В США и Израиле живут 80% всех евреев, но они все больше не похожи друг на друга. Согласно опросам, евреи в Израиле ставят во главу угла экономические проблемы, чтят традиции, даже если не верят в Б-га, и сомневаются в мире с Палестиной. Евреи же США заботятся, прежде всего, о безопасности, не думают о деньгах и все быстрее ассимилируются. Зато и первые, и вторые рады, что есть друг у друга.
Американский социологический институт Pew Research Center провел опросы среди израильских и американских евреев и обнаружил между этими группами как схожие черты, так и различия. Например, на вопрос, в чем заключается важнейшая проблема, стоящая перед их страной, наибольшее число израильтян (39%) вспомнило об экономике (высокая стоимость жизни, нехватка доступного жилья в Тель-Авиве и других городах). На втором месте оказались проблемы, связанные с безопасностью и террористической угрозой (38%). Вопросы взаимоотношения государства и религии, а также иные социально-политические проблемы во главу угла поставили 14% израильских респондентов. Когда же американских евреев попросили назвать самую острую долгосрочную проблему израильского общества, то две трети опрошенных вспомнили о вопросах безопасности, проблемы же экономики показались более важными всего 1% респондентов. Можно сделать вывод, что большинство американских евреев либо ничего не знают о повседневных экономических проблемах израильского общества, либо эти вопросы просто не занимают их.
Нельзя сказать, что израильтяне не придают вопросам безопасности важного значения. Напротив, они настроены гораздо менее оптимистично, чем американцы, в вопросе о перспективах создания палестинского государства как способа решения ближневосточного конфликта. Менее половины (43%) израильских евреев, опрошенных в 2014 и 2015 годах, считают, что будущее палестинское государство сможет мирно сосуществовать с Израилем. Тогда как среди американцев таких явное большинство (61%).
Подобно еврейскому населению Соединенных Штатов, израильтяне серьезно разделились во мнениях о строительстве еврейских поселений на Западном берегу, которое палестинцы называют главным препятствием на пути к миру. В целом, однако, израильтяне больше склоняются к тому, что поселения укрепляют их безопасность, тогда как большинство американцев полагает, что поселения делают Израиль более уязвимым. Среди американской еврейской молодежи особенно распространена точка зрения, что израильское правительство не проявляет искреннего стремления к миру и что США оказывают еврейскому государству «чрезмерную поддержку».
На основании этого некоторые комментаторы высказывают опасения, что в перспективе две крупнейшие еврейские общины мира будут все сильнее отдаляться друг от друга. Если по политическим убеждениям большинство израильтян относят себя к правым или к центру, то американские евреи в массе своей придерживаются более левых взглядов. Среди израильтян 55% назвали себя центристами, 37% — правыми и лишь 8% — левыми. Тогда как 49% евреев США идентифицируют себя в качестве либералов, 29% примкнули к центристам и 19% придерживаются консервативных взглядов.
Столь заметные различия определяются, очевидно, различными социальными условиями, в которых существуют израильские и американские евреи. Американские евреи — одна из самых высокообразованных групп в своей стране и при этом группа, являющаяся конфессиональным меньшинством в преимущественно христианской стране. Евреи составляют около 2% населения США, насчитывающего приблизительно 300 млн человек. Лишь около трети американских евреев заявили, что все (5%) или большинство (27%) их близких друзей также являются евреями. Среди евреев, состоящих в браке, значительная часть (44%) женаты на неевреях, а среди тех, кто вступил в брак после 2000 года, таких большинство.
В Израиле же, чье население составляет 8 млн с небольшим, евреями являются почти 80%. Подавляющее большинство израильских евреев отметили, что евреями же являются все (67%) или большинство (31%) их близких друзей. В моноконфессиональных браках также состоит их подавляющее большинство. В Израиле очень редко встречается переход из одной конфессии в другую, тогда как в США это обычное дело. Значительное число американцев меняют религию во взрослом возрасте либо вовсе отказываются от принадлежности к какой-либо конфессии. Исследование, проведенное центром Pew в 2013 году, показало, что около 20% тех, кто воспитывался как еврей и/или имеет хотя бы одного родителя-еврея, не идентифицируют себя ни с какой религией, хотя и считают себя евреями в этническом или культурном отношении. В Израиле же почти все респонденты заявили, что их религией является иудаизм.
Конечно, и в Израиле далеко не все, заявившие о своей приверженности иудаизму, ведут религиозный образ жизни. Немало таких, кто вырос в секулярных семьях, но во взрослом возрасте начал соблюдать. Их называют на иврите «баалей-тшува» (те, кто вернулись). Еще больше таких, кто проделал обратную метаморфозу — их называют «хозрим ле-шеела» (вернувшиеся к вопросу) или «датлашим» (бывшие религиозные).
В Америке большинство евреев относят себя к тому или иному организованному направлению иудаизма — ортодоксальному, консервативному или реформистскому (ортодоксов среди них сравнительно немного, хотя их доля растет). В Израиле же лишь около 5% еврейского населения определяют себя как реформисты или консерваторы. В еврейском государстве, где подавляющее большинство евреев декларирует приверженность ортодоксальному иудаизму, более распространена идентификация с точки зрения соблюдения заповедей. В таком разрезе общество делится на харедим (ультраортодоксов), датиим (религиозных), масортим (традиционалистов) и хилоним (светских).
К хилоним относят себя около половины израильских евреев. Многие из них действительно ведут светский образ жизни: никогда не посещают синагогу, а 44% прямо заявляют, что не верят в Б-га. Но при этом очень многие хилоним принимают участие в тех или иных религиозных практиках, которые глубоко укоренены в израильской культуре. Например, 87% участвуют в пасхальных седерах. Около трети израильских хилоним соблюдают дома кашрут и столько же признались, что постятся в Йом Кипур.
Масортим, соблюдающие заповеди частично, занимают, с точки зрения отношения к религии, место в центре, располагаясь между харедим и датиим, с одной стороны, и хилоним — с другой. Многолетние социологические исследования показывают, что эта группа постепенно сокращается, что позволяет говорить о том, что в перспективе израильское общество по вопросу отношения к религии может еще сильнее поляризоваться.
Тех, кого в Израиле называют датиим и харедим, в США принято относить к ортодоксам. Датиим близки к группе, определяемой в Америке как «модерн ортодокс». Они строго соблюдают заповеди, но при этом глубоко интегрированы в жизнь израильского общества (например, почти поголовно служат в армии). Многие, хотя не все датиим определяют себя как религиозных сионистов и придерживаются политических взглядов, сочетающих глубокую приверженность религиозным ценностям и национализм. Именно датиим прежде всего идентифицируются в израильском общественном сознании с правой частью политического спектра: поддерживают строительство в поселениях, а многие из них в той или иной степени высказываются в пользу превращения Израиля в чисто еврейское государство без арабского меньшинства.
Харедим в значительно меньшей степени интегрированы в израильское общество, чем датиим. Большинство их не служили в армии и избегают выходить на рынок труда, довольствуясь получаемыми от государства пособиями. В политическом отношении харедим в наибольшей степени озабочены вопросами социального обеспечения и статусом религии в обществе. По причине чрезвычайно высокой рождаемости (28% в возрасте 40 лет и старше имеют семь и более детей) их доля в составе населения растет быстрыми темпами. Соответственно, растут и проблемы, связанные с их неинтегрированностью. Многие израильские политики предлагают ликвидировать льготы для харедим при службе в армии и значительно сократить выплачиваемые им социальные пособия.
Датиим и харедим в сумме составляют 22% еврейского населения Израиля, что более чем в два раза превышает долю американских, определяющих себя как ортодоксы (10%). Но и в целом можно сказать, что израильские евреи значительно более религиозны, чем американские. Неортодоксальные евреи Израиля чаще, чем их американские единомышленники, соблюдают кашрут, постятся в Йом Кипур и выполняют другие иудейские заповеди. Одним из возможных объяснений является то обстоятельство, что иудаизм вплетен в саму ткань жизни израильского общества: большинство учреждений и предприятий закрыты в шаббат, кошерная пища доступнее, а религиозные праздники отмечаются на общегосударственном уровне.
Следует также отметить, что в Израиле более заметна поляризация общества по отношению к религии. Хотя 22% израильских евреев являются ортодоксами, еще большее их число ведут секулярный образ жизни. Доля же тех, кто соблюдает заповеди частично, сравнительно невелика и постоянно сокращается. Так, в Израиле выше доля тех, кто посещает синагогу еженедельно или чаще — таких насчитывается 27% (против 11% евреев США). Но среди израильтян больше и тех, кто синагогу не посещает вообще (33% против 22%). Значительная часть американских евреев (35%) посещает синагогу несколько раз в год — по большим праздникам. В Израиле таких набралось всего лишь 14%.
Евреи США и Израиля расходятся также в вопросе о том, что лично для них означает «быть евреем». Хотя обе группы соглашаются с тем, что для их еврейской идентичности огромное значение имеет память о Холокосте, американцы гораздо чаще фокусируются на таких аспектах, как этика, мораль и социальная справедливость. Кроме того, в США важными элементами еврейской идентичности признаются наличие интеллектуальных интересов и специфического чувства юмора. Израильтяне же чаще отмечают важность соблюдения еврейского закона, знание еврейской истории и культуры.
Тем не менее между двумя крупнейшими еврейскими популяциями, разделенными в прямом и переносном смысле океаном, не так мало и общего. Примерно 40% американских евреев хотя бы раз в жизни бывали в Израиле, и примерно такое же количество израильтян посещали США. Большинство евреев США заявляют, что они либо «очень», либо «в значительной степени» испытывают чувство общности с Израилем и что это чувство играет важную роль в их еврейской идентичности. При этом большинство израильтян считают, что американские евреи оказывают положительное влияние на развитие израильского общества. Кроме того, большинство израильских респондентов уверены, что сильная диаспора имеет жизненно важное значение для выживания еврейского народа.
Роберт БЕРГ
http://www.jewish.ru