительно принимается как часть истории, то его приняли по единственной причине: событие действительно имело место.
Давайте предположим на секунду, что откровение на горе Синай – это обман, и что Тору написал не Б-г. Тогда почему Синайское Откровение на протяжении тысяч лет считается частью нашей истории?
Представьте, как кто-то пытается осуществить такой обман. Некий Эзра появляется со свитком в руке.
– Привет, Эзра! Что это у тебя в руке?
– Это Тора.
– Тора? А что это?
– Это интересная книга, полная законов, истории и историй. Вот, посмотри-ка.
– Очень любопытно, Эзра. А где ты ее взял?
– Открой книгу и посмотри, что там написано. Эту книгу тысячи лет назад получили твои предки. Три миллиона человек стояли у горы Синай и слышали, как с ними говорил Г-сподь! Б-г явился всем и каждому, дав Свои законы и наставления.
Как бы на это отреагировали вы?
Люди смотрят на Эзру в замешательстве и отвечают: «Погоди-ка, Эзра. Что-то здесь не так. Почему мы об этом раньше не слышали? Ты описываешь одно из самых важных из когда-либо происходивших событий, заявляя, что все это было с нашими предками, а мы никогда об этом не слышали».
– Конечно, это было очень давно. Конечно, вы об этом не слышали.
– Да брось ты, Эзра! Невозможно, чтобы наши прадедушки с прабабушками и пра-пра-прадедушки с пра-пра-прабабушками не слышали о самом важном событии в истории нашего народа! Почему об этом никто и ничего не слышал? Ты говоришь, что все мои предки, весь народ, 3 миллиона человек слышали, как говорил Г-сподь, и получили набор инструкций под названием Тора, и никто об этом ничего не знает?! Да ты врешь!
Если обман невозможен в отношении утонувшего и всплывшего континента, то он невозможен и в попытке убедить целый народ в том, что его предки пережили самое уникальное событие за всю человеческую историю. Ибо все знали бы, что это ложь.
Тысячи лет откровение на горе Синай считалось ключевым элементом еврейской истории. Как еще это объяснить?
Учитывая, что люди не поддадутся на обман, зная, что это ложь, как могло случиться так, что национальное откровение не просто приняли, но следовали ему с большими жертвами?
Люди могли принять подобное по единственной причине: это было в действительности. Если бы Синая не было, все бы знали, что это ложь, и никогда бы в это не поверили. Утверждать, что весь народ пережил откровение и верит в это, можно при единственном условии: это правда.
Синай: единственное упоминание об откровении
На протяжении истории отдельные фигуры создали десятки тысяч религий, пытаясь убедить людей, что с ней или с ним разговаривал Г-сподь. Начало у религий, основанных на откровении, одинаково: святой человек уходит в отшельничество, возвращается к своему народу и объявляет, что получил откровение, и Б-г назначил его своим пророком.
Поверите ли вы тому, кто утверждает, что получил личную аудиенцию у Б-га, который назначил его или ее своим новым пророком?
Может быть, и назначил. А может быть, и нет. Знать наверняка невозможно. Утверждение не может быть проверено.
Личное откровение – это слабая основа для религии, так как нельзя знать наверняка, правдиво ли это утверждение об откровении. Даже если человек, настаивающий на личном откровении, творит чудеса, проверить, является ли он истинным пророком, невозможно. Чудеса ничего не доказывают. Все они – предположим, что они настоящие – просто показывают, что у человека есть определенные способности. Это никак не связано с претензиями на пророчество.
Маймонид пишет: «Израиль верил в Моисея, нашего учителя, не на основании чудес, которые он творил. Потому что, когда вера человека основана на чудесах, в уме остаются сомнения в том, что эти чудеса могут твориться посредством оккультизма и колдовства…
Так что было в основе того, что ему верили? Откровение на Синае, которое мы видели собственными глазами и слышали собственными ушами – без нужды зависеть от свидетельств других» (Мишна Тора – Основы Торы 8:1).
Смелое предсказание
В истории было множество известных религий. Но почему все они основываются на личных откровениях, если мы знаем, что достоверность их слаба? Почему есть желание добиться признания и принятия своей религии, то почему не представить более сильные, заслуживающие доверия свидетельства – например, национальное откровение! Никому не нужно принимать ничего на веру и просто верить слову другого человека. Заявлять, что Б-г явился всем и сказал всем, что такой-то и такой-то Его пророк качественно лучше.
Почему Б-г устанавливает отношения с целым народом через одного человека, что не дает возможности проверить это, и ждет, что народ будет послушно следовать системе инструкций на основе слепой веры?
Но иудаизм – это единственная религия в анналах истории, где все слышали, как говорил Г-сподь. Ни в одной другой религии нет опыта национального откровения. Почему?
Автор Торы предсказывает, что на протяжении истории больше не будет ни одного другого упоминания о национальном откровении!
Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Б-г человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли (какой) народ глас Б-га, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? (Второзаконие 4:32-33)
Давайте рассмотрим возможность того, что Тору написал не Б-г, и ее автор успешно убедил группу людей принять фальшивое утверждение о национальном откровении. Автор включает в эту книгу предсказание о том, что на протяжении истории никто другой не будет делать аналогичного заявления. Это значит, что, если кто-то сделает такое утверждение в будущем, предсказание окажется фальшивым и его религии наступит конец. Так зачем автор включил в книгу, которую он пытается выдать за настоящую, предсказание о том, что ни один другой человек не попытается совершить такого же обмана, какой сотворил он, сделав аналогичное утверждение? И если этот обман удался ему, то он может удастся и другим. Если вы «придумываете» религию, то не пишете того, чего не можете предсказать, и исход чего может быть прямо противоположным.
Однако то, что ни одна другая религия никогда не настаивала на том, что получила национальное откровение, это факт.
Давайте просуммируем два основных вопроса:
Почему из всех известных в истории религий только иудаизм заявляет о национальном откровении? Почему все другие религии основываются на личном откровении?
Если национальное откровение – это действительно пример успешного обмана, то за его автором определенно последуют другие. Тогда почему выдумщик предсказывает, что никто и никогда не станет делать подобного утверждения, если он не может этого предвидеть и если это даст другой результат?
Ответ на оба вопроса можно дать один: ложь в вопросе о национальном откровении, в отличие от откровения личного, никогда не сойдет с рук. Это единственное событие, которое невозможно сфальсифицировать.
Утверждение о национальном откровении будет принято только в том случае, если национальное откровение действительно было.
Если это утверждение правдиво, то люди будут верить в него, потому что они соглашаются с тем, что уже знают. Либо они лично были свидетелями этого, либо их предки коллективно передали сведения об этом событии как о части истории их народа.
Поэтому ни одна другая религия никогда не делала подобных заявлений: его можно сделать только в том случае – если это правда. Национальное откровение выдумать невозможно.
«Изобретая» религию, ее создатель прибегает к личному откровению, несмотря на присущие этой концепции недостатки, так как проверить его достоверность невозможно. Автор может надеяться найти последователей, готовых поверить ему вслепую и принять его или ее религию. В конце концов, никогда нельзя сказать точно, ложь это или правда. С национальным откровением это просто не сработает, так как если его не было, то все будут знать, что это ложь.
О национальном откровении говорится только в иудаизме, потому что еврейский народ – единственный народ в истории человечества, который получил его.
Далее интересно отметить, что другие религии принимают еврейское откровение на Синае, включая Пятикнижие Моисея в свою Библию и считая синайское откровение ключевым компонентом своей религии. Почему они построили свои религии на еврейском утверждении? Почему они просто не опровергли того, что откровение было? Дело в том, что они знали: если национальное откровение невозможно сфабриковать, то отрицать его нельзя.
Теперь понятно, почему Автор Торы мог с уверенностью предсказать, что никто и никогда в истории больше не будет заявлять о национальном откровении. Потому что только Б-г знал, что это случится лишь раз, и это уже случилось – на Синае более 3 тысяч лет назад.
Нехемия Куперсмит и Моше Зельдман,
AISH.com
Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru