Несколько лет назад Рав Ицхак Зильбер приехал в Нью-Йорк и посетил школу для детей русскоязычных иммигрантов Sinai Academy. Около 200 мальчиков старших классов собрались в зале школы для встречи с русскоязычным израильским раввином.
Вместо того чтобы вести лекцию, Рав Ицхак, как всегда, начал рассказывать ребятам о Торе и о своей жизни в СССР,
о своих «приключениях» в ГУЛАГе.
Когда его выступление закончилось, произошло непредвиденное. Вместо того чтобы идти на перемену, ребята окружили его, и каждый просил броху — благословение. Как могли дети из семей, далеких от соблюдения законов Торы, осознать, что перед ними великий праведник — цадик и что следует просить у него благословение, остается для меня загадкой. Но факт, что дети видят и понимают нас, взрослых, гораздо больше, чем мы можем себе представить.
И тут я заметил, что Илья, ученик 12-го класса, стоял в стороне ото всех. Я спросил его, почему он стоит один, а не с ребятами, которые получают благословение праведника. И он ответил, что не хочет толкаться в очереди.
Илья, возможно, читает эти строки, но тем не менее позволю себе упомянуть, что тогда он был непростым учеником. Учителя жаловались, что он постоянно опаздывает в школу, а на занятиях совершенно ничего не делает. Мне Илья чем-то нравился, и я старался ему помочь, давал советы, как научиться утром вставать. И на этот раз мне не хотелось, чтобы он был единственным, кто не получил благословения, да еще на глазах у других ребят. Поэтому, когда Рав Ицхак закончил выступление и направился к выходу, я остановил его и попросил дать благословение и этому мальчику Илье.
Вместо того чтобы дать благословение, как всем остальным, Рав Ицхак внимательно посмотрел на него и спросил: «А что ты хочешь?» Илья на мгновение задумался и вдруг поразил меня своей просьбой: «Дайте мне благословение, чтобы Всевышний помог разрешить мои сомнения в вере!»
У Ильи есть сомнения в вере?! А школьные учителя думали, что у него нет никаких сомнений, что он попусту тратит время, в частности, и на уроках Торы. Мы заблуждались, предполагая, что у Ильи в одно ухо входит, а из другого выходит. Оказывается, кое-что оставалось.
Может быть, это впечатление от одной встречи с праведником? А может, рассказы Рава Ицхака посеяли в его душе семена веры?
Так или иначе, но Рав дал ему это благословление, и я могу лично свидетельствовать, что оно сработало. Илья окончил колледж и продолжает заниматься Торой, посещает молодежную синагогу «Шаарей Эмуна». Более того, он стал источником вдохновения для других молодых людей из России, которые, познакомившись с ним, сделали свой выбор и сегодня являются частью религиозной общины Бруклина.
Давайте задумаемся о правомочности той просьбы, с которой обратился Илья к Раву Зильберу.
Каждый из нас обладает свободой выбора, как сказано в нашей недельной главе: «Смотри, я предлагаю вам (дословно — «даю вам, в ваши руки») благословение и проклятие. Благословение, если послушаетесь заповедей Всевышнего… И проклятие, если не послушаетесь заповедей Всевышнего и совратитесь с пути, который Я заповедую вам сегодня».
Всевышний не благословляет и не проклинает человека! Тора указывает на то, что благословение и проклятие в наших руках, зависят от нашего выбора. Мы пришли в этот мир для того, чтобы совершить свой моральный выбор между добром и злом, и за этот выбор нам полагается наказание или награда. Жизненная задача каждого из нас — сделать свой выбор. Разве вправе мы просить кого-то помочь нам в том, чтобы сделать этот выбор?
Мудрецы в трактате Талмуда «Завещания отцов» утверждают: «Ничто не стоит перед лицом желания!» Это место обычно принято понимать как американскую поговорку: If there is a will — there is a way! — то есть «если действительно захочешь, обязательно добьешься!» Это «почти» верное утверждение, ибо многие из тех, кто хотел чего-то добиться — добились, но отнюдь не все. Не всем удается реализовать свои желания. Потому мудрецы объясняют, что в словах Талмуда есть дополнительная глубина.
Ничто не стоит перед лицом желания!.. В желании, и только в нем никто и ничто не может нас ограничить. В мире же существуют многочисленные обстоятельства, которые могут помешать нам добиться желаемого. Результат наших действий зависит от многочисленных обстоятельств: от везения или, точнее, от благословения Всевышнего достичь желаемого. По большому счету, достижение результата — не в наших руках. Зато желание — это то главное, что действительно принадлежит нам или, что еще важнее, определяет нашу духовную сущность. Ведь в желаниях мы по-настоящему свободны стремиться, мечтать о том, чего мы хотим достичь. В этом и состоит сокровенный смысл слов: «Ничто не стоит перед лицом желания!»
Каббалисты советуют: перед тем как человек обратится ко Всевышнему со словами молитвы, сложенной для нас пророками и мудрецами, ему следует спросить себя: «Что я хочу?» Этот вопрос — ключ к молитве, которая, по сути, и является не чем иным, как выражением желания, которое необходимо иметь, а не просто «читать» написанные для нас слова молитвы.
Никто из нас сам по себе, без помощи Небес не может ничего добиться. Не может преодолеть сомнения, изменить свою жизнь. Однако все, что требуется от нас, — это сделать выбор, чего мы хотим, и обратиться с просьбой о помощи: «Помоги достичь желаемого!»
Если человек просит помощи в преодолении сомнений, значит, признает, что ему самому, в одиночку, это очень и очень трудно, и потому из глубины души исходит самое сокровенное желание. Этим он осуществляет свой выбор. А уж Небеса, как известно, ведут человека по дороге, по которой он хочет идти!