Из архивной пыли. 2005 год
Иегуда ЕРУШАЛМИ
«А нам-то чего бояться? Мы ж не большевики и не явреи!» — кричал мужчина.
Он так и выговаривал: «явреи». И. Эренбург. «Буря»
Иногда обстоятельства вынуждают меня работать в паре с молодым арабом. Ему лет 25, женат, трое детей, житель Хеврона. Назовем его для конкретности, скажем, Шарифом.
Шариф — этакий пижонистый красавчик, непрерывно экспериментирует со своей внешностью: то эспаньолку отрастит, то моджахедскую бороду, а то вдруг сбреет все и открывает вполне мальчишеское лицо… Внешне он дружелюбен и разговорчив до болтливости. Кстати, болтать «за жизнь» — для него самое любимое занятие. Ибо работает он в характерной для араба манере: делает только то, что хочет, когда хочет и как хочет, и, как правило, тяп-ляп. Он, как истинный потомок Ишмаэля, темпераментен и спонтанен, за собой это знает и любит с юмором рассказывать о своих прошлых шоферских приключениях, вернее, им же спровоцированных злоключениях на израильских дорогах, в те времена, когда его отец держал несколько грузовиков и промышлял перевозками, пока бизнес этот не разорила «интифада».
Шариф — правоверный мусульманин. Пару раз за смену он исчезает. Это означает, что в это время где-нибудь в хедер-охель (столовой) он молится.
Среди его словоизвержений немалое место занимают рассказы об исламе. Обычно, это монологи. Я не вмешиваюсь, хотя послушать любопытно.
Ему же, по его словам, никогда не покидавшему пределов Израиля, любопытны мои рассказы про жизнь в когдатошнем СССР, Европе, России, Узбекистане и других местах, где мне довелось побывать.
Вот как он описывал мне свои представления о картине мира.
Весь мир станет единым исламским халифатом.
Овладев той или иной страной, мусульмане ставят ее жителей перед альтернативой:
— принять ислам, как наилучший исход для них;
— принять власть ислама и выполнять все обязанности «зимми»;
— быть уничтоженными.
Нет мусульманских народов, а есть единый народ ислама. (Это — реакция на мои рассказы об этнической пестроте среднеазиатских народов).
И в то же время — об арабах же, наших сотрудниках:
— Хасан, он не наш, он — иорданец;
— Абдалла, он не наш, он из Шуафата…
— Когда я прихожу на арабский базар в Старый город, торговцы, услышав мой хевронский говор, поднимают цены.
(Сколько километров от Иерусалима до Хеврона? Сорок? А они говорят — мировой халифат!)
Однажды стал распрашивать меня про Ислама Каримова. По его убеждению, Каримов — еврей.
— «Почему так считаешь?»
— «Так в арабской прессе сообщают».
(И это, разумеется, для него — истина в последней инстанции).
Пытаюсь его убедить, что это – чушь
— Да посмотри на каримовское лицо, какой он, к чертям, еврей?! С его-то, характерной для узбека долей монголоидности!
Но Шариф со своим ограниченным ближне-ближневосточным физиономистическим опытом осознать это не в состоянии.
— Нет, пишут — мать его еврейка, и жена — еврейка!
— Да, жена у него, действительно, не узбечка, русская, Татьяной зовут…
— Нет, она — еврейка! И он сам — еврей. Когда я работал в гостинице, там была похожая, только молодая.
Месяц назад, во время андижанских беспорядков, мы принимали работу у смены, в которой работал Шариф. Я пришел, переодеваюсь, он вбегает в раздевалку и, буквально, прыгает от нетерпения.
— Расскажи, что там в Узбекистане?»
(Будто я только что из Андижана, а не с окраины Иерусалима!).
Ну, вкратце рассказываю ему, что мне известно. Подавил, мол, Каримов силой мятеж «Хизб ут-Тахрира».
— А что такое Хизб ут-Тахрир?
— А я сам хотел тебя спросить, думал, что ты в курсе или, хотя бы, переведешь мне, что эти словеса означают. Я-то арабского не знаю.
Через несколько дней опять заводит разговор про «Хизб ут-Тахрир». Теперь он о нем знает все.
— Знаешь, есть ХАМАС, «Исламский джихад», они хотят, чтобы все время был балаган, чтобы шла война.
А есть «Хизб ут-Тахрир». Они хотят построить всемирный халифат мирным джихадом. (?!).
Мы в Хевроне, все — «Хизб ут-Тахрир». Мы — на пути мира. Только Америка и евреи против халифата, за войну. Европа хочет стать халифатом, а Америка пока что — нет. Вот, и еврей Каримов не дает мусульманам влиться в халифат. Но мы победим!
Ну что скажешь?
Несколько дней назад слышал я по телевизору от известного московского журналиста А.Минкина в чем-то сходную байку.
Сидит, мол, Минкин, в обществе пары чеченских боевиков: молодого и старого. Дело в 96-м году происходит, в Чечне, в разгар ихней «первой чеченской войны». И говорит старший боевик: «А Черномырдин-то еврей!» (Виктор Степаныч тогда был главой российского правительства).
— Как это, еврей? — удивляется Минкин.
— А если бы он был человеком, то не послал бы войска против нас.
Антитеза, характерная, однако: или человек, или — еврей.
И комментирует Минкин, уже в наше время: «Если бы он знал, с кем разговаривает!»
Интересно, а знал ли тогда еврей Минкин, с кем он разговаривает, и стоит ли московскому еврею ездить якшаться с чеченскими боевиками?
Впрочем, 9 лет — срок большой, битьё, несмотря на разные идеологические зигзаги, все равно продолжает определять сознание, и из слов Минкина создается впечатление, что ныне он все-таки уже осознает себя евреем?
Сегодня, это, конечно, утопия, но как хотелось бы, чтобы все люди еврейских кровей, бросающиеся, сломя голову, на защиту «палестинского», чеченского и других свободолюбивых мусульманских народов, вступивших в период развернутого мирного строительства халифата, осознали, что для их подопечных они сами остаются и останутся евреями, а это в переводе с единого мусульманского означает — «нелюди».
Иерусалим 16.06.05
erushalmy
Какой простодушный тип!
Но в том, что он говорит об мусульманах, как об одном «народе ислама» нет особого противоречия, поскольку под «народом ислама» мусульмане подразумевают не не одно целое, а общность. Ислам действительно обобщает разнородные племена в гремучую нестабильную общность. А монолитным стабильным целым они вряд ли когда-нибудь станут.
Мне очень интересен Ваш рассказ, Иегуда. То есть простые арабы, живя, работая и процветая в Израиле совершенно спокойно считают евреев нелюдями, желают смерти евреям, не будучи при этом наказанными государством. Никак! Даже в Америке, если говорить громко о ненависти к черным либо белым, евреям, индейцам, вмешается полиция.
Мне очень не нравится, когда все руководители Израиля наперебой говорят: Мы единственное на Ближнем Востоке демократическое государство. Это хорошо или плохо?
«Мне очень не нравится, когда все руководители Израиля наперебой говорят: Мы единственное на Ближнем Востоке демократическое государство. Это хорошо или плохо?»
Автор Вам ответит, но, на мой взгляд, система неограниченной демократии, на которую молятся в Израиле, когда в Кнессете заседают открытые враги Израиля, вроде Ханин Зуаби, а до того, вообще, шпион «Хизбаллы» Азми Бшара, является негодной. Она разрушает фундамент страны.
Уважаемые Анатолий, Марк и примыкающий к вам Борис Гулько!
Сообщу или напомню тем, кто из вас это знает, что, будучи матерым стандартистом, в частности, в сфере терминологии, я не признаю у имени существительного «демократия» никакого смыслового наполнения. На мой взгляд, этим словом-пустышкой подменяют понятие «парламентаризм».
А, с другой стороны, прилагательное «демократический» означает определенное свойство самоуправляемого человеческого сообщества, состоящего из «демоса» — народа и «кратоса» — власти, которые связаны цепями прямой и обратной связи, удерживающими систему в динамическом равновесии.
С этой точки зрения, Израиль, безусловно, демократическое государство. Но его внутренняя управляемость и динамическая устойчивость ослабляются помехами от наличия в цепи прямой управляющей связи (кратос-демос) неадэкватных элеменов. Конкретно: депутатов, чиновников и их групп, открыто или латентно отрицающих еврейский характер государства Израиля.
Анатолий! Благодарю за реакцию, но ответ может занять слишком много места.
Конкретно, прототип моего героя, с которым я проработал около 10 лет, внешне — человек достаточно симпатичный и, в целом, дружелюбный, и он никогда нее выражал, в открытую, желания убивать евреев.
Я о нем писал неоднократно, потому что обладаю определенной привилегией общения с такой публикой. Не будучи ни профессиональным журналистом, ни ученым арабистом, а простым рабочим, выходцем из азиатской омусульманивающейся вновь, страны.
Хотя, криминальная и террористическая хроники Израиля фиксировали немало случаев, когда «домашний» араб вдруг убивал сотрудников, работодателей.
Суть не в этом. Ислам, он и есть ислам, чтобы ни писали разные арабисты!
Вытащить из архивной пыли меня заставила вчера подготовка к публикации текста Саши Непомнящего, который я заимствовал у 7 канала. О Хизб ут-Тахрир. У меня возникло желание написать о ее адепте. А потом я вспомнил, что когда-то, очень давно, об этом писал. Я узнал о существовании этой организации тогда, в 2005 г., когда она подняла кровавый мятеж в Ферганской долине и была там разгромлена узбекскими властями. Хоть я и не из тех «Жен Лота», которые оглядываются назад и там окаменевают, ситуация безопасности в Узбекистане меня волнует: там и сейчас продолжают жить двое моих внуков.
Короче, откопал я свой старый текст и увидел, что мой сотрудник расписал мне коротко, но ясно именно то же самое, что глубоко уважаемые мной востоковеды — Кейдар и Лиснянская.
Потому решился опубликовать.
И что еще? Указанная мусульманская группировка весьма известна на постсоветском пространстве. И, будучи, в чем-то антиподом какому-нибудь ХАМАСу, она весьма привечаема прогрессивным человечеством. Я, например, натыкался на фотки демонстраций в Европе против приезда в их страны «кровавого диктатора» Каримова, «давшего в 2005-м «прикурить» хизбуттахрировцам. А я желаю ему, как минимум, до 120, ибо кто, в случае смерти Ислама Каримова станет бороться с исламом мохаммедовым? Мы примерно одного возраста…
Иегуда, явреями действительно называли до войны евреев на Урале, Омске, Пензе, Мордовии. Это так , для справки.
Понравилось выражение Марка «неограниченная демократия» Именно так и получается. В Америке за такие слова вашего араба арестовали бы за пропаганду ненависти.
К Каримову в Америке относятся очень тепло.
В Израиле должна быть установлена система поощрения арабов на выезд. Установлена процентная норма в университеты. Арабы -депутаты Кнессета не должны иметь полномочий что либо решать во внутренней или внешней политике государства, но только в тех округах, откуда избраны. Арабы принудительно в школах должны изучать еврейский вариант истории государства. Арабы не должны быть отстранены от службы в армии, но без оружия. Арабы должны принимать присягу на верность Израилю. Нарушения — прямой билет на выезд. На выезд должны отправиться и евреи, открыто выступающие против государства, такие, как Натурей Карта. Туристы — на выход , если открыто против Израиля.
Анатолий! Спасибо за информацию об СССР, но мне, знаете, иногда доводилось там бывать. Причем еще до вашего рождения.
Эренбургу почему-то это «явреи» резанули слух, хотя, полагаю он гораздо меньше меня был внутри традиции. По крайней мере, писал, что ни иврита, ни идиша не знает. А резануло, полагаю, что он слышал представителя славяно-православного быдло-большинства страны нашего рождения. И ареал существования этого быдла был гораздо шире, чем вы сообщаете. От Москвы, до самых до окраин, с южных гор до северных морей. Во всяком случае, славяно-православная «дярёвня», осевшая в Ташкенте в результате царской оккупации, столыпинского переселения, трех революций, двух мировых войн, одной гражданской, восстановления после землетрясения и т.д., она нередко говорила так. И именно среди нее бытовала биологическая юдофобия.
Я не понял, какие слова моего араба зачли бы в Штатах за криминал? За цитирование основ мохаммеданской веры? Не думаю. А за дела — так, случается, и наказывают. Был у нас случай, когда подручный — пацан араб разозлился на старшего по смене и ударил его стулом. Дело было ночью, кроме их двоих в здании мельницы (7-ми этажное здание с сотнями одновременно работающих агрегатов) никого не было. Только пара дежурных охранников во дворе. Чувак этот сразу удрал, но его потом арестовали. Еще хорошо отделался — не пришили терроризм.
С первым вашим предложением, насчет поощрения, согласен. Остальное не вписывается в достаточной мере в каноны новой мировой религии «прав чилаэка» и потому трудно исполнимо, хотя детали, по сути, верные.
Понимаете, должен возникнуть какой то кризис, который создаст «тягу», силовое поле, вызывающее движение. Для нас таким стал распад СССР. Плюс — постоянная многовековая тяга в сторону Израиля, начиная «С в будущем году…» и до работы Сохнута и министерсива абсборции, как бы мы эту работу не ругали и не клеймили.
У арабов тяга, вроде бы начала засасывать. Будем надеяться, что и из наших палестин отсосет!
Между прочим, есть и продолжение про этого араба. Называется «Кто такие террористы»? https://erushalmy.wordpress.com/2014/05/13/yehuda_terrorist/
Иегуда, по поводу моего рождения, может вы и были где-то до того, как я родился, но понимали тогда немного:))) Плиз, не делайте из себя аксакала:)) Я уже тоже еду с ярмарки…
Эренбург, которого я обожаю, прекрасно владел Идишем. По приезду в Америку с Михоэлсом он выступал на Идиш, а не на английском. Я кстати в России почти не был. Только в Москве и Ленинграде.
Все, что я говорил, прекрасно вписывается в права человека. Все страны требуют лояльности, и нигде нет групп населения, открыто враждебных государству.
Я уже писал, что однажды имел возможность задать вопрос высокому Израильскому чину (То ли Аялон, то ли Яалон израильтяне уже подсмеивались над моим путанием). Важно, что он представлял Израиль официально. Все журналюги задавали обкатанные вопросы: как проходит мирный процесс? Не нарушает ли Израиль прав арабов и т.д. И тут я, последний спрашиваю: Как вы объясните наличие в Кнессете депутатов — открыто призывающих к уничтожению государства, фактически врагов?
Он начал на меня кричать: Вы не правильно понимаете идею. Они законно избраны гражданами страны. Израиль — демократическое государство. Стоявшая рядом известная Вассерман — Шульц, та, которую сейчас отстранили от руководства демократической партией, лучшая подруга Клинтон. Она сенатор от нашего округа во Флориде, где я живу. так вот она окрысилась больше всех.: Президент Обама считает очень важным развитие демократических принципов и пр.
Меня впоследствии отсоединили от электронной рассылки местного еврейского комитета как неблагонадежного.
А до этого я описывал демонстрацию против Вассерман-Шульц в Форт Лодердейле. А еще до этого пытался связаться с ней и еврейским музеем Холокоста после того, когда узнал, что очередную годовщину Холокоста эти избранные евреи отмечали на круизном корабле Роял Карибиян на Багамах, а Дебби Вассерман-Шульц была там главным оратором. Ничего не удалось. Меня не поняли, послали и сказали, сначала русские евреи должны внести деньги в музей, а потом что-то требовать…
Это уже мы уходим из темы.
Аялон — помоложе и покудрявее.
Яалон — старше, толще и лысый.
Аялонов тоже как собак нерезанных. Был Цви Аялон, военачальник, есть Шахар Аялон, генерал полицаев, Давид Аялон, историк, Ами Аялон, бывший начальник Шабака, ну, и Дани Аялон, который пытался оболгать своего бывшего шефа Либермана. Который из них кудрявый?
Олег, я как-то догадывался, что тех аялонов-яаланов в Израиль не с Луны в единичном количестве забросили. Догадывался, что у них могут быть родственники и однофамильцы. Но я человек простой — израильский обыватель, налогоплательщик и избиратель, и меня больше интересуют кадры, относящиеся к категории «начальство», которых и не нужно искать по энциклопедиям, ибо они, как собаки нерезанные, все время путаются под ногами.
Иегуда это был Дани Аялон
>> Интересно, а знал ли тогда еврей Минкин, с кем он разговаривает, и стоит ли московскому еврею ездить якшаться с чеченскими боевиками? >>
Но Вы ведь разговариваете с Шарифом? Почему ему нельзя?
Я с ним, кстати, когда-то работал в одной газете и пару раз общался. Евреем он себя вроде чувствует, хотя маасковские в целом чувствуют это чуть ли не меньше нью-йоркских.
А то, что Каримова зовут Исламом, Шарифа тоже не убеждало?
С Шарифом (век бы я его не видел!), я столкнулся по воле случая, на работе. Он жил тогда в Иерусалиме, как и я.
В арабский Хеврон или даже в тот арабский район восточного Иерусалима, где он жил, я специально, ради общения с ним, а тем более, для выражения ему сочувствия, не ездил. Хотя, в Хеврон он меня приглашал.
Насчет имени Ислам, Шариф, очевидно, его не чувствует экзотически. Для него это просто слово «смирение». А представления о других народах у него крайне примитивны. Особенно были тогда. Потом он съездил, непонятно как (врал, что с израильским паспортом) в хадж в Саудию, потом в Турцию, куда выдал замуж сестер, потом в Швецию — посмотреть, как там поживают родственники, и его представления о мире стали более правдоподобными. Кстати, перед его поездкой в Турцию, он попросил меня научить его тюркским числительным. Узбекские от турецких практически не отличаются. Зазубрил. Говорил потом, что пригодилось.