Давеча я обрезал розовые кусты в палисадничке перед домом и обнаружил интересную закономерность: чем выше забралась ветка, тем меньше на ней шариков шиповника. Словно у растений есть выбор, как использовать свою жизненную энергию: лезть наверх или давать плоды. Подумалось — а ведь это отличная метафора нашей жизни! У человека-то выбор точно есть: давать плоды или лезть наверх.
На самом же верху, зацепившись за колючки пусть бесплодных, но всё-таки живых зелёных ветвей, висели сухие листья и сучки со стоящего рядом дерева. В ходе селекции рьяно кусались комары, да и промахнёшься порой, хватишь ножницами вместе с пустышкой лапку маленьких зелёных шиповничков. Да и соседка утверждает, что этих-то, вчера плодоносивших, и надо резать в первую очередь, иначе на будущий год не окажется роз. Трудное это дело — социальная журналистика!
Но что самое мучительное — это чрезвычайная серьёзность пишущих и размышляющих на общественные темы. Мне-то что, я близких предупредил: «Когда будете хоронить, ежели дрыгну я ножкой или подмигну — не обращайте внимания, хороните дальше». Но есть же приличные люди, которым не хихоньку, а правду и гармонию отыскать хочется, им-то, бедолагам, каково?
На нынешнюю выборную кампанию в Америке без слёз смотреть невозможно. «Эй, Вань, гляди, какие клоуны!..» И свобода выбора «выбирающего» зрителя ограничена исключительно сакраментальным: будут это слёзы смеха, печали или стыда?
Стыда, впрочем, едва ли. Стыд не в моде. Хотя в соцсоревновании на большее бесстыдство между гражданами, прессой, Интернетом и властями власти на три головы впереди. Не в смысле одеяний, разумеется — я летом в Манхэттен забредаю, сабвеями езжу… неужто в стране уже социализм и так плохо с тканями? Но — граждане тебе и «плиз» вымолвят, и место старушке уступить могут… Даже самые голые-татуированные.
Да, о социализме. Лично я горько сожалею, что Сандерса сбросили с корабля истории — это был такой душка, ухохочешься! Но что делать, у демократов оказался удобный для партократии кандидат, а у республиканцев что? Хотели было главари за Джеба Буша мазу держать, да куда там с полпроцента народной поддержки и такому упитанному? В общем, затребовал римский плебс, коему хлеба пока ещё хватает, следующую важную позицию: зрелищ.
Вы только не подумайте, что Трамп населению за правду-матку приглянулся. Тем более рубит он её так, что сучков разлетается… Спасибо, хоть не обтекаемую, сто раз пережёванную жвачку, как большинство.
Ваш покорный слуга модное лицемерие, лицемерно же названное «политкорректностью», тоже решительно не одобряет. В Торе сказано: «К справедливости, к справедливости стремись», — в частности, правдивые и точные вещи должны быть правдиво и точно сформулированы и не маскироваться под ложь. Нынче, строго по Талмуду, «правда под запретом, совесть забыта». Примерчик? Да хоть с надоевшими гомиками. Люди друг другу с изумлением высказывают — что за бред, а как же человечество продолжится, на все поколения опыления пипеткой не хватит. Но попробуй вякни публично… Что-то такое чирикнул Ромни перед прошлыми выборами за христианскую мораль — и сразу ему кирдык.
Но публике-то не истину, а бой гладиаторов подавай. Ежели вы клоуны, то должны тузить друг друга. Чем больше ругани, тем зрелищней. Жаль, до рассадки неугодных кандидатов по тюрьмам или скармливания крокодилам мы не дожили, какие-то традиции в стране скучноватые. Но правильным путём идёте, товарищи! Только — взглянуть бы в словаре, нет ли между демагогией и руганью чего-нибудь под названием «культурная речь»?
Единственное, от чего как-то не сразу хохочется — кровь у людей не гуашевая. Вон Обама, со своими повадками провинциального актёра и попсовочного оратора, какие потоки её запустил по всему Ближнему Востоку. Никакому Бушу-младшему не снилось.
В общем, если бы не было Б-га, оставалось бы только мыльные сериалы смотреть. Это чтобы не думать, а то пароксизмы смеха плавно перетекают в рыдания. «Лицо поколения как морда собаки». Сказал один из мудрецов Талмуда: «Пусть он (Машиах) придёт, но я не буду жить в это время». А мы ничего, ребята крепкие, привыкли и не брезгуем.
Интересное время… У евреев «эрев рав», «квазиевреи» наверху; «русские», за право которых на свободный выезд из Нерушимого так рьяно боролись религиозные общины Израиля и Америки, в изрядной своей доле пылают ненавистью к «этим религиозникам», науськанные брехливыми и беспардонными массмедиа. Полиция стесняется арестовывать громил и насильников; когда полицейский успевает первым выстрелить в вооружённого бандита — поднимается буча с погромами под рукоплескания Госдепа. Убийц невинных и случайных людей именуют «борцами за свободу». В крайнем случае, психами, у которых было тяжёлое детство и папа не точил карандаши. Все кому не лень тыкают пальцем в соседа: эти в ислам, те в безнравственность, эти в тоталитаризм, те в коррупцию… И все ведь изрядно правы, что противно, только кому от этого легче? Добро пожаловать в «Прекрасный новый мир» Хаксли и Оруэлла!
Позвольте, я вам скажу о настоящих выборах, и не только приуроченных к годовщине Великой Октябрьской социалистической. В политике просто, голый расчёт: умножая на уровень антисемитизма в мире, кого за рубежом хвалят — израильтянам надо держать подальше от власти. Вторая по распространённости фобия, как известно, антиамериканизм. Раз заграница в основном не терпит Трампа и нахваливает Хиллари — её выбирать нельзя ни в коем случае. Но ведь выбрали же и перевыбрали Барака Хусейновича, уж больно он подходил по анкетным данным: полубелый, получёрный, полухристианин, полумусульманин, да ещё и полулиберал-атеист, притом вроде бы не бедный, но и не то чтобы воротила. Как там дальше у Пушкина? «Полумудрец, полуневежда… полуподлец, но есть надежда…» Ни дать, ни взять — нобелевский лауреат. А что он ко всем этим достоинствам ещё чёрный расист, антиамериканец и антисемит — так разве это повод его не любить? У всех свои маленькие слабости.
Не обойтись без новой талмудической цитаты: «(в наши времена) мальхут офехет леминут». В примерном переводе: сама духовная структура земного бытия и власти «поворачивается к отступничеству», пренебрежение Законом Б-га и даже естественной моралью становится нормой. Настоящий выбор — не здесь.
А где? А там же, где и всегда. Внутри. Не в смысле, что ничего-снаружи-делать-не-надо. Но — действие пусть будет цельным, разумным и искренним — как результат и воплощение внутреннего выбора. По воле Б-га — или по собственным страхам и настроениям; ради истины — ради самоутверждения; одеяло на себя — чем помочь другому?..
Выбор — это выбор системы ценностей. Помню, в один из прилётов в Питер меня поразил вид некоего таможенника: мордочка — среднее между хомячком и бурундучком, глаза тупые, жадные и ищущие — чем бы и у кого разжиться? Его выбор, его система ценностей была не написана — выгравирована на физиономии. Есть ещё система ценностей «либерального» атеизма, основанная… да, в общем-то, ни на чём не основанная, так, случайный набор душещипательных абстрактностей, сапоги всмятку. Есть… В этих выборах поболе партий и кандидатов, а те основательные, со своими историей и достижениями.
Я лично выбрал систему ценностей святой Торы, многие иные перепробовав — только в ней я нашёл здравые взгляды и откровенные принципы, позволяющие мне держаться в стороне от мутной крикливой пены. И — не уподобляться диким колючкам вчерашних розовых кустов.