На тему антисемитизма написано множество серьезных публикаций. Но, возможно, до доктора медицинских наук из Нью-Джерси Изи Киперваса эти произведения еще не дошли, что понудило его внести свой посильный вклад в «смежную» с медициной область знаний. Его трактат «Существует ли еврейский антисемитизм?» занимает целую страницу в одной русскоязычной газете. Там доктор признается, что у него «возник соблазн объяснить это явление с медицинских позиций».
В трактате соблазненный врач уверенно сообщает читателям , что, да, еврейский антисемитизм действительно существует. К этому даже есть медицинские (?) предпосылки: зависть, неустроенность и др. Свою теорию автор опуса подтверждает примерами. Один из них – Евгений Примаков (Согласимся: мать Примакова – Анна Яковлевна Киршенблат. До пенсии работала в Тбилиси, в поликлинике прядильно-ткацкого комбината. Умерла в 1972 г. Отец неизвестен).
На примере Примакова доктор приходит к выводу, что антисемитизм по наследству не передается, и внук арабиста – Евгений Примаков младший (Евгений Сандро), корреспондент НТВ занимает явно произраильскую позицию.
Однако на этом медицинская часть опуса закончилась. Халат сброшен, и оказалось, что весь этот медицинский маскарад нужен был Кипервасу только для одной цели: подвести теоретическую базу и с «праведных» позиций борьбы с еврейским антисемитизмом замазать грязью честных, принципиальных, болеющих за еврейство людей, которые, разумеется, кому-то не угодили.
«Антисемиты из собственной среды»
Первый на очереди – Леонид Школьник, тем более, что его обвинять проще всего – он уже уехал в свой Израиль. И. Кипервас отождествляет Школьника с Примаковым-старшим: «В своем прощальном «слове» перед отъездом в Израиль без тени смущения Школьник дал характеристики всем известным общественным и политическим деятелям и журналистам», – пишет доктор и при этом возмущается, почему Школьник похвалил «близкого ему по духу» Михаила Марголина, Леонида Комаровского, Анатолия Гержгорина, Владимира Левина и «мастера по ехидным статьям» Игоря Аксельрода…». Но не заслужили каких-либо положительных эмоций Валерий Вайнберг, Михаил Немировский, Давид Гай, Геннадий Кацов, якобы они не пишут «о главном, остром, наболевшем, спорном…».
Кипервас уличает: «Интернетовская газета Л. Школьника занимается разоблачением еврейских политических и общественных деятелей, журналистов и целых организаций». И это написано не в передовице газеты «Правда», когда каждый критикующий власть объявлялся врагом народа, а в свободной Америке! Да, все изменилось – и время, и место, но не люди, каких бы вершин медицина ни достигала.
«Носителей ненавистного критиканства иначе как «антисемитами из собственной среды» не назовешь». – Это очередной советский штамп из-под пера доктора. Только там были враги советского народа, а здесь – враги еврейского народа.
«И находятся отщепенцы, готовые предавать своих соплеменников», – трибунно заявляет Изя Кипервас.
Список Киперваса
Кто же, по версии доктора, эти «критиканы-антисемиты»?
В черном списке Киперваса значится один из самых уважаемых еврейских патриотов, председатель коалиции «Американцы против нового Холокоста», а также председатель «Комитета поддержки Эрец Исраэль», доктор наук Виталий Раевский. Он автор 51 патента и более 250 научных работ, опубликованных в США и Западной Европе. По ходатайству президента Никсона был включен в 1973 г. в список 11 отказников, которым разрешили репатриироваться в Израиль, где он работал профессором Хайфского Техниона. С 1988 г. в Америке по приглашению Компании, выполняющей заказы Министерства Обороны.
Для Изи Киперваса невыносимо, что «в газете «Нью-Джерси» В. Раевский «разоблачал» финансовые махинации и коррупцию почти всех русско-еврейских организаций».
За все хорошее – смерть
Как говорится, аппетит приходит во время еды. И к концу трактата Изя Кипервас так распалился, что теперь уже поносил не только отдельных лиц, а целые еврейские общины.
«А о чем думают так называемые американские евреи? – замахивается он сразу на миллионы людей. – Если они считают русских евреев не еврейскими и не кошерными, зачем они выходили на демонстрации под лозунгом: «Отпусти народ мой!»
Разумеется, американцы мечтали, что в свободной стране мы тоже станем другими. Но признаюсь, после прочтений вышеприведенной фразы закралось серьезное сомнение: а вообще, еврей ли доктор? Нашему народу свойственно чувство благодарности. Это тысячелетия воспитывалось Заповедями: благодарность Творцу, родителям и т. д. Неблагодарность считается тяжелейшим грехом, пороком. Наш раввин говорит: «Если даже тебя спасли случайно, выручая из беды другого, все равно по гроб жизни ты обязан своему спасителю. Американские евреи помогли нам выбраться из «тюрьмы народов», и великая им от нас за это благодарность!
К сожалению, похоже, «доброму» доктору это чувство не ведомо, а наоборот, в святой идее он видит то, что хочет видеть: «Выходя на митинги с лозунгами «Отпусти народ мой», американцы, несомненно, преследовали политические цели. Ибо этот процесс расшатывал «лодку» коммунизма да и способствовал «утечке» мозгов».
Конечно, следовало был спросить Киперваса, почему же из более чем 200 млн. американцев эту лодку важно было раскачать именно евреям. А может, «расшатывание» и «утечка» оказались следствием процесса Исхода? В музее «Еврейского наследия» есть целый раздел, посвященный борьбе десятков различных еврейских организаций за свободу советских евреев. Но, думается, все эти доводы для врача впустую. Ведь если в посудину из-под прокисших щей налить самую кристально чистую воду, все равно получатся помои. Так самые светлые идеи превращаются в свою противоположность, попадая в не слишком светлую голову.
«От сердца к сердцу»
И в завершение «медицинского» трактата обличающая рука доктора поднялась даже на таких светил еврейского мира, как Денис Прейгер и рабби Иосеф Телушкин: «Негативное отношение к «русским евреям» постоянно муссируют известные еврейские публицисты Прейгер, Телушкин и др. в своих книгах, статьях, теле- и радиопрограммах».
О чем же на самом деле пишут Д. Прейгер и И. Телушкин?
По приезде в Америку все эмигранты получили в подарок от NYANA замечательную книгу рабби Телушкина «Еврейский мир» – важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. Этот капитальный труд написан «в надежде, что книга поможет тем, кто не получал еврейского образования». В предисловии рабби пишет: «В Талмуде говорится, что слова, которые идут от сердца, в сердце и попадают. Если хотя бы некоторые слова из этой книги затронут ваше сердце.., я буду ощущать себя безмерно счастливым».
В соавторстве со своим другом преподавателем еврейской истории и религии, публицистом Денисом Прейгером, рабби Телушкин написал книгу «Восемь вопросов об иудаизме». В ней есть такое признание Дениса Прейгера: «Меня часто спрашивают, почему я вернулся к иудаизму. Я отвечаю: «Потому что увидел остальной мир».
Я вспоминаю экзотический остров Бали в Индонезии. Я с изумлением взирал на толпы ликующих индонезийцев, наблюдающих бой петухов – одно из национальных развлечений в Индии. Смотреть, как бедные птицы выбивают друг другу глаза, было для них наслаждением… В поисках ответа на вопрос – есть ли на Востоке или на Западе учение – религиозное или философское, которое могло бы высвободить все то доброе, что заложено в человеке, я объездил 60 стран мира. Я окунулся в религии и культуры, невообразимо далекие от иудаизма… Мои поиски привели меня к… иудаизму».
Рабби Телушкин и Д. Прейгер посвятили себя еврейскому просветительству. Они принимали участие в борьбе за право выезда евреев из СССР. Во вступлении к написанной ими популярной книге «Почему евреи?» (о причинах антисемитизма) Сай Фрумкин – тогда председатель «Южно-Калифорнийского Совета в защиту евреев» выразил им признательность за благородный и безвозмездный труд, ибо эта книга была одним из успешных проектов их организации.
Еще раз хочется поблагодарить всех, кому мы обязаны своим освобождением. Ваши труды и надежды не напрасны. Наша община потихоньку приобщается к еврейским традициям, и, даст Б-г, дальше дела пойдут еще лучше. Иначе быть не может, иначе ассимиляция – дорога в никуда.