Образ

«Вначале сотворил Б-г небо и землю». С этих слов начинается Книга книг Тора, оказавшая огромное влияние на историю человечества.

Еврейский народ принес всему миру знание о едином Б-ге, Творце, создавшем из ничего весь окружающий мир. Это знание, заимствованное другими религиями, совершило подлинную интеллектуальную революцию в мире, изменив ход исторических событий и судьбу человечества. Трудно себе даже представить, как выглядел бы мир, если бы его так и населяли жестокие варвары-язычники, ничего не знавшие о милосердном Творце, требующем от своих творений справедливых и добрых дел.
Джон Адамс, второй президент США, защищая евреев от нападок антисемита, писал в 1806 году: «Несмотря на Болингброка и Вальтера, я утверждаю, что евреи сделали больше для человеческой цивилизации, чем любая другая нация на земле. Даже если бы я был атеистом и верил в слепую судьбу, то всё равно я бы верил в то, что этой судьбе было угодно, чтобы именно евреи были избраны для хранения и передачи всему человечеству идеи о высшем разуме, могучем и мудром, правящем вселенной, что является великой основой всей морали и, как следствие, всей цивилизации…Они (евреи) самая прекрасная нация, когда-либо населявшая эту землю. Римляне с их империей являлись не более чем мыльным пузырем по сравнению с евреями. Они дали религию трем четвертям человечества и повлияли на события истории больше и лучше, чем любая другая нация, древняя или современная».
Тора не случайно называется Книгой книг. Она всегда была и остается самой читаемой книгой на земле. Удивительная притягательная сила Торы состоит вовсе не в остроте сюжета или в сенсационной новизне её текста. Нет. Просто внимательно читающий или, точнее, изучающий её человек начинает узнавать и лучше понимать самого себя. Ибо в фокусе внимания Торы находится человек. С его горестями и радостями, взлётами и падениями, мечтами и разочарованиями. Мы знакомимся с человеком со всеми его человеческими слабостями, наделенным тем не менее возвышенным благородством духа, человеком, охваченным страхом и одновременно не теряющим надежды, человеком, умеющим ненавидеть и любить. Пред нами предстаёт человек, стремящийся осмыслить окружающий его мир и найти в этом мире свое место. И за последние три с половиной тысячелетия человечеству действительно удалось добиться многого в понимании материальной природы окружающего мира, покорить космос и расщепить атом. Но как все еще безгранично далек человек от понимания самого себя!
Именно потому, на мой взгляд, самым значительным событием первой недельной главы, заслуживающим нашего пристального внимания, и является акт творения человека.
Написано в Торе: «…И сказал Всевышний: “Сотворим человека по образам и подобиям своим”». Устная Тора — Талмуд — рассказывает, что Моисей, испытывающий пророческое откровение и записывающий Книгу книг в Синайской пустыне, отказывался писать эти слова, воскликнув: «Ведь люди могут прочитать эти строки и ошибиться!»
Утверждение Моисея можно понять. Еврейство должно нести миру идею монотеизма об одном и едином Творце, являющемся причиной великой гармонии мира, идею абсолюта, противостоящую представлениям язычников, обожествлявших, абсолютизировавших многочисленные частности, силы и явления природы. Евреям предстоит провозглашать всему миру: «Шма Исраэль! Слушай Израиль, Б-г — Владыка наш, Б-г — один!» Но сказано в Торе: «Сотворим человека по образам и подобиям своим». Почему же Тора употребляет множественное число по отношению к единому Творцу? Моисей отказывался записывать это, ведь люди могут неправильно понять и ошибиться. И ответил ему Всевышний: «Пиши! Тот, кто может ошибиться, уже ошибся».
Если вопрос Моисея нам понятен, то ответ Всевышнего кажется загадкой. Почему тот, кто может ошибиться, обратив внимание на множественное число, уже ошибся? Устная Тора учит нас, что он уже ошибся, ибо не знает самого главного ни о Б-ге, ни о самом себе.
Написано в Торе: «И создал Всевышний человека из праха земного и вдохнул в него душу жизни, и стал человек живой душой». Именно так, «вдохнул», а не «наполнил жизнью» или «дал жизнь». А книга «Зохар» («Сияние») объясняет, что можно вдохнуть, лишь выдыхая из себя! Тем самым подчеркивается, что Всевышний вдохнул в человека частицу самого себя, и лишь потому стал он живой душой.
Само явление феномена жизни, тем более интеллекта человека было и остается загадкой природы. Однако и дарование жизни человеку, о котором сказано в Торе: «Сотворим человека по образам и подобиям своим», вызывает у нас справедливое недоумение. Разве у Б-га может быть форма? Как же человек может уподобиться единому Творцу, не обладающему формой, стоящему вне всяких рамок материального мира, времени и пространства?
Мы читаем в Торе о том, что после греха золотого тельца Моисей просил Всевышнего открыться. Всевышний ответил ему: «Не увидит меня человек и продолжит жить». Однако именно тогда услышал Моисей следующие слова: «Всевышний! Всевышний! Б-г милосердный и прощающий, долготерпеливый и добрый, помнящий добро…» Это и есть образы Б-га, проявляющегося в мире в своих атрибутах милосердия, служащих человеку моральным эталоном добра! И именно это еврейское представление о Б-ге морали, искренней и бескорыстной любви противостояло жестокому миру язычников, обожествлявших материальные силы, которые они стремились подчинить своему контролю.
А как еще можно выжить в этом жестоком мире, являющемся ареной столкновения противоборствующих сил? Хочешь выжить в этом хаосе, помни, что в джунглях выживает сильнейший. Идолопоклонник всегда стремился манипулировать людьми, силами, явлениями природы, для того чтобы выжить и победить всех врагов. Он служил идолам силы, для того чтобы жить. Еврей же жил, для того чтобы служить Б-гу справедливости и добра! А вся история человечества, крушения империй зла и чудесного существования разбросанного в изгнании и беззащитного еврейского народа — это развернутый ответ на поставленный вопрос. Ибо в этом мире действительно выживает сильнейший. Только отнюдь не физически, а более совершенный духовно!
Да, невозможно увидеть Б-га, но можно уподобиться ему, стремясь к добру. Для нас Всевышний проявляется лишь в своем многогранном милосердии. В каждом из нас скрыта частица Б-жественного — искра, называемая душой, — образ и подобие Б-га в человеке. И тот, кто не понимает этого, уже ошибся, как говорит нам Устная Тора, ибо не понимает саму суть знания о человеческой душе.
Человек сотворен из праха, и потому он полон материальных стремлений, эгоизма и жестокости. Однако Всевышний вдохнул в него душу — образ и подобие Б-га, и потому человек может проявить себя милосердным альтруистом. Прах в человеке хочет взять, душа же стремится дать. Материя и дух столкнулись в непримиримом конфликте. Теперь у человека есть свобода выбора, и, обладая образом и подобием Творца, он сам выбирает между добром и злом, творя самого себя, свой характер и свою судьбу…
Однажды к мудрецу Гилелю пришел нееврей, обратившийся к нему с необычной просьбой: «Объясни мне всю Тору, стоя на одной ноге!» Еврейский мудрец ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе! Это суть Торы, а всё остальное объяснения этого. Иди и учи их!» Гилель перефразировал заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», о которой рабби Акива сказал, что это и есть главное правило, главный принцип всей Торы и всех её законов. И, как бы ни казалась эта мысль простой и очевидной, как бы ни соглашались мы с тем, что человеческие качества личности действительно первостепенны, что стремление к добру является образом Б-га, сутью Торы и стержнем человеческой души, все же ежедневные испытания этого мира столь велики, а выбор между добром и злом столь ответственен, что следует помнить не только об одном общем принципе, но и о последних словах Гилеля обо всех заповедях Торы: «Иди и учи их!»

Художник Александр ЛЕВИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора