Как провести Йом Кипур незамужней женщине?

yom-kipur-den-posta– Здравствуйте, уважаемый рав Элиягу! Подскажите, как незамужней женщине правильно провести Йом Кипур? Какие читаются молитвы? Обязательно ли посещение синагоги?
Спасибо.

Марина, Харьков

– В наших законах и традициях, обуславливающих поведение евреев в Йом Кипур, не устанавливаются какие-либо различия в соблюдении этого дня замужней и незамужней женщиной. Впрочем, если они и есть, то не в плоскости разницы в социальном статусе. Основное отличие независимо от того, замужем женщина или не замужем, определяется наличием или отсутствием у нее детей дошкольного возраста (до 6–7 лет). Так, если у женщины есть маленькие дети, ее основная духовная задача в Йом Кипур (как и в остальные дни года) — уход и присмотр за ними. Разумеется, в рамках законов этого дня. И при полном соблюдении ею суточного поста (в нашей традиции пост предполагает абсолютный отказ не только от еды, но и от питья). Напомню, что в Йом Кипур помимо специальных для этого дня действуют и законы шаббата.
Молитвы в Йом Кипур и мужчины, и женщины (замужние и незамужние, имеющие и не имеющие детей) читают одни и те же. Полностью их тексты есть в «Махзоре» — специальном сидуре (молитвеннике) для Йом Кипура. И разница может быть только в доступных конкретным людям объемах.
Молитв в Йом Кипур много (в отличие от других дней года и праздников, в этот день пять молитвенных служб), и все они достаточно длинные.
Как очевидно, женщина, которой надо присматривать за маленькими детьми, заведомо не в состоянии прочесть все, что содержится в «Махзоре» на Йом Кипур. И объем произносимых ею молитв непосредственным образом зависит от конкретных обстоятельств. В частности — от наличия свободного времени, которое она может выделить на молитвы. Безусловно, имеет значение и уровень приближения человека к еврейскому образу жизни. На начальных (и даже средних) этапах «еврейского образования» ­объем молитв, конечно же, сокращают. Впоследствии, по мере накопления знаний и опыта, объем молитв постепенно расширяют. От минимального до в каком-то смысле необходимого. И здесь это тоже не связно с тем — замужем женщина или нет. Просто у каждой женщины свои, индивидуальные возможности.
Чтобы ответить себе на вопрос о посещении синагоги в Йом Кипур, надо взвесить различные обстоятельства. Поясню, что я имею в виду.
В Йом Кипур, как уже говорилось, действуют все субботние законы, а значит, и все субботние ограничения. В данном контексте это означает, что ездить в автомобиле и пользоваться общественным транспортом нельзя. Поэтому решение о посещении синагоги в Йом Кипур в значительной степени зависит от расстояния между домом и синагогой. Например, если синагога от дома на расстоянии, которое человек способен пройти пешком, можно до наступления Йом Кипура приехать на молитву «Коль нидрей» транспортом, а после вечерней молитвы (она в этот день длится, как правило, 2–3 часа) вернуться пешком (если расстояние, повторю, позволяет справиться с такой задачей). Понятно, что на следующий день утром при том же расстоянии повторить пешее путешествие, причем как минимум дважды, уже нелегко. Тем более если учесть, что нельзя ни подкрепиться едой, ни выпить воды. Следовательно, прочесть утренние и дневные молитвы человеку надо дома.
В данном случае это мое рассуждение, конечно же, теоретическое. На практике стратегии решений — пойти в Йом Кипур на молитву в синагогу или прочесть молитвы дома — могут быть разными. Одна — если расстояние от дома до синагоги относительно небольшое, другая — если это расстояние, наоборот, слишком велико, при этом нужно учитывать и физические возможности конкретного человека.

Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора