Вторые дебаты: «Трамп против всего мира»

Вторые дебаты претендентов на Белый дом республиканца Дональда Трампа и демократки Хиллари Клинтон прошли вечером в минувшее воскресенье в спортзале частного Университета имени Джорджа Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури.

В университете учится больше 14 тысяч студентов и аспирантов, обучение стоит 47 300 долларов в год, и Washington University считают вторым по либерализму после Университета Оклахомы. В Washington University активно работает студенческая организации «Союз гордости» нетрадиционных сексуалов, которая проводит в кампусе ежегодные «Монологи влагалища».
Вторые дебаты организовала телекомпания CNN, а модераторами были ее популярный ведущий и открытый гей Андерсон Купер 49 лет и 63-летняя Марта Раддац, репортер службы новостей канала ABC — единственная женщина-модератор президентских дебатов кампании 2016 года.
Как заявил глава Комиссии по президентским дебатам Марк Райтон, «выбранный для дебатов Университет Вашингтона отражает не только динамику и активность нашего университетского сообщества, но и значимость района Сент-Луис, особенно в настоящее время». Под «настоящим временем» явно имелись в виду протесты афроамериканцев против жестокости полиции, и явно предполагалось, что в такую компанию расист, шовинист и мизогинист Трамп попадет как кур во щи.
C утра в воскресенье новостной портал Drudge Report назвал главное события дня: «Трамп против всего мира».
Как и первые, вторые дебаты прошли в формате двухминутных ответов кандидатов на вопросы ведущих, а затем прений между собой по шести 15-минутным темам, но это было «общее собрание» (town hall meeting), когда половину вопросов задавали не модераторы, а отобранные социологической службой Gallup четыре десятка избирателей, которые якобы еще не пришли к решению, за кого им голосовать 8 ноября. Они сидели на сцене четырьмя группами с вопросами, заранее напечатанными на одинаковых бумажках, и читали их, даже если вопрос состоял из одной фразы. Модераторы сидели за круглым столом, а для кандидатов в центре сцены стояли два стула на высоких ножках с короткими спинками и по тумбочке для записей. Стульями Трамп и Клинтон почти не пользовались, а расхаживали по сцене с микрофонами в руках, отвечая на очередной вопрос или понося друг друга.
Трамп в традиционном темно-синем костюме и красном галстуке выглядел довольно грозно и, по-моему, ни разу не улыбнулся, а Клинтон появилась в черном брючном костюме с пиджаком вроде женского смокинга с белыми лацканами и выслушивала поношения соперника, расточая белозубую улыбку.
Стратег республиканцев Кевин Шеридан в субботней программе America’s News Headquarters (Fox News) отметил, что Трамп в таких дебатах еще не участвовал, а стратег демократов Даглас Смит в той же программе сказал, что даже не знает, как Трампу удастся выкарабкаться.
Ко вторым дебатам Трамп готовился как положено, чтобы не стоять перед соперницей понурым мальчиком для битья, как 26 сентября в университете Hofstra, на Лонг-Айленде. Как вести бой с тенью Хиллари, он тренировался с нью-джерсийским губернатором Крисом Кристи и бывшим нью-йоркским мэром Рудольфом Джулиани.
В четверг Джулиани сообщил газете Washington Post: «Это будут совершенно другие дебаты… и, должен вам сказать, я ставлю на то, что Дональд общается с народом намного лучше Хиллари».
Все полтора часа дебатов оба вели себя вполне корректно и сдержанно источали яд хорошо известных обвинений друг друга. На очередное заявление оппонента Трамп реагировал словом «ложь» (lie), а Клинтон словом «неправда» (not true), и самой резкой можно считать реплику Трампа, когда Хиллари сказала, что «с таким темпераментом, как у Дональда Трампа, хорошо не командовать законом в нашей стране», а он ответил: «Потому что тогда вы бы сидели в тюрьме». В зале поднялся одобрительный шум, и Андерсон Купер призвал аудиторию вести себя тише и не аплодировать.
К дебатам в Сент-Луисе превратности судьбы, а вернее — организаторы кампаний обоих кандидатов приготовили по сюрпризу. 7 октября Washington Post опубликовала распечатку текста беседы Дональда Трампа в 2005 году с телеведущим Билли Бушем, племянником президента Буша-старшего. Они ехали в автобусе на съемки сериала «Дни нашей жизни», где Трамп играл самого себя, и в беседе он сказал в отношении неназванной женщины, что пытался соблазнить ее, но не сумел, так как она была замужем. Когда это было, тоже не уточняется, но уточняется, что в момент этого похабного разговора Трамп был в очередной раз женат. На съемочной площадке они увидели актрису Арианну Закер, стали обсуждать ее телесные прелести, и Трамп сказал Бушу, что должен взять парочку драже Tic Tac на случай, если начнет с ней целоваться. «Знаете, меня автоматически тянет к красивым», — сказал Трамп.
Эта грубая, но чистая правда, как и прочие заявления Дональда Трампа, вызвала всеобщее возмущение, и даже компания Tic Tac заявила решительный протест против такого употребления ее драже. Трамп извинился и сказал, что сейчас он не такой, как 11 лет назад, и вообще это был мужской «треп в раздевалке». При этом он заявил, что супруг Хиллари «делал куда худшие вещи» и приставал к женщинам на регулярной основе, за что ей, которая покрывала выходки Билла, должно быть стыдно. «У меня это слова, — сказал Трамп, — а у него — дела». Экс-президент Билл Клинтон слушал это, сидя рядом с дочерью Челси, и улыбался, как чеширский кот в марте.
Обозреватель телеканала CBS Боб Шиффер, который до прошлого года почти полвека вел воскресную программу Face the Nation, назвал эти дебаты позорными. «Как мы дошли до такого? — написал 79-летний Шиффер в понедельник. — И это кампания за самый высокий пост в стране! В зале женщины, которые якобы состояли в связи с супругом одного из кандидатов. О чем это говорит? По-моему, так делают в банановых республиках. Это не Соединенные Штаты Америки».
Почти одновременно с публикацией Washington Post о проделках Трампа скандальный сайт WikiLeaks обнародовал неведомо как и кем перехваченные электронные письма Тони Каррака, члена команды Хиллари Клинтон, главе ее предвыборной кампании Джону Подесте. Это было частью «октябрьского сюрприза», обещанного Хиллари Клинтон основателем сайта Джулианом Асанжем, и, в частности, там цитировались ее платные выступления перед руководством банков Goldman Sachs, Deutsche Bank, Morgan Stanley и других «акул Уолл-стрит». В одном случае она сказала: «Если на вас, на ваши секретные переговоры и сделки обращено пристальное внимание, люди начинают нервничать. Публичная позиция по ряду вопросов должна отличаться от личной». В другом случае, говоря об экономических тяготах среднего класса, она заявила, что такие вещи ее больше не заботят из-за «внушительного состояния нашей семьи», а выступая перед банкирами Morgan Stanley, одобрила план снижения дефицита бюджета, согласно которому предполагалось снизить налоги корпораций и поднять пенсионный возраст.
Этой темы модераторы и участники дебатов коснулись вскользь, а когда Трамп завел разговор о «сервергейте» и предложил Клинтон извиниться за ее шалости с гостайнами, она ответила: «Это была ошибка, и я беру на себя полную ответственность за это. За использование личной электронной почты. Я не ищу оправданий, это была ошибка».
Хиллари Клинтон повторила, что за всеми разоблачениями ее проделок стоит Россия и президент Путин. «Кремль направляет хакерские атаки на американские серверы, чтобы повлиять на исход президентских выборов», — уточнила она, а в другом сегменте дебатов сказала: «То, что русские хакеры и Путин вмешиваются в наши внутренние дела, в наши выборы, важнее, чем моя личная переписка. Русские вмешиваются в избирательную кампанию, и, поверьте, им нужна не моя победа. Возможно, Дональд пообещал им организовать бизнес в России».
«Дебатанты» изложили свои взгляды на «Обамакер», и Клинтон предложила сохранить положительные стороны этой реформы здравоохранения, подправив неожиданно возникшие в ходе ее реализации проблемы, а Трамп заявил, что, став президентом, первым делом отменит «Обамакер», который даже муж Хиллари недавно назвал полным безумием.
Обсуждая внешнюю политику, Трамп и Клинтон ответили на вопрос, как они, став президентами, решат сирийскую проблему. Хиллари напомнила про обошедшую СМИ фотографию мальчика из Алеппо, который «пострадал в результате бомбёжки сирийских и российских самолётов», и назвала это агрессией России, которой «плевать на ИГ (Исламское государство)». Став президентом, сказала Хиллари Клинтон, она готова сотрудничать с Россией там, где это необходимо, но в отношении военных преступлений России и Асада в Сирии необходимо расследование, «что касается наземной операции США, это было бы катастрофой. Нужно вооружить курдов, наших партнёров».
Трамп всерьез заявил, что «именно война в Ираке, которую поддерживала Клинтон, привела к формированию ИГ», и в шутку добавил: «Отличная работа, Хиллари». Клинтон, по словам Трампа, «жёстко критикует Путина и Асада и поддерживает повстанцев. Но она не знает, кто эти повстанцы. Мы поставляем оружие повстанцам, а они становятся ещё страшнее. Наша внешняя политика идиотская. Я не знаю Путина, не знаю о внутренних делах России, у меня нет там бизнеса, но нам было бы выгодно вместе бороться против ИГ».
Выбранные службой Gallup участники дебатов по своим бумажкам задали вопросы сообразно облику и подобию: женщина-мусульманка спросила про отношение Трампа к мусульманам, а чернокожий мужчина поинтересовался его взглядами на расовое равенство. Все шло как по писаному, и Трамп отвечал, а Клинтон вцеплялась в его ответы.
За полтора часа сент-луисских дебатов были обсуждены важные проблемы, но, по общему мнению обозревателей, это была скорее личная словесная драка двух заклятых врагов, нежели беседа государственного мужа с государственной женой, хотя все проходило под эмблемой американского орла и витой ленты с надписью The Union and the Constitution Forever.
Сразу после дебатов опрос CNN показал, что 57% считают победителем Хиллари Клинтон и 34% — Дональда Трампа. Затем последовал опрос портала YouGov, сокративший этот разрыв до 47 : 42, а «нерешительные» избиратели отдали предпочтение Хиллари Клинтон со счетом 44 : 41. Обозреватель Майкл Гудвин назвал эти свирепые дебаты «актом войны», которая отражает не только враждебность между Дональдом Трампом и Хиллари Кдинтон, но и горечь политического раскола страны.
Два главных нью-йоркских таблоида отреагировали на воскресные дебаты в Сент-Луисе первыми полосами в понедельник. Daily News, которая поддержала Хиллари Клинтон, напечатала большую фотографию Трампа, который держится за спинку стула во время дебатов, и подписала: «Держись за стул, проигравший!» New York Post, которая поддержала Дональда Трампа, вышла с портретами обоих кандидатов и надписью: Jail to the Chief , обыгрывающей (Jail — «тюрьма» и Hail — «приветствие») строку из гимна, который исполняют при появлении президента Соединенных Штатов Америки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора