– Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Пожалуйста, не рассматривайте мой вопрос как попытку ввязаться в спор. Мне непонятен Йом Кипур.
Это что же получается: можно весь год вести себя непорядочно в широком понимании этого слова и за один день получить индульгенцию? А не лучше ли наоборот? Целый год еврей ведет себя так, чтобы быть примером для других народов — и в науке, и в быту, и в религии, а один день в году не быть примером. Соглашусь, что быть примером целый год трудно, но ведь и Евреем быть нелегко.
Д-р Руслан Ошеров,
Ашкелон, Израиль
– Ваше «непонимание» сути Йом Кипура строится, видимо, на весьма распространенном мнении о том, что Йом Кипур сам по себе способен искупить любое плохое поведение. И мнение это передается людьми, не изучавшими Тору даже на начальном уровне.
Представьте, человек, который никогда не учил арифметику, скажет Вам: «Разве не глупо, что пять, помноженное на минус три, равно минус пятнадцати, но минус пять, помноженное на те же минус три, вдруг превращается в (плюс!) пятнадцать?» Вы, как ученый, доктор наук, полагаю, оцените это сравнение.
А теперь перейдем к Йом Кипуру.
Ни в одной еврейской книге не написано, что человек в течение года может вести себя как угодно, а Йом Кипур сам по себе (и даже при условии соблюдения поста) искупит, очистит и т. п. Еще раз повторю: ни в одной нашей книге нет ничего подобного!
Вкратце перечислю основное, что о Йом Кипуре действительно написано.
1. Плохие поступки, совершенные по отношению к другому человеку, Йом Кипур не отбелит никогда. Пока обидчик не попросит у обиженного прощения и обиженный не простит (если не простит, обидчик должен попросить прощения три раза, и только после этого его проступок простят ему на Небесах — даже если пострадавший не простит).
При этом (что очень важно) никакие просьбы о прощении не помогут, если человек нанес другому ущерб и не восстановил утраченное. Если некто, к примеру, украл деньги и не вернул — Йом Кипур его не очистит.
2. Соблюдение законов Йом Кипура действительно снимает с человека вину. Но это касается лишь тех жизненных сфер, которые связаны с невыполнением заповедей, регламентирующих отношения с Небесами (но не с другими людьми). Допустим, еврей не соблюдал правила кашрута или законы субботы. Йом Кипур очистит его, и эти его проступки будут прощены. Но при одном определяющем условии: только если человек искренне раскается в допущенных ошибках, осознает, что вел себя неправильно, и примет решение больше так не поступать. Только в этом случае и только в сфере взаимоотношений между человеком и Всевышним (а не между человеком и человеком) оступившийся может рассчитывать на прощение и очищение с Небес.
Все это, как видим, неизмеримо далеко от тех представлений, которые изложены в Вашем письме.
«Евреем быть нелегко», — пишете Вы. Вот тут я с Вами полностью согласен. А Вы еще и слово «Еврей» написали с большой буквы. Так это вообще намного трудней — стать достойным того, чтобы тебя могли называть Евреем с большой буквы.
Евреем действительно быть нелегко, но зато (употреблю собственное выражение) — пронзительно, сверкающе замечательно.
Об этом в наших книгах сказано: «Ашрейну, ма тов хелкейну». То есть: «Как же нам посчастливилось, что доля наша такая (быть евреями)».
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com