Если кто-то думал, что на самом важном диспуте своей жизни Трамп перестроится, он думал неправильно. Перед нами предстал тот же несдержанный, обидчивый подросток, которого мы наблюдаем уже почти полтора года.
Хиллари Клинтон настолько для меня неприемлема, что я желаю победы Трампу. Неясно, желает ли себе победы он сам.
Первые 20 минут политбоя с Хиллари, чье имя на пригласительном билете было напечатано с ошибкой (Хилари с одним «л»), Трамп держался молодцом. Социолог Фрэнк Ланц, смотревший диспут в Пенсильвании с группой избирателей, отметил в этот момент в твиттере: «Независимые избиратели ближе к Трампу, чем к Хиллари. Неопределившимся Трамп даже больше по душе, чем тем, кто склонялся к нему. Он без дураков побеждает».
Счастье было так близко, так возможно. А потом пришел настоящий Трамп и все опошлил. Он постоянно попадал в силки, которые расставляла ему лукавая Хиллари, знавшая, на какие провокации обязательно поведется легкоранимый застройщик.
Как писал потом публицист Байрон Йорк, «идя на диспут, команда Трампа знала, что Клинтон попытается взять его за живое. А лучший способ взять Трампа за живое — это задеть его бизнес, его бренд или его карьеру. Вопрос был, хватит ли у Трампа дисциплины, чтобы игнорировать эти нападки или отмахиваться от них и не отвлекаться от темы».
Дисциплины не хватило. Как написал в конце диспута тот же Фрэнк Ланц, «Трамп мог бы сейчас стереть Хиллари в порошок, если бы он не был таким обидчивым».
Трамп плыл без руля и без ветрил, возмущенно и сумбурно отвергал все нападки своей методичной соперницы, которая тут же предъявляла ему новые обвинения и сбивала его с темы. В результате он постоянно пропускал идеальные моменты для нападок на нее.
Когда Хиллари заговорила о кибербезопасности, ей нужно было напомнить о ее плохо защищенном частном сервере, через который шла и ее личная, и ее служебная переписка, но наш тетерев пропустил эту возможность. Он толком не наехал на Клинтон за ее почтовые проделки, Бенгази, «Обамакер», который дышит сейчас на ладан, за клинтоновский фонд, за то, что она изображает себя защитницей женщин, но не гнушается брать деньги у Саудовской Аравии, за ее огромные гонорары от Уолл-стрит, врагом которой она себя провозглашает, и т. д. А ведущий диспута Лестер Холт Трампу не помог. Напротив, он задавал острые вопросы только Трампу, но не Хиллари.
Я вынес из диспута ощущение, что Дональд Трамп с треском проиграл. Изменит ли это динамику гонки, которую он в последнее время выигрывал?
Я залез после диспута в Интернет и с изумлением увидел, что все моментальные опросы отдавали победу Трампу.
Возьмем опрос нью-джерсийского новостного сайта NJ: в полпервого ночи 55% респондентов против 40% отдали победу Трампу. Опрос вполне либерального журнала «Тайм»: за Трампа 60%, а за Хиллари — 40%. Я уже не говорю о консервативном сайте «Драджрепорт», где Трампа посчитали победителем аж 81% респондентов против жалких 18%.
Но это были ненаучные опросы, когда любой человек мог кликнуть на экране, притом при желании несколько раз. Как заметил Филип Бамп в «Вашингтон пост», точно так же в этих опросах могли принимать участие и россияне, имеющие доступ к Интернету. Китайцы тоже.
Профессиональный опрос CNN потом уже отдал победу Хиллари.
Ужас в том, что Трамп заметил лишь первые, моментальные опросы и начал радостно заявлять, что победил он, а не Хиллари. Он с таким же успехом мог ухватиться за заголовок газеты «Шарлотт обсервер», который гласил: «Клинтон уступает позиции среди части избирателей в колеблющемся штате».
Как пришла газета к такому выводу? Она и агентство Маклэчи собрали группу избирателей в составе 21 человека и смотрели диспут вместе с ними, а потом их опросили. Нашли, что 4 человека, которые до диспута не определились с выбором, в конце его охладели к Хиллари. Отсюда заголовок, который бы сильно окрылил Трампа, если бы он его видел. Его отчаявшиеся помощники нашептывали журналистам, что они с ним не согласны. Скоро им приказали держать язык за зубами или объявлять своего босса победителем. Последнее выглядело жалко.
В любом случае диспут вряд ли изменит динамику гонки, ведь ни один из дискуссантов не упал со сцены.
Если серьезно, рейтинг Хиллари может немного подскочить, но опыт показывает, что влияние типичного диспута на гонку через несколько дней уменьшается практически до ноля.