Уважаемая редакция!
Считаю необходимым отметить, что сведения, приведенные в статье Ф. Броневского «Поиск продолжается», опубликованной в газете «Еврейский Мир», основаны на документах или результатах серьёзных многолетних журналистских расследований. Автор знакомил меня с ними перед отправкой статьи в вашу редакцию. Опубликованный вами отзыв М. Штейнберга на эту статью воспринимается поэтому как недопустимо высокомерный и оскорбительный. В данном материале Ф. Броневский отвечает на обвинения М. Штейнберга.
С уважением, редактор газеты «Голос ветерана» А. Сагалович, Чикаго
Приношу извинения Марку Штейнбергу за то, что пpичислил его к отцам-основателям «невидимого исследовательского института». В действительности его основателями являются те энтузиасты, которые задолго до М. Штейнберга, не считаясь с трудностями, подвергаясь опасности, за свой счёт, делали это благородное дело. Двое из них за это расстреляны (М. Железнова и С. Персов), Е. Рaйзе осуждён на 10 лет. Г. Шапиро и А. Приблуда тоже достаточно натерпелись от властей. Как же можно так уничижительно («Не имею чести знать этих отцов-основателей») отзываться о таких людях!
Зачинателями этого движения были Авраам Соломонович Приблуда и Гершон Соломонович Шапиро, которого «давний знакомый» г-на Штейнберга Ф. Свердлов назвал «незабвенный Гершон».
В 1994 году вышел в свет двухтомник Г. Шапиро и С. Авербуха «Очерки еврейского героизма» (он, очевидно, прошёл незамеченным для М. Штейнберга) – расширенное и дополненное новыми именами и фактами издание книги Г. Шапиро «Евреи – Герои Советского Союза» (1982 г.). Привожу цитаты из главы второго тома «Невидимый колледж», показывающей, что это – не масонская ложа, не «Общество меча и орала» и не «плод неслабого воображения г-на Броневского».
«Все послевоенные годы из огромного моря литературы по военной тематике одержимые исследователи выуживали еврейские фамилии. Через военкоматы и ЗАГСы узнавали адреса родственников, искали в архивах и даже на кладбищах разыскивали могильные плиты родителей, обнаруживали искажения и вступали в изнурительную переписку с издательствами и авторами статей, доказывая, что имярек – не русский, не татарин, не литовец, а еврей. Незнакомые между собой люди путём перекрёстной переписки создали своего рода негласный исследовательский институт или, как говорят на Западе, «Невидимый Колледж», сотрудники которого были рассеяны по всему Советскому Союзу.
Собрав воедино материал дли нашей книги, я не перестаю удивляться тому, как люди смогли, не сговариваясь, проделать работу, которая под силу лишь большому коллективу учёных.
Наша книга – как бы сводный отчёт всех участников «Невидимого Колледжа». Итог их бескорыстной, самоотверженной многолетней деятельности».
Далее рассказывается о десятках этих «единомышленников, тесно сотрудничавших людей, которые вели систематический сбор материалов и предавали их гласности в «Советиш Геймланд», «Морген фронт» (Нью-Йорк), «Фольксштиме» (Польша), «Нойе прессе» (Франция), «Биробиджанер штерн» (СССР). Жаль, что большинство этих людей уже не могут ответить г-ну М. Штейнбергу.
А на страницах 234-236 второго тома книги г-н Штейнберг может прочесть о М. Катукове, Е. Фрадкове, А. Гальперине, С. Савицкой (которую я не зачислял в еврейки, зачем передёргивать?), о которых я упоминал.
На моё замечание о том, что граждан Германии с четвертью еврейской крови нацисты считали бы евреями, г-н Штейнберг, на основе расовых законов 1935 года, разъяснил, что они «от арийцев отличались немногим. Таких даже нацисты евреями не считали, и они сами себя относили к арийцам».
Позволю себе уточнения.
Первые расовые законы вышли ещё в 1933 г. 7 апреля 1933 года был принят закон об увольнении неарийских чиновников. Но кого считать неарийцами? 11 апреля 1933 г. последовало разъяснение. К неарийцам были отнесены граждане с четвертью еврейской крови. А в разъяснениях от 1 сентября 1933 г. указывалось, что определяющее значение при этом имеет не религия, а раса и кровь. Законы 1935 г. уточняли и расширяли эти ограничения, в частности, регулировали браки арийцев и неарийцев.
А как чувствовали себя эти граждане, когда у них на глазах их дедушек и бабушек – евреев увозили в лагеря смерти? Советую г-ну Штейнбергу прочесть книгу «Mischling, Second Degree. Му Chlldhood in Nazi Germany. Ву Koen». Greеnwillоw Books, New York, 1977.
О контр-адмирале Адольфе Теслере. Отрывок из документального фильма Герца Франка и Григория Манюка «Место жительства – Германия»:
«На флоте я был украинцем пока Брежнев не дал мне Золотую Звезду. Он говорит:
«Второму еврею после войны даю Героя Советского Союза» … Я молчал, а что остаётся делать? Ну, после этого у всех такие длинные морды стали, вытянутые: «Как это так?» Особенно у КГБ …. Еврей и вдруг – командир «Тайфуна», самой большой лодки в мире, атомной … Потом, через полгода, меня сплавили в Балаклаву, в Севастополь, считай, заместителем командира бригады … Вот мой штандарт личный. А лодку уже потом стали называть «Плавучая синагога», когда узнали, что я еврей»…
Штейнберг спутал название одной лодки и название класса лодок, созданного много позже. Например, АПЛ «Курск» была одной из класса «Антей». Да и название этому классу наших лодок, о которых говорит Штейнберг, – «Тайфун», дали НАТОвцы. Что ответил бы Вам, г-н полковник, герой Теслер, прочитав эти Ваши строчки?
Штейнберг постоянно ищет, и всё – сам. А самому, естественно, всего не охватить. Изучая «богатейшие собрания» разных книгохранилищ США, он не замечает работу других исследователей. Вот газета «Форвертс» от 11 февраля 2005 года. Из статьи Штейнберга «Евреи на фронтах войны с гитлеровской Германией»:
«Ещё 27 июня 1941 года, задолго до Гастелло, старший лейтенант Исаак Пресайзен направил свой подбитый самолёт на немецкую танковую колонну».
А вот как это было на самом деле. 26 июня 1941 г. самолёт, пилотируемый Н. Гастелло, во время бомбардировки немецкой танковой колонны был подбит и упал на окраине села Мацки. Экипаж самолёта погиб, а сам Гастелло выпрыгнул с парашютом и попал в плен к немцам.
27 июля, также во время бомбардировки, был подбит самолёт, ведомый ст. лейтенантом Исааком Пресайзеном. Пресайзен направил свой горящий самолёт на колонну вражеской техники. Подвиг Пресайзена был приписан Гастелло. Об этом ещё много лет назад стало известно в результате расследования членами «Невидимого Колледжа». Пресайзен, совершивший первый в Великой Oтeчественной войне эффективный «огненный таран», погиб непризнанным Героем, а «липовый» Герой Советского Союза Гастелло благополучно жил и скончался несколько лет назад на Западе. А у Штейнберга во многих его статьях можно прочесть: «евреи-гастелловцы».
В мае 2002 года Штейнберг опубликовал «поимённый список евреев – национальных Героев СССР и России, сообщив, что список – «результат последних исследований». В этом списке нет генералов Александра Руцкого и Льва Рохлина; нет Анатолия Гутмана, Семёна Гуревича, Григория Злотина, Александра Орликова, Абрама Тарнопольского – Героев Советского Союза, чьи наградные листы были опубликованы членами «Невидимого Колледжа» Г. Шапиро и С. Авербухом свыше 10 лет назад! Штейнберг не включил в свой список и неправедно осуждённых и лишённых звания Героя Льва Гитмана и Ефима Лева. А я включаю их в свой список потому, что их подвиги не отменить, и Родину они не предавали. Нет в списке г-на Штейнберга и двух полных кавалеров ордена Славы – Ильи Сепиашвили и Бориса Маргуляна. Конечно, Штейнберг волен сам создавать и издавать свои «полные» списки, но он не владеет монопольным правом на их составление и публикацию.
По поводу замечания Маргариты Коган.
Уважаемая Маргарита! Вы правы, ничего другого не мог сказать Вашему отцу Амет-Хан Султан, да ещё в то время, поскольку в паспорте и анкетах у него написано: «татарин». А вот в середине 60-х годов, в той же Алупке Амет-Хан Султан рассказал своему приятелю, ныне известному литератору, профессору Техасского университета, создателю 9-томной антологии современной поэзии Константину Кузьминскому о своих родителях – караимах.
Следует сказать, что поиск Героев – евреев по анкетам практически завершён, они все найдены. Сейчас членами «Невидимого Колледжа» и редакцией Российской Еврейской Энциклопедии продолжается самый трудный поиск – Героев-евреев, у которых в анкетах была указана другая национальность. По моим данным, таких сейчас 38 человек (шестеро были найдены ещё Г. Шапиро).
Русскими числились: Белинский, Бунимович, Воиншин, Волкова, Волынов, Гарфункин, Гончарь, Гутман, Злотин, Катуков, Краснокутский, Куников, Либман, Лунц, Маринеско, Непомнящий, Орликов, Паволоцкий, Прованов, Рохлин, Рувимский, Руцкой, Шахнович, Шапиро; украинцами: Дризовский, Малиновский, Очерет, Теслер, Хало, Цитовский; татарами – Абрамов и Амет-Хан Султан; крымчаком – Чапичев, литовцем – Мац, белорусом – Шандалов.
В наградном листе Григория Аркадьевича Виноградова в графе «национальность» было написано: «нет сведений». Илья Сепиашвили числился грузином, Борис Маргулян – армянином.
По всем приведенным мною фактам у меня есть документальные подтверждения.
Одни исследователи, как Штейнберг, сидят в книгохранилищах, другие ищут не только в архивах, но и в домах, и на кладбищах, среди живых и мёртвых. В следующем году выйдет дополнительный том РЕЭ, и всё и всех расставит по своим местам.
Подобные «Невидимому Колледжу» объединения и сообщества организуются для разных целей: одни занимаются поиском еврейских героев, другие ищут нацистских преступников, третьи заняты поиском жертв фашизма и их родственников. Недавно открыт доступ к немецким архивам в г. Бад-Арольсене, там в 50 млн. папок содержатся документы об уничтожении, депортации, порабощении 17 млн. человек. Эго сообщество называется «Миссия по розыску очевидцев». Оно работает уже много лет. Поиски продолжаются…
Уважемый т. Броневский! Посылаю Вам письмо, полученное мной от Э.Шкурко.Мой Е -майл: genrut@hotmail.com
Уважаемый господин Рутман!
Я бы хотела связаться с Феликсом Броневским, чтобы уточнить национальность одного из Героев Советского Союза Матвее Пинском, о котором я пишу в своей книге о евреях Башкортостана. В списке Броневского его нет, как и маршала Черняховского. А в Российской Еврейской Энциклопедии он есть. Журнал \»Лехаим\» писал о его 90-летии.
С наилучшими пожеланиями, Эмма Шкурко