Пока палестинские движения воюют между собой, руководство «Аль-Каиды» решило взять под свое крыло Автономию, превратив ее в свой новый плацдарм на Ближнем Востоке. Ведущая суннитская террористическая группировка уже заявляла в прошлом месяце, что стоит за ликвидацией в секторе Газы «коррумпированного предателя» – бригадного генерала палестинских спецслужб Йаеда Тайе. Генерала – ставленника ФАТХа, и четырех его телохранителей изрешетили из засады несколько не идентифицированных боевиков. Засада ждала его неподалеку от резиденции Исмаила Хание – хамасовского лидера и премьер-министра Автономии. Это произошло 15 сентября – почти за две недели до начала стычек и боев между «военными крыльями» ФАТХа и ХАМАСа. На нескольких палестинских исламистских форумах было опубликовано коммюнике «Ячейки «Аль-Каиды» в Палестине», в котором утверждалось, что группировка взяла на себя ответственность за убийство «агента Моссада и других зарубежных спецслужб». В коммюнике утверждалось, что убитый использовал свои полномочия главы отдела по связям с зарубежными службами безопасности, чтобы стать «агентом Запада», и его соратников ожидает такая же судьба. В частности указывалось, что их ожидает гибель от заминированных автомобилей. Днем позже коммюнике было разослано по электронной почте ведущим палестинским журналистам.
Тем не менее, в Автономии многие не поверили коммюнике, ведь убийства даже высокопоставленных офицеров и чиновников по различным причинам – от кровной мести, до бизнес-разборок – вещь обычная. Пару лет одного генерала полиции даже макали лицом в унитаз в его собственном сортире в его офисе. В рамках объяснения, что он не по чину много на себя и себе берет.
Однако через две недели после публикации коммюнике пришло еще одно подтверждение. Как раз тогда, когда ситуация в Автономии дошла до точки кипения, и ФАТХ с ХАМАСом окончательно рассорились – Global Islamic Media Front – рупор «Аль-Каиды» опубликовал видеозапись выступления «главы крыла организации в Палестине» – некоего человека в маске, именующего себя Абу Хафсом. На фоне автоматов и гранатометов на стенах комнаты он призвал палестинцев «проснуться» и участвовать в войне «без компромиссов». А это значит воевать с «предателями», с теми, кто служит «евреям и христианам». Прямым текстом самоназванный Абу Хафс угрожал представителям руководства Автономии и офицерам служб безопасности смертью, если они будут предпринимать какие-то попытки бороться с «Аль-Каидой» или препятствовать ее акциям и борьбе «палестинского народа». По его словам, все высокопоставленные деятели ПА – куплены Западом и имеют банковские счета в США, на которые поступают деньги от американцев и израильтян. Всем им и представителям спецслужб он пригрозил, что «наш меч до них доберется». В качестве подтверждения своих слов, глава «Аль-Каиды» в Автономии представил несколько документов и фотографий, которые позже были распространены на различных палестинских и глобально исламистских Интернет-форумах. Документы свидетельствуют о том, что убитый боевиками бригадный генерал Тайе имел довольно объемные счета за рубежом и инвестировал деньги в западные компании. На фотографиях генерал запечатлен в ресторанах с некими лицами, которые, как утверждается, являются представителями зарубежных спецслужб. Назвавшийся Абу Хафсом заявил, что на всех коррумпированных лидеров и официальных лиц Автономии имеются подобные досье, и никто не уйдет от возмездия.
Аналитики считают, что эта видеозапись свидетельствует о том, что «Аль-Каида» начала информационную кампанию, предваряющую более активные действия. Свидетельство тому – выступление местного главы «Аль-Каиды» предваряли старая запись слов самого бин Ладена, который заявил, что американцы никогда не будут чувствовать себя в безопасности, пока палестинцы не будут защищены, а также кусок последней записи Абу Мусаба аз-Заркауи, который заявлял, что, воюя в Ираке, бойцы джихада должны «не отрывать взгляда от Палестины».
Первой своей мишенью пропагандисты «Аль-Каиды» в Автономии явно избрали «социалистов» – ФАТХ. Ведь их продажность давно стала притчей во языцех во всем арабско-мусульманском мире. Интересно, что заявления и досье на убитого коррумпированного генерала появились именно в день, когда Государственный секретарь США Кондолиза Райс побывала в Рамалле и выразила поддержку главе ФАТХа – президенту ПА Абу Мазену. Лидер Автономии сообщил Райс о прекращении контактов с ХАМАСом по созданию палестинского правительства национального единства. Абу Мазен, скорее всего, намекал на создание нового правительства или досрочный роспуск парламента, чтобы нанести удар по позициям ХАМАСа. Глава американского МИДа всецело поддержала лидера ФАТХа в этих начинаниях, отметив, что США будут всецело на стороне его движения. Таким образом, публикация записи главы палестинской «Аль-Каиды» нанесла еще один удар по позициям ФАТХа.
Тем не менее, важно понимать, что, по всей видимости, вскоре достанется и исламистскому ХАМАСу. Дело в том, что нужно понимать символизм имиджей и имен, которые использовали пропагандисты «Аль-Каиды», так как это очень важные детали для последователей радикального ислама. Так, например, имя, или псевдоним лидера местной «Аль-Каиды» – Абу Хафс, имеет важное значение. Абу Хафс Аль-Масри, один из «выдающихся» моджахедов египетского происхождения, известный еще как Мухаммед Атеф, глава боевого крыла организации бин Ладена, был убит американцами в ноябре 2001 года в окрестностях Кабула. Ближайший соратник главы «Аль-Каиды», он отбирал вместе с бин Ладеном террористов для осуществления ударов по США 11 сентября. Его дочь замужем за сыном бин Ладена Мухаммедом. После гибели Абу Хафса его именем назвали одно из ответвлений «Аль-Каиды», которое 11 марта 2004 года произвело серию терактов в Мадриде, а позже взяло ответственность и за теракты в Лондоне. Во-первых, символичность избрания псевдонима главой палестинской ветви «Аль-Каиды» состоит в том, что Атеф был египтянином, а ХАМАС является ответвлением старых египетских «Мусульманских братьев». Их в среде исламистов стали считать гораздо более умеренными, так как они примирились с режимом Мубарака и даже имеют представителей в египетском парламенте. Идеология же «Аль-Каиды» призывает к борьбе не только с неверными, но и с мусульманами, которые стали коллаборационистами. ХАМАС, участвуя в выборах и войдя в состав правительства, по идее, тоже стал частью чуждой для исламского мира системы.
Помимо этого, надо напомнить, что это не первый случай использования такого псевдонима. Первый псевдо-Хафс появился в Чечне. В 2004 году после ликвидации в середине апреля Абу аль-Валида, его место занял выходец из Саудовской Аравии, назвавшийся Абу Хафсом. Именно он контролировал финансовые потоки, поступающие чеченским боевикам из-за рубежа. И именно он, по данным спецслужб, финансировал захват школы в Беслане и подготовку теракта в Дагестане. Назначение боевика с таким псевдонимом символизировало то, что чеченское направление очень важно для бин Ладена и контролировать джихад там должен иностранец, а не местный выходец. Эту параллель очень хорошо понимают и исламисты в Палестинской автономии.
Каковы будут действия ХАМАСа, пока не ясно. Скорее всего, его представители попробуют как-то договориться с боевиками «Аль-Каиды» для совместных акций против ФАТХа и израильтян. Но вопрос в том, пойдет ли на это новоявленный палестинский Абу Хафс. Ведь бескомпромиссность – это визитная карточка фанатиков бин Ладена…