О новом и хорошо забытом старом

 

Фото профиля Марка РадуцкогоМарк Радуцкий

На-днях сообщили о соглашении Керри-Лаврова, которым пытаются заменить соглашение Сайкса-Пико -Сазонова

 

Кстати все упорно игнорируют факт того что полное название соглашения Пико-Сайкса — это «соглашение Пико-Сайкса-Сазонова».

Сазонов — министр индел России перед революцией.

Прежде всего стоит вспомнить чем именно являлось соглашение Сайкса-Пико-Сазонова 1916 года.
Накануне окончания Первой мировой войны между Россией, Великобританией и Францией было достигнуто соглашение о разделе зон влияния на территории умирающей Османской империи.

Соглашение не содержало четких границ раздела.

Европейская часть Турции, включая Константинополь (Стамбул) и Дарданелльский пролив переходили в зону влияния России, Палестина и Мессопотамия становились зоной влияния Великобритании, Сирия — Франции.

Image result for sykes picot agreement

Границы и режим влияния были определены уже мандатной системой Лиги Наций спустя еще четыре года.

Image result for мандатная система лиги нацийСирия (включая Ливан ) стала мандатом под управлением Франции, и была разделена на пять мандатных автономий — причем две из них стали практически независимыми подмандатными государствами: Ливан и Латакия .

Провинция Александретта,севернее Латакии, где как и в Латакии, проживали алавиты, после Лозаннского договора, заменившего Севрский после победы Ататюрка в греко -турецкой войне, отошла Турции и осталась многолетним камнем преткновения между Турцией и Сирией..
Большевистская Россия , поддержав Ататюрка в войне против греков и армян и на самой Лозанской конференции, де-факто отказалась от своих притязаний по соглашению Сайкса-Пика-Сазонова.

После оккупации Франции гитлеровской Германией, и превращения мандата Сирии в анклав прогитлеровского правительства Виши, англичане выбили французов из Сирии и отменили эти подмандатные автономии. Только Ливан смог сохранить свою независимость .

Созданное Великобританией унитарное сирийское государство, с пестрой этно-конфессиональной структурой, было жизнеспособно только в условиях миниимперской диктатуры, чем и являлось ее политическая история до самого последнего времени .

Похожую политику Великобритания провела и в Месопотамии. Где попыталась объединить западную часть бывшей Персидской империи в унитарное государство суннитов, шиитов и курдов . С тем же результатом как и в Сирии — превратив ее политическую историю в череду авторитарных и диктаторских режимов.

В результате арабы-сунниты нашли себя разделенными между Сирией и Ираком, курды между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, шииты — между Ираном и Ираком, алавиты — между Сирией и Турцией, друзы — между Сирией и Ливаном, арабы-бедуины между Сирией, Иорданией и Саудовской Аравией.

Христиане, широко представленные до войны и в Сирии (включая Ливан), и в Турции (до половины населения), и в Ираке, получили скомканную форму соуправления с мусульманами только в Ливане.

Вся эта колониальная мозаика, державшаяся на жестком имперстве диктаторов типа Асада и Саддама, рухнула в результате «ближневосточной весны» , этно-конфессионального освободительного движения.

Триггером послужило свержение режима Саддама в Ираке.

После поражения в первой иракской войне социалист-баасист Саддам приступил к политике слияния своего режима с группами исламских боевиков хариджитского толка. Основой взаимодействия был антишиитский террор .

Ирак грозил превратится в такого масштаба террористический анклав, по сравнению с которым талибы Афганистана были бы милыми детками.

Однако после его разгрома американская администрация Буша допустила стратегическую ошибку, пытаясь сохранить Ирак как унитарное государство на основе общего избирательного права. Результат был плачевен. Правительство шиитского большинства, за спиной котрого стоял Иран, принялось за преследование суннитов.
Страшной террористической войны в Ираке смогли избежать только курды, которые под зонтиком США создали свою автономию еще с 1991 г.

Политика шиитского правительства оказалась прекрасной питательной средой для возрождения в подполье баасистко-хариджитских групп, что в конце концов привело к созданию Исламского государства Ирака, в далнейшем Исламского государства Ирака и Шама (то есть, «Большой Сирии» ) после начала сирийского антиасадовского восстания, вспыхнувшего, кстати, на юге Сирии в бедуинском городке .

Суннитское восстание неизбежно привело к актуализации национального самоопределения всех других этноконфессий.
В результате достаточно четко вырисовались границы этноконфессиональных образований:

суннитское — центральная Сирия и центральный Ирак ,

алавитское — Латакия,

курдское — север и северо-восток Сирии и север Ирака,

шиитское — юг Ирака,

друзов на юго-западе Сирии,

бедуинов на юге .

За демаркацию границ этих образований и идет сегодня война с уже прямым участием всех интересантов, включая Россию, Иран, Саудовскую Аравию, блок США и Турции, Китай, и ,будем надеяться, — и Израиль.

Россия и Иран явно претендуют на » мандат» на алавитскую (алавиты уже признаны как течение в шиизме) Латакию, возможно с Асадом во главе . У России там уже есть две военные базы.

Турция , Саудовская Аравия претендуют на «мандат» на суннитское государство, и именно за непосредственную границу с ним и воюют сегодня турецкие танки в Сирии.

Иран — на шиитский юг Ирака.

Израиль не может позволить себе допустить «мандат» ни одного из этих игроков на пограничном ему юге Сирии.

Учитывая молчаливое согласие США на военную операцию России на северо-западе Сирии, уже давно существует некое соглашение по Латакии.

Вопрос там в другом. Войдут ли в Латакию три из пяти крупных городов Сирии, расположенных по дуге вдоль границ Латакии — Аллепо, Хама и Хомс. С ними это будет полноценное государство, без них — «полоса Латакия» .

Однако полноценное алавитское (шиитское) государство на побережье Средиземного моря между Ливаном и Турцией, с российскими военными базами и Ираном в «глубоком тылу», — это перманентная угроза и Ливану, и Турции, и, опосредовано, —  Израилю.

К северу от Латакии — алавитская провинция Турции — Александретта и постоянный вопрос их национального самоопределения в алавитском государстве.

К югу Ливан — шаткое политическое равновесие христиан, суннитов и шитов, будет нарушено при наличии на северной границе Ливана шиитского государства . Тем более, что армия ливанской шиитской Хизболлы уже сегодня является военным союзником России.

Но и неполноценная «полоса Латакия» может стать шитским анклавом террора, не хуже, чем суннитская «полоса Газа».

На фоне всего этого попытка соглашения Керри-Лавров выглядит как очередная американская ошибка.

По Сирии должно быть заключено соглашение с участием всех пограничных Сирии сторон: Турции, Курдистана, суннитов Ирака, Саудовской Аравии, Иордании, Израиля и Ливана

Любой другой формат будет означать новые войны и новый террор .

Август 2016

Facebook

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора