Под знаком Насраллы

В Еврейском квартале жизнь течет своим чередом. На миниатюрной автостоянке яблоку негде упасть. На первой же улочке бросается в глаза стайка туристов из Франции. Единственное слово, которое они произносят на иврите: «Шабат». Невольно вспоминаю анекдот, рассказанный на днях одной из участниц акции протеста резервистов в Саду роз: «Евреи из России стремятся в Израиль, потому что мечтают вкусить плоды демократии. Евреи из США репатриируются, потому что вконец разочарованы тщательно дозированной американской демократией. А французские евреи едут сюда просто потому, что они ненормальные!» Шутки шутками, но «французов» сегодня в Старом городе больше, чем представителей любой другой из стран диаспоры.

В свете откровенной поддержки, оказываемой правительством Франции дружественному Ливану, массовое паломничество в опаленную войной страну выглядит своеобразной акцией протеста против проарабской позиции, занятой в ходе конфликта президентом Шираком.

– Мы никого и ничего не боимся! – подтверждает мою мысль Мишель Жерон (единственная из всей группы туристов кое-как изъясняется по-английски). – Французские евреи без малейших опасений посещали Израиль в период «интифады «Аль-Акса», а сейчас, по окончании войны, наш долг – публично выразить солидарность со своим народом.

Многолюдно и у Стены Плача. Особо выделяется группа американцев: дородные дамы, прикрыв оголенные плечи выданными при входе платками, сочиняют Всевышнему послания, а затем засовывают записки в выступы между раскаленными солнцем камнями.

– Ам Исраэль хай! – выдает на иврите одна из туристок, с явным облегчением освобождаясь от казенного покрывала.

Знакомимся. 65-летняя Хэллен Строук приезжает из Нью-Йорка в Израиль в восьмой раз.

– Когда мы узнали, что Насралла захватил в заложники двух военнослужащих и обстрелял северные населенные пункты, тут же заказали авиабилеты, – говорит она.

– Не страшно?

– В Иерусалиме – нисколько! Правда, на сей раз мы решили воздержаться от прогулки по Мусульманскому кварталу. В столь смутные времена искать на арабском рынке нечего…

Молчание христиан

Нырнув в спасительную прохладу подземелья Кардо, оказываюсь на узкой рыночной улочке. Но что это? Знаменитый базар пуст, как будто вымер! Никаких туристов. Нет здесь сегодня и покупателей из числа местных. Единственным прохожим, поравнявшимся со мной по пути к Храму Гроба Господня, оказался сосредоточенный «хареди», видимо, житель Еврейского квартала, направляющийся домой короткой дорогой.

Такую же непривычную, противоестественную пустоту застаю и в окрестностях Храма, хотя обычно здесь – независимо от региональных драм и потрясений – полным-полно паломников.

– Куда подевались ваши клиенты? – спрашиваю Ахмеда, владельца одной из сувенирных лавок.

– Вот и я задаюсь тем же вопросом, – произносит он, вглядываясь в дальний конец улицы с тайной надеждой, что на горизонте замаячит хоть один турист.

– Как воспринимают результаты войны с Ливаном жители Старого города? – задаю я Ахмеду вопрос, ради которого, собственно, и отправилась в столицу.

– Не обижайтесь, но о политике – ни слова! – мрачнеет он. – О чем угодно другом – пожалуйста: о туризме, который, как видите, полностью сошел на нет, о красотах Старого города, – но только не о последних событиях!..

Ахмед смущенно опускает голову, дав мне понять, что разговор окончен. Точно так же реагирует на мои вопросы владелец соседней лавки.

– Что стряслось? – недоумеваю я. – Неужто вам нечего сказать читателям русскоязычной газеты?

На сей раз – нет… Впрочем, если вы серьезно намерены кого-то проинтервьюировать, зайдите в Храм и поговорите с ключником Ваджихом Нусейбе…

Наверное, окажись я на месте арабов-христиан Восточного Иерусалима, тоже не стала бы откровенничать с прессой. В последние годы мусульманская община потеснила католиков до такой степени, что еще чуть-чуть – и придется эмигрировать (было бы куда и на какие деньги). Чем сговорчивее и слабее Израиль – тем более влиятельными ощущают себя лидеры мусульманской общины восточной части города.

После победы ХАМАСа на прошедших в январе парламентских выборах атмосфера здесь ощутимо изменилась. Если буквально пару лет назад многие торговцы и ремесленники предпочитали израильскую «оккупацию» вымогательству арафатовских бандитов, то сейчас благотворители из числа хамасников вселили в них чувство уверенности в безбедном и благополучном будущем под новым палестинским режимом. Тем, кого принято называть «рядовыми гражданами», усиленно внушается мысль: лишь бы Израиль убрался из Старого города – новая арабская власть не пожалеет ни сил, ни средств для ускорения его развития!

Атмосфера меняется на глазах. Если прежде Старый город считался свободной от терроризма, безопасной зоной, то в дни войны здесь впервые за много времени было совершено убийство на националистической почве. Около Цветочных ворот зарезали молодого итальянца, прибывшего сюда исключительно ради того, чтобы… организовать летние лагеря для детей дорогих его сердцу арабских жителей Восточного Иерусалима! 24-летний боевик «Исламского джихада» из Кабатьи по ошибке принял итальянца за еврея…

Мусульманская правда

Пересекаю безлюдную площадь и вхожу в Храм. Ключник Ваджих Нусейбе томится в вынужденном одиночестве на деревянной скамье. Меня он припоминает с трудом: в последний раз я интервьюировала Нусейбе года полтора назад, после его возвращения из Москвы, где вместе с певицей Аллой Баяновой и хирургом Федором Угловым он был награжден орденом «Меценат».

– Что-то пусто у вас сегодня… – замечаю я, поприветствовав представителя известной в Иерусалиме мусульманской «хамулы».

– Никто не приезжает: люди боятся! – вздыхает Нусейбе.

– Даже христиане?

– А почему нет? Война отпугнет кого угодно. Кстати, в июне 1967 года паломники тоже перестали посещать Иерусалим…

Из глубины Храма несется органная музыка: в армянском приделе началось богослужение. Самое время перейти к анализу итогов последней войны.

– Шейх Насралла борется за восстановление исторической справедливости по отношению к палестинскому народу, – объясняет Нусейбе.

– Вы подразумеваете передачу под контроль Ливана территории ферм Шабаа?

– Не только… В свое время, в 1967 году, евреи нас ограбили: прогнали прочь со своей земли, отобрали недвижимость. Если бы на вас напали грабители, вы наверняка захотели бы отобрать у них украденные деньги, верно? А если бы у вас отняли землю?!

– Разрешим ли, на ваш взгляд, арабо-израильский конфликт? Воцарится ли когда-нибудь на этой земле мир?

– Я считаю, что нет. По крайней мере, до тех пор, пока израильтяне сами не захотят мира.

– Что это означает?

– С нашей точки зрения, мир – это земля! – объясняет ключник.

– Если не ошибаюсь, правительство Ольмерта готовится к новому «свертыванию», на сей раз – в Иудее и Самарии…

– О каком мире можно говорить, когда Восточный Иерусалим, включая Старый город, остается под израильской оккупацией?! – недоумевает Нусейбе. – Мы требуем вернуть всю отнятую у нас землю – всю, до последней пяди! Представьте на секунду, что Старый город и Храм Гроба Господня полностью перешли под палестинский суверенитет. В этом случае все улицы и Храм будут заполнены иностранными туристами, а на них можно заработать огромные деньги. Однако сейчас из-за войны паломники не приезжают, и торговля не идет… Во всех бедах нашего региона повинен Запад: Америка и Европа стремятся руками Израиля захватить Ближний Восток под свой контроль. Еще бы! Климат здесь благодатный, полно нефтяных месторождений. Страдания же палестинского народа Запад не волнуют.

Наша беседа неожиданно прерывается: пожилая арабка-католичка жалуется ключнику на кого-то из служителей. Межконфессионные «разборки» здесь не редкость: греко-православные священники исподволь теснят армян и францисканских монахов, те отвечают «взаимностью». Чуть не ежегодно в день схождения Благодатного Огня в Храме случаются драки. Лишь эфиопы, изгнанные из Храма еще в середине XIX века, наблюдают за этой грызней свысока: построенная ими африканская деревня находится на крыше…

– Господин Нусейбе, пару лет назад вы побывали в Москве, вас принимал мэр Лужков… – напоминаю я. – Поддерживаете ли вы связь со своими российскими друзьями?

– Нет. К сожалению, российское телевидение весьма тенденциозно освещает события на Ближнем Востоке. Слишком много там влиятельных евреев – вот они-то и занимаются в прессе откровенно произраильской пропагандой. Последние события освещались в России однобоко, хотя Ливан понес во время войны страшные потери.

– Кстати, вооруженный конфликт начался с того, что «Хизбалла» захватила в заложники двух израильских военнослужащих, не так ли?

– Шейх Насралла осуществил стопроцентно легитимную акцию: он взял в плен двух солдат, чтобы выменять их на наших братьев, часть которых более 20 лет томится в израильских тюрьмах, – объясняет Нусейбе. – Насколько мне известно, в Израиле до сих пор содержатся порядка десяти тысяч палестинцев. До каких пор оккупанты будут гноить невинных людей?!

– Как вы думаете, состоится ли в конце концов сделка по обмену?

– Несомненно, причем в самое ближайшее время и на крайне выгодных для палестинского народа условиях…

Теперь уже в Храме поет хор. Попрощавшись с мусульманским распорядителем главной в христианском мире святыни, отправляюсь в обратный путь. На другой же день после нашей встречи станет известно, что государства, входящие в Лигу арабских государств, пытаются провести в ООН собственную «мирную» инициативу, утвержденную в марте 2002 года на конференции в Бейруте. Суть ее сводится к следующему (цитирую по итоговому документу):

«Полное отступление Израиля к границе 4 июня 1967 года со всех оккупированных арабских земель, включая сирийские Голаны и часть территории Южного Ливана.

Достижение справедливого решения проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией ООН номер 194.

Создание суверенного палестинского государства на всех землях, захваченных Израилем начиная с 4 июня 1967 года (в том числе Западный берег реки Иордан и сектор Газы). Столицей палестинского государства станет Восточный Иерусалим.

Лишь по завершении этого процесса арабские страны объявят об окончании конфликта при условии, что Израиль обязуется поддерживать спокойствие во всем ближневосточном регионе».

«Новости недели»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора