Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Как известно, во время Исхода из Египта наши предки переживали смешанные чувства: с одной стороны, неописуемая радость от долгожданного освобождения, а с другой – невыразимая печаль: каждая семья оставила в Египте близких, тех, кто отказался уходить и погиб. Каково же было удивление оставшихся в живых, идущих стройными рядами за Моше и Аароном, когда рядом, среди освобождённых, вместо дорогих сердцу близких, они увидели египтян! Это были те самые египтяне, от которых столько веков евреям свет был не мил. Это они истязали и издевались над старыми и малыми, пусть сами были из низшего или невысокого сословия (как мы знаем, у еврея и раб египетский был в господах). И вот они здесь – ликуют и поют вместе с нами. И мы, дети Авраама, с унаследованным от него безмерным прощением и добротой, улыбаемся им и киваем, мол: «Чего там! Кто старое помянет…».
Что случилось вскоре, мы тоже помним: «эрэв рав» (именно так этих египтян называет Тора) египтяне, последовавшие за Моше не ради истины, знания Б-га или любви к Израилю, а ради возможности быть на стороне силы, успеха и достатка – они-то вскоре и начали роптать и возмущаться (Зохар 1,119 а, Пиркей Д., Рабби Элиэзэр 28): «Где обещанное богатство, где молоко с мёдом, где поместья и сады, о которых вы говорили? А тут ещё этот ваш вождь Моше исчез неизвестно куда, бросив всех нас на произвол судьбы!» (речь идет о 40 днях пребывания Моше на Синае).
Именно они первыми бросились с угрозами к Аарону, требуя слепить золотого тельца. Именно они в основном буйствовали вокруг идола в пьяном разгуле языческих страстей. Именно «эрэв рав» привёл к трагедии разрушения первых скрижалей завета, а позже – к бедам и несчастьям, сопровождавшим наш народ на протяжении всей истории.
Эти факты важны для нас не только как история, но главное – как указание на будущее. «Маасэ авод семан лебаним». Дела отцов – знамение для детей! По отношению к тем событиям «Зохар» ясно предсказывает, что «эрэв рав» внутри народа Израиля в последнее время объединится с Эйсавом (христианские народы) и Ишмаэлем (мусульманские народы) с целью помешать или отсрочить приход Мошиаха. Комментируя слова Псалма 2:2 «Нации мира восстанут против Творца и против Его Мошиаха», «Зохар» пишет: «Ишмаэльтяне три раза поднимутся с войнами против Мошиаха» (Зохар Хадаш, Балак, Дарах Кохав МиИаков). А об «эрэв рав» написано: «Всевышний взыщет за дела Эйсава, Ишмаэля и эрэв рав – того самого, который вступил в союз с Эйсавом и Ишмаэлем» (Райа Мхемна, Пинхас, 24б).
Это предсказание многие столетия звучало маловероятным: все-таки не было более непримиримых врагов, нежели мусульмане и христиане. На протяжении двенадцати столетий они воевали и уничтожали друг друга. Коран, к примеру, открыто призывает относиться к христианам с ненавистью и презрением, как и к евреям. Однако на наших глазах в ХХ столетии начал образовываться этот альянс, который сегодня объединяет только одна цель – решить-таки набивший всему миру оскомину еврейский, вернее, израильский вопрос. Мудрецы предсказывали, что добра от этого альянса ждать не придется: этот тройственный союз будет иметь власть, не дай Б-г, контролировать и манипулировать всем миром (Зохар 1, 119 а и Пиркей Д., Рабби Элиэзэр 28).
(Не о том ли говорил и Любавичский Ребе, когда предостерегал о страшных последствиях, которые несет нам «мирный процесс»). Вот его слова о соглашении в Кемп-Дэвиде, произнесенные в 1980 году: «Соглашение в Кемп-Дэвиде было несчастьем, горем и опасностью для евреев, и оно остается несчастьем, горем и опасностью для евреев и сейчас, и само собой это также опасность, горе и несчастье для всего мира в целом, несмотря на то, что, на первый взгляд, это принесло мир».
Объяснялось, и сейчас с этим соглашаются, что не это привело к миру – мир все равно был бы, но отдали землю и этим увеличили опасность войны, потому что ослабили одну из сторон противостояния (Израиль), который и без того «малая часть из всех народов» – отдали совершенно без всякой необходимости. – (М. Ф.)
И все же, кто эти люди, «эрэв рав», те, что среди нас, но не с нами? Название им «Армелус», что напоминает Ромелуса, одного из основателей Рима (Эдом) и последующего католицизма, позже переросшего во всемирное христианство. До определённого времени, как и в отношении любого пророчества, трудно было понять все его детали, пока само это пророчество не начало исполняться (М-Цудас Давид о Даниил 8:14).
Ясность пришла в 1993 году, когда в Осло начались официальные переговоры между Пересом, Рабином и Арафатом. Прав был «Зохар»! «Эрэв рав» – это не христиане римского происхождения. Это политические вожди самого Израиля. Армелус и его политическая верхушка – это наши родимые евреи – похожие, близкие, знакомые до боли. Они живут в Эрец Исраэль, но как же они далеки от всего, что делает эту Землю Землёй Обетованной! Для них земля – это не дар свыше, а подачка международной общественности: сегодня дал, завтра забрал. А раз так, то знает кошка, чьё мясо съела, и своего барина не забывает! Закон силы, имя которому Британский Закон или Оттоманский закон, так и остался движущей силой израильского законодательства! Страна без конституции! Страна, управляемая законами, которые пронизаны антисемитизмом! Страна, которой правят угодные Западу «Армелусы», по чистой случайности родившиеся от еврейских родителей!
Правы, к сожалению, мудрецы и в другом: когда евреи окажутся под массированным давлением со стороны потомков Эйсава и Ишмаэля, «эрэв рав» внутри Израиля протянет руку нашим врагам, образуя предательские союзы. Так на наших глазах каждый новый виток выборов приносит обещания скорой свободы и прекращения арабского и международного насилия. Однако, придя к власти, каждый новый лидер с завидным постоянством принимает решения, вновь и вновь подрывающие безопасность страны. Достаточно выстроить в один ряд Бегина, отказавшегося от Синая, Рабина, подписавшего Ословский договор, Барака, готового отдать 99% Иудеи и Самарии, Нетаниягу, отдавшего Хеврон и Храмовую гору, Шарона, выбросившего жителей Газы руками своих же еврейских полицейских и солдат… Как забыть вызывающие оскомину патетические оправдания всех премьер-министров: погибшие от интифады евреи – это цена нашего мира! Где предел цинизма? Где предел холодного равнодушия?
Магид Иерусалима рассказывает поучительную историю. Рабби Шводрон однажды заметил на улице плачущего мальчика. Мальчик ушибся до крови и был чрезвычайно напуган. Рабби подхватил его и, прижав к груди, побежал по улицам в поисках родителей несчастного мальчугана. И тут раздался голос одного из соседей, к дому которого приближался рабби: «Не стоит волноваться! Все будет хорошо!» Рабби, ничего не слыша, продолжал бежать. И вдруг тут тот же самый сосед завопил что было сил: «Майэркэ! Майэркэ! Мой мальчик! Гевалт! Гевалт!..».
Как вы догадываетесь, оказалось, что сосед узнал своего сына. Так что, пока дело не коснётся тебя лично, самообладание порой граничит с безразличием.
«Правительство Израиля не будет сознавать никакой связи ни с евреями прошлых поколений, ни с судьбой еврейского народа» (Райа М-Хемна, Пинхас, 246-б). Не потому ли одним из первых законодательных решений министра образования в правительстве Рабина было прекращение обязательного изучения в школах еврейской истории? Не потому ли, подписав печально известное Соглашение об Основных Принципах и обратившись ко всему миру, Рабин заявил, что борьба еврейского народа за Израиль продолжалась 70 лет? Всего 70 лет? А три с половиной тысячелетия истории еврейского народа в Эрэц Исраэль? А два тысячелетия слёзных молитв о возвращении на Родину? А не прерывавшееся ни на год присутствие евреев в Святой земле, несмотря на Крестовые походы, мусульманские погромы, унижения и преследования во все столетия здесь, у себя дома, в Израиле?
Продолжение следует