Минское гетто было одним из крупнейших гетто Европы. Время неумолимо отдаляет нас от Второй мировой войны. Но мы не можем забыть трагедию, которая произошла с нашим народом, трагедию наших матерей и отцов, сестёр и братьев . Шесть миллионов евреев сгорели в огне Холокоста, более 800 тысяч из них — в Белоруссии.
На шестой день после нападения фашистской Германии на Советский Союз, 28 июня 1941 г., немецкие танки утюжили улицы Минска, а на следующий день вражеские клещи замкнулись восточнее города на Московском направлении. Наступление врага было столь стремительным, что даже те,кто бежали из Минска, оказались в тылу у немцев, и им пришлось вернуться.
Нацистам не требовалось времени на раскачку, так как ещё до начала войны ими были разработаны чудовищные планы по уничтожению евреев. С первых дней оккупации евреи почувствовали ,что их удел – смерть. Уже к 16 июля была закончена регистрация, а 19-го издан приказ о создании гетто в северо-западной части города, куда в течение пяти дней под угрозой смерти должны были переселиться все евреи . Фактически к 1 августа четырёхугольник из колючей проволоки размером 700х800 метров замкнулся. Городской комиссариат, городская управа, полиция безопасности и СД, войска СС, охранная полиция, жандармерия приступили к планомерному уничтожению узников изнурительным трудом, голодом, холодом, облавами и расстрелами – расстрелами – расстрелами.
Очередной погром нацисты устроили 2 марта 1942 г. в весёлый еврейский праздник Пурим. Они оцепили гетто, выгнали из домов около 5 тысяч узников и расстреляли непосредственно на территории самого гетто в заранее подготовленной яме. Среди расстрелянных в яме были и воспитанники еврейского детского дома на Шпалерной улице. Врач детского дома Сима Черчес и воспитатели добровольно пошли на смерть вместе со своими воспитанниками, предвосхитили подвиг Януша Корчака в Варшавском гетто.
На месте расстрела в гетто (яме) сразу после войны на средства еврейской общины был воздвигнут памятник – первый подобный в бывшем СССР, на котором на идиш и русском был высечен памятный текст. В народе это место получило название «ЯМА». По своей сути Минская Яма стала символом Катастрофы белорусского еврейства, точно так же, как Бабий Яр – символ трагедии евреев Украины.
Погромы в ноябре 1941 г. 2 и 31 марта и летом 1942 г. унесли с собой около 90 тысяч еврейских жизней. В живых остались не более девяти тысяч человек. Это были в основном специалисты, работающие на предприятиях города. День 21 октября 1943 г. стал последним днём великой трагедии: были уничтожены последние 2000 узников. Не стало 100-тысячного Минского гетто, как не стало более 200 гетто,созданных нацистами в многочисленных местечках и городах Белоруссии. Таким образом, в Белоруссии нацисты «окончательно решили еврейский вопрос» и белорусская земля стала свободной от евреев – «Judenfrei!» за исключением тех, кто сражался в партизанских отрядах или скрывался. Илья Эренбург и Василий Гроссман в «Черной книге», говоря о Минском гетто, написали слова, которые звучат, как реквием по погибшим: « Не стало Минского гетто. Погибли последние его обитатели. Не осталось живого дыхания человека, одни лишь развалины напоминали о страданиях и страшных муках, выпавших на протяжении 2,5 лет на долю десятков тысяч минских евреев».
Несмотря на чудовищные условия жизни в гетто, евреи не шли покорно на смерть. С самого начала в гетто была создана подпольная организация. Её возглавили Герш Смоляр, Наум Фельдман и др. Один из пяти подпольных райкомов партии в Минске действовал в гетто. Его возглавил Михаил Гебелев, который в августе месяце 1942 г. был схвачен немцами и после пыток, никого не выдав, повешен. В его честь, спустя более 60 лет, по ходатайству Белорусского Землячества Нью-Йорка и других организаций, 16 июля 2005 г. на сессии Минского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение о переименовании одной из улиц в районе бывшего гетто в улицу имени Михаила Гебелева. На торжественное открытие Мемориальной доски Министерством иностранных дел республики была приглашена его дочь Светлана, живущая в Баффало.
Сотни узников бежали из гетто, объединяясь в партизанские отряды. На территориях в окрестностях Минска действовали семь партизанских отрядов. Они самоотверженно сражались с фашистами, мстя за злодеяния и приближая тем самым Победу. Подпольный городской комитет партии Минска возглавлял рядовой член партии, работник нефтебазы Исай Пинхусович Козинец. Только спустя 20 лет после войны, в 1965 г, исходя из неопровержимых фактов его бесстрашия и мужества, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, и его именем названа одна из магистралей города.
Нельзя умолчать о мало изученной странице истории Холокоста. Дело в том, что с конца ноября 1941 г. в Минск стали прибывать эшелоны с евреями из стран Западной Европы: Германии, Австрии ,Чехословакии, Франции, Польши и др.
Переселенцам говорили, что их везут на работу в город Благов. Им даже справки выдавали о сданных на хранение ключах от квартир и ценностях… На самом деле город Благов представлял рвы в лесном урочище «Благовщина» в 1.5 км. от концлагеря Тростенец под Минском. По данным доктора исторических наук Эммануила Иоффе, исходя из рассекреченных документов, под Минском были уничтожены не менее 80 тысяч иностранных евреев. К Тростенцу специально была подтянута железнодорожная ветка, и рядом с ним в лесном урочище Шашково работал крематорий. Таким образом, в Минске и его окрестностях были уничтожены около 180 тысяч евреев.
Незадолго до освобождения Минска, страшась содеянных преступлений, нацисты приступили к ликвидации следов своих злодеяний. По всей Белоруссии в большой секретности специально подготовленные команды стали приводить в действие операцию «Ваттермельдунг» (Метеосводка), эксгумируя и сжигая трупы.
Минское гетто было самым крупным на оккупированной территории бывшего СССР и одним из крупнейших в Европе. С целью увековечивания памяти о нём 29 октября 2006 года в 12 часов утра в Мемориальном парке Холокоста на Эммонс авеню состоится открытие Камня – Памятника о более 100 тысяч евреев, уничтоженных в Минском гетто в 1941 – 43 гг.
Контактный телефон:
(718) 438-7274 – Юлий
А вы как поступили с Эйхманом?! Его похищение и так называемый суд (убийство) были абсолютно незаконными.