Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой башней, Берлин — с Бранденбургскими воротами, а Лондон — с Биг-Беном. И, оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк неотделим от статуи Свободы.
Во Франции есть замечательный экскурсионный маршрут — «Винная дорога Эльзаса». Главной жемчужиной этого тура является посещение древнего фахверкового городка Кольмар. Оказавшись в нем, невозможно не заглянуть в красивый и просторный особняк, расположенный в самом центре. Это именно здесь в довольно состоятельной буржуазной семье в 1834 году родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой статуи Свободы. Ныне тут разместился музей знаменитого скульптора, на верхнем этаже которого размещены многочисленные макеты статуи Свободы в различных одеяниях и головных уборах, а также фотографии всех этапов ее изготовления и установки. Отсюда после смерти отца Фредерик уехал учиться в Париж и сюда же вернулся уже в качестве архитектора.
В 50-х годах XIX века Фредерик Бартольди отправился в путешествие по Египту. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поразили и очаровали его. И Фредерик загорелся идеей также создать нечто грандиозное. Там же он познакомился с известным дипломатом и предпринимателем Фердинандом де Лессепсом, который тогда еще только вел переговоры с вице-королем Египта Саидом-пашой о получении разрешения начать работы по сооружению Суэцкого канала. И когда в 1869 году это строительство уже приближалось к завершению, Бартольди стало известно, что правительство Египта планировало установить маяк — в его конечной точке, у выхода в Средиземное море в районе Порт-Саида. Бартольди срочно выехал со своим необычным предложением к руководившему стройкой Лессепсу.
Грубо говоря, основой идеи была своеобразная интерпретация шестого чуда света — легендарного Колосса Родосского, представлявшего собой грандиозное сооружение (маяк) в виде огромной скульптуры бога солнца Гелиоса. Его 36-метровая фигура, обращенная к морю, предположительно, установленная у входа в гавань греческого острова Родос, была увенчана короной с лучами на голове и в вытянутой руке держала факел. Бартольди же предложил выполнить аналогичную статую египетской женщины в традиционной одежде, также с факелом в руке, назвав ее «Свет Азии» или «Египет, несущий свет Азии», что символизировало бы особую роль и прогресс, который принес Ближнему Востоку Суэцкий канал.
И хотя Лессепс принял эту идею с восторгом и достойно представил ее новому правителю Египта Исмаилу-паше, она так и не была реализована. Скорее всего, потому, что власти страны не захотели взять на себя затраты на ее возведение. В конечном итоге там был построен обыкновенный маяк, служащий верой и правдой до сегодняшнего дня. А Бартольди вернулся к своим французским проектам и заказчикам. Но ненадолго. Вскоре разразилась франко-прусская война, а за ней пришла и Парижская коммуна.
В те годы идеи республиканской Америки были особенно близки французам. Тем более что приближалась круглая дата — столетие принятия Декларации независимости Соединенных Штатов. К ней председатель франко-американского общества Эдуард де Лабуле, юрист, историк и автор трехтомного труда по истории Америки, решил создать тематический музей. В это самое время, после триумфального завершения работ по возведению Суэцкого канала, на родину возвращается Лессепс и сразу же принимает активное участие в работе общества.
Поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник, то возникла идея сделать это совместно. Естественно, что к этой работе был подключен и Фредерик Бартольди. А у него, как известно, уже были определенные идеи. И он занялся переработкой своего суэцкого проекта. В первую очередь он постарался придать фигуре определенную динамику. Тогда в Париже была широко известна картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», на переднем плане которой изображена прекрасная женщина с трехцветным республиканским флагом в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду. Вот эту устремленность вперед, к цели, и постарался передать Бартольди в своей новой работе: правая ступня его скульптуры находится уже в движении, а левая попирает разбитые оковы у ее ног как символ освобождения от угнетения, тирании и рабства. В вытянутой вперед правой руке — факел, освещающий путь, а в левой — своеобразные скрижали с датами подписания Декларации независимости Соединенных Штатов и взятия Бастилии, нанесенные римскими цифрами. И это воспринимается совершенно естественно. Ведь его героиня, словно древнеримская богиня свободы Либертас, одета в свободно ниспадающую тогу и обута в сандалии, а на голове у нее корона из семи лучей, символизирующая семь океанов и семь континентов.
Но самое главное — лицо. В образе Свободы Бартольди изобразил свою мать. Позднее будет запущена легенда о том, что якобы моделью ему служила красивая француженка Изабелла Бойер, вдова основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Ведь для создания цельности образа Бартольди нужна была не просто красивая женщина или рафаэлевская мадонна с материнской нежностью и тревогой за судьбу ребенка, шествующая в облаках, и даже не одухотворенная революционным порывом красивая француженка, зовущая на баррикады, а решительная и целеустремленная женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать — Шарлотта Бейсер.
Пока Бартольди прорабатывал техническую сторону этого проекта, на высшем уровне решались его организационные вопросы. В конце концов было принято решение о том, что к столетней годовщине принятия Декларации независимости Соединенных Штатов французская сторона преподнесет Америке в дар статую Свободы и организует ее изготовление, доставку и установку. Американцы со своей стороны должны были подобрать место для ее установки и возвести пьедестал. В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал не кто иной, как Фердинанд Лессепс, а американский возглавил юрист Уильям Эвартс.
Опытный предприниматель Лессепс для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивал банкеты, вечера, светские приемы, концерты, благотворительные пожертвования и лотереи. Во французской опере было организовано музыкальное представление, к которому Шарль Гуно написал ораторию, посвященную статуе Свободы. Он же и дирижировал оркестром. Все это дало возможность Бартольди уже в скором времени приступить к изготовлению скульптуры.
Самым серьезным при возведении сооружения такой высоты и мощи было решить проблему его прочности, жесткости и устойчивости. Первоначально предполагалось, что низ статуи до ее середины будет заполнен песком, а уже затем последуют работы по установке металлического каркаса.
При этом складки тоги на статуе служили бы своеобразными ребрами жесткости. Но привлеченный позднее к этим работам знаменитый конструктор Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками предложили иную схему: установку массивных стальных опор с промежуточным поддерживающим каркасом и последующим креплением к нему гибкого железного скелета статуи, на который будут навешены медные листы. Такая конструкция могла бы обеспечить полную устойчивость скульптуры при ее колебаниях от напора ветра. Фактически этот проект стал одним из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не выполняли роли несущей функции. Поскольку в те времена статуя Свободы являлась самым высоким сооружением в мире, то естественно, что при ее изготовлении возникало множество технических проблем. Но они постепенно разрешались, и вскоре французская сторона приблизилась к завершению работ.
Совершенно иная картина была в Америке. Сбор средств шел очень медленно, а многими откровенно бойкотировался. Поскольку строительство должно было вестись в Нью-Йорке, то многие города самоустранились от сбора средств. Фактически комитет активно работал лишь в трех местах, включая помимо Нью-Йорка еще Бостон и Филадельфию. Была предпринята попытка провести законопроект о выделении денег на строительство из бюджета Нью-Йорка, но губернатор Кливленд наложил на него вето.
Единственный вопрос, который был окончательно решен, — это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бартольди вопрос о возведении статуи внутри города был снят, и местом строительства был окончательно выбран военный форт Вуд на острове Бедлоу.
Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди на Всемирную выставку в Филадельфии привез модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину. Однако демонстрация этой характерной детали будущей скульптуры не произвела должного впечатления ни в Филадельфии, ни позднее в Нью-Йорке, где она была выставлена на обозрение в Медисон-сквер-гарден. Зрители не могли представить всю скульптуру целиком и потому эту руку воспринимали скептически. А после того как Бартольди решил продемонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, злые языки стали поговаривать о том, что «статуя Свободы будет иметь руку в Нью-Йорке, голову в Париже и ничего иного, где бы то ни было».
Создавалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже. И тут совершенно неожиданно в этой истории появилось новое действующее лицо. Это Джозеф Пулитцер — редактор ряда газет и популярной The New York World, выходец из семьи венгерских евреев. Человек, которому в конечном итоге США обязаны символом своей страны — статуей Свободы, журналисты — Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, а мировая пресса — своим «желтым» цветом.
Возмутившись столь удручающим отношением к возведению статуи Свободы с американской стороны, Джозеф Пулитцер со всей своей энергией включился в реализацию этого проекта. Со страниц своих газет он обращался к гражданам США с жесткой критикой их поведения (от президента до простых обывателей) и призывом помочь деньгами строительству монумента. Была запущена газетная утка, что статую вообще отдадут Бостону и т. п. Подробно описывая само сооружение и окружая его романтическим ореолом, Пулитцер организовал целую кампанию по сбору средств. При этом в газете печатались имена людей, пожертвовавших деньги на возведение статуи, среди которых были и те, кто предоставил в распоряжение комитета меньше одного доллара, и даже дети. И что самое удивительное, уже к августу 1895 года Пулитцеру удалось собрать всю недостающую сумму. Фактически в течение всего пяти месяцев было зарегистрировано 12 тысяч пожертвований.
За два года до описываемых событий с целью поддержки комитета по сбору средств для строительства памятника в стране был проведен своеобразный аукцион при участии деятелей культуры, безвозмездно предоставивших для него свои произведения. Приняла в нем участие и Эмма Лазарус, поэтесса еврейского происхождения с португальскими корнями. Ее посвященный монументу сонет «Новый Колосс» (как и Бартольди, она помнила о Колоссе Родосском) получил всеобщее признание, и впоследствии его строки были выбиты на пьедестале статуи.
Сооружение разработанного американским архитектором и скульптором Ричардом Морри Хантом пьедестала было начато 5 августа 1885 года, а завершено 22 апреля 1886. При этом следует отметить, что Франция официально преподнесла статую Свободы послу США 4 июля 1884 года, после чего она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение. А в 1885 году на военном фрегате «Изер» статуя, разделенная на 350 частей и упакованная в 214 ящиков, была отправлена в Нью-Йорк. Сборка ее на пьедестале заняла еще четыре месяца. И наконец, 28 октября 1886 года, с десятилетним опозданием, статуя Свободы была торжественно открыта президентом США Гровером Кливлендом. Собравшиеся гости с нетерпением ждали того момента, когда закрывающее скульптуру огромное полотно, составленное из цветов французского флага, будет снято Бартольди и перед всеми во всей своей красе предстанет эта восхитительная золотисто-оранжевая женщина с факелом в вытянутой руке (в нынешний зеленоватый цвет патина окрасит скульптуру значительно позднее). Погода в тот день стояла пасмурная и дождливая. Фейерверк решили отменить. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли салют из 21 залпа. Так 130 лет тому назад отпраздновали возведение 46-метровой статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила легендарного Колосса Родосского.
Вспоминая об этом событии, мы должны отдать дань памяти и его главным героям. Не забывать о том, что возведение монумента могло бы вообще не состояться, не прояви энтузиазм, энергию и настойчивость знаменитый Джозеф Пулитцер с его венгерскими еврейскими корнями. А также помнить о замечательной еврейской поэтессе Эмме Лазарус, навечно прославившей этот легендарный памятник в своем знаменитом сонете. Вот так это начиналось…
И даже сегодня, отправляясь по делам на пароме в Стейтен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, чтобы понаблюдать за тем, как медленно он приближается к острову со стоящей на нем статуей Свободы. И невольно возникает удивительное чувство какого-то внутреннего волнения и сопричастности к этой стране, к этому городу и его главному символу. Еще некоторое время статуя будет видна, а затем постепенно растворится где-то вдалеке, но навсегда останется в вашем сердце.
Леонид РАЕВСКИЙ,
автор путеводителей по Европе