Без права на постсионизм

Юрий Фридман-Сарид

 

Я прочитал статью ученой дамы-историка о «патриотизме без права на ошибку».

(Пишу «дама-историк» потому лишь, что нет в русском языке женского рода от слова «историк». Никакого негатива.)

Не стал бы отвечать, если бы статья не претендовала на то, чтобы быть программной. И если бы не содержались в ней постулаты, с которыми никак не могу согласиться.

Вот цитата.

«Теперь про сионизм и про любовь к родине. Если углубляться в терминологию, то сионизм это не о том, как гонят и больше ехать некуда (слышали бы отцы-основатели, заплакали бы). Сионизм это про то, что люди приехать сюда захотели! Жить в этой стране захотели. В современном мире люди приезжают и уезжают. И это НОРМАЛЬНО. Вообще никого не касается, почему и где они живут. Это их личное дело. Может, не понравилось. Имеют право. Страна не обязана нравиться.»

Вообще-то, если человек приехал и живет в стране, которая ему не нравится, – то именно потому, что ехать ему больше некуда. Поскольку, как справедливо заметила автор, «в современном мире люди приезжают и уезжают». Так что логика здесь… нет, промолчу, а то в мужском шовинизме обвинят.

Но это не главное. Главное – это предложенное нам определение сионизма.

Мне почему-то казалось, что сионизм – это все-таки «про то», как художественно выразилась автор статьи, что евреи захотели приехать и жить в Еврейском государстве. Даже если в галуте у них жизнь устроенная и в воюющей армии служить не надо. Самосознание еврейское проснулось. Зов услышали. Не ЗОВ – «Закон о возвращении», а именно зов души. Еврейской души. Про которую в «А-Тикве», гимне нашем, поется.

Кстати, единственное место в статье, где автор слово «еврей» употребляет – это там, где она «Закон о возвращении» разъясняет: какую степень родства с евреями иметь надо, чтобы получить право на репатриацию. Ре-патриацию – возвращение на Родину. Кстати, слово «патриот», к которому автор так иронически относится («прочитала я тут у патриотов…») – от того же корня.

И, хотя автор и считает, что «сионизм это не о том, как гонят и больше ехать некуда», – есть у меня ощущение, что в скором времени будет Израиль востребован именно как государство-убежище. Очень востребован. И выполнение этого долга: быть убежищем для евреев – это как раз сионизм. В чистом виде.

Об Израиле, как о  Еврейском государстве, в статье ни слова. Слово «еврей», повторяю, автор только в контексте «Закона о возвращении» употребляет – там без него не обойтись. А в остальном тексте – вот так: чтобы «люди приехать захотели». (В Советском Союзе, помнится, тоже слова «еврей» в официальной печати избегали. «Лица еврейской национальности»…)

Может быть, неправильно я автора понял? Читаем дальше.

«Конечно, интересно наблюдать за тем, как алия девяностых, которая так сопротивлялась плавильному котлу, сейчас с шумом, треском и победными воплями в него ныряет. Но проблема в том, что израильскому обществу это уже не нужно. Постсионизм предполагает многонациональное общество и принятие всех культур и оттенков, и не требует от новых репатриантов стать монолитным целым, забыв о прошлом. Уже не надо становиться израильтянином, говорящим только на иврите и забывшем о галуте, можно остаться самим собой.»

Вот теперь все встало на свои места.

Постсионизм, мультикультурализм, многонациональное общество.

Причем, если в предыдущем отрывке все-таки говорилось о сионизме, хотя бы и в совершенно искаженной трактовке, то теперь заявлено открыто: постсионизм. Как само собой разумеющаяся, уже наступившая данность.

Только тогда уж, если быть последовательным постсионистом, надо требовать отмены «Закона о возвращении», как и предложил недавно скандально известный представитель идеологии постсионизма профессор Амир Хецрони, назвавший ЗОВ «расистским» законом. По крайней мере, это логично, ведь именно «Закон о возвращении» – суть и квинтэссенция сионизма.

Сионизма не в понимании дамы-историка – а в понимании отцов-основателей, провозгласивших 6 ияра 5708 года, как записано в Декларации независимости Израиля, «создание Еврейского государства в Эрец Исраэль – Государства Израиля». (Правильный перевод «Мединат-Исраэль» – это не привычное «Государство Израиль», а именно «Государство Израиля», то есть: «Государство народа Израиля», еврейского народа. «State of Israel».)
Которое, как записано в той же Декларации независимости, «распахнет ворота Отечества перед каждым евреем».

Но отменять ЗОВ наша постсионистка явно не хочет – хотя и вынуждена при разъяснении его употреблять слово «еврей». Опять проблемы с логикой…

Теперь о многонациональном обществе.

Извините, но я не хочу жить евреем в «многонациональном обществе» – спасибо, я там уже пожил и свое получил. Я хочу жить в израильском обществе. В обществе народа Израиля, еврейского народа, как и записано в Декларации независимости, и людей любой национальности, связавших свою судьбу с нашим народом, сроднившихся с нами. Приехавших жить в Еврейское государство и ставших израильтянами.

Не «государство только для евреев», но Еврейское государство.

Еще раз подчеркну: дело не в этническом происхождении, вероисповедании и наличии или отсутствии другого гражданства. Два ключевых вопроса:

  1. Признание Израиля Еврейским государством.

2. Израильская самоидентификация.

 

Если чистокровнейший американский еврей, говоря: «моя страна», имеет в виду США, а не Израиль; говоря: «мой президент» – Обаму, а не Ривлина, – он не израильтянин. Гражданин Израиля – но не израильтянин. То же самое касается и любого другого жителя Израиля –  российского,  французского и любого другого происхождения, еврея или нееврея.

А в Израиле я хочу жить среди израильтян. Израильтян – в том числе и нееврейского происхождения и вероисповедания, – но среди израильтян,  а не среди иностранцев с израильским гражданством. Сколько бы вы ни называли меня ксенофобом и другими звучными словами.

Теперь о мультикультурализме. «Принятии всех культур и оттенков».

Я принял и полюбил культуру марокканских и йеменских евреев, среди которых жил и живу, и в годы моего вынужденного второго галута спасали меня от тоски Шломо Бар, Зоар Аргов и Боаз Шараби, – но я не готов принять здесь марокканскую и йеменскую культуры. Во всей их полноте и красе.

Я в восхищении от вклада в израильскую культуру йеки, немецких евреев, выстроивших в Тель-Авиве «Белый город» в стиле «баухауз», – но я не готов принять в Израиле германскую культуру, культуру «Песни о Нибелунгах». И слышать здесь музыку антисемита Вагнера я тоже не хочу – у меня с ней другие ассоциации, чем у носителя этой культуры.

Я принимаю культуру израильских арабов, арабскую культуру, с которой неплохо знаком, как часть израильской культуры. Но я не согласен, чтобы по «Галей ЦАХАЛ» звучали стихи Махмуда Дервиша, так талантливо проклинавшего нас и требовавшего убраться с этой Земли, «забрав своих мертвецов». Не согласен, чтобы постсионисты из минпроса рекомендовали израильским школьникам спектакль по пьесе арабского террориста, убившего нашего солдата. Спектакль в театре, субсидируемом Еврейским государством.

И русскую культуру, в которой вырос и бóльшую часть жизни прожил, всю целиком принять не могу – разные есть в ней «оттенки»… Великого русского писателя Гоголя, так вдохновенно и с таким непревзойденным юмором описавшего еврейский погром, – в Израиле не приму.

Уж простите, господа постсионисты, – не все культуры и не все их оттенки.

Нет, поразительно – именно сейчас, когда даже самые упертые сторонники мультикультурализма на Западе признали полный его провал, госпожа историк – историк! – отстаивает мультикультурализм в Израиле. И не просто отстаивает – но как средство от «закукливания в гетто»! Логика уникальная…

И еще об одном. Читая статью, я никак не мог понять: где же находится этот замечательный многонациональный, мультикультурный Израиль? В котором постсионистский сионизм заключается в том, что некие «люди» должны захотеть туда приехать, но при этом никого не должно касаться – почему и зачем?

Где-то на живописных альпийских лугах?

Или на буколических холмах Новой Зеландии?

А, может быть, среди пустынных зеленых лесов и голубых озер Канады?

Географию, конечно, должны знать только извозчики. Историкам не обязательно. Но все же напомню госпоже историку историю с географией.
Находится Государство Израиля на Ближнем Востоке. В сердце арабского мира. И воюет, практически непрерывно, с момента своего возрождения на Земле Израиля.

То с армиями вражескими, то с террористическими организациями, за которыми государства стоят – но непрерывно.

Я не знаю, как делят историю Израиля на периоды историки-постсионисты. В каком году у них сионизм закончился и постсионизм начался. Не интересовался.

В народе ее делят просто: от войны до войны.

«Было это, помню, после войны Судного дня…».

Или:

«Поехали мы как раз перед Второй Ливанской…»

И каждый раз надеемся, что вот она – последняя. Не последняя, хевре, – не надо иллюзий.

Мы живем в центре вулкана. И вулкан проснулся.

Демографический кризис: огромный демографический пузырь надулся. Миллионы молодых, злых, голодных, неграмотных. Для которых один ответ на все вопросы – ислам!

Экономический кризис: экономики у соседей все больше на нефти держались. Только нефтяной праздник заканчивается. Плохо с нефтедолларами.

Водный кризис: плохо здесь с водой становится – совсем мало. И свой хлеб не вырастить, и купить не на что.

По соседству у нас:

Иран, для которого уничтожить Израиль – дело аллахоугодное и обязательное к исполнению. И которому Барак Хусейн Обама путь к ядерному оружию открыл.

Турция, которую султан Эрдоган во вторую Оттоманскую империю превратить хочет. Но сначала – суннитский Иран из нее сделает, Исламскую Турцию. Если не остановят его. Процесс пошел.

В Ливане – Хизбалла, государство в государстве. С тысячами ракет, на нас нацеленными.

За спиной у нас – Египет огромный, с растущим и нищающим населением. Пока что Ас-Сиси удалось «Мусульманских братьев» придавить. Не думаю, чтобы надолго.

Внутри Страны – Палестинская автономия, «партнер по мирному процессу». Силенок маловато, но проблемы, в случае чего, создать могут. И Сектор Газа с Хамасом на юге.

Границы ближневосточные, искусcтвенные, рушатся. Ирак и Сирия уже в клочья разлетелись. На них не остановится – дело времени.

Пока что соседи дорогие между собой режутся. Но нас не обойдет, никак не обойдет. Единственное, в чем у них согласие и консенсус полный: по еврейскому вопросу.

(Это я самый примитивный анализ даю, на пальцах. Чтобы даже даме-историку понятно стало.)

А мы – посередине. Уж извините за метафору затертую – как в осажденной крепости. Точнее все равно не скажешь. Гарнизон крепости.

Вот поэтому – вернусь к началу – и не безразлично нам, в сионизме застрявшим и до вершин постсионизма не возвысившимся,  кто именно в Израиль приезжает.
Какое пополнение в гарнизон поступает.

Встанут ли они вместе с нами на крепостные стены, от орд отбиваться – или сбегут, потому что не их эта война, не израильтяне они.

Уж извините – касается это нас. Напрямую касается.

Не процент еврейской крови интересует – еще раз повторю для любителей передергивать! – а готовность израильтянами стать. Принять Еврейское государство, как свое.

Потому что серьезное испытание впереди. Может быть, самое серьезное за всю историю нашу – хотя когда были у нас несерьезные испытания…

Права историк-постсионистка: не требует постсионизм ни от новых репатриантов, ни от старожилов стать монолитным целым.

Этого жизнь требует. Закон выживания.

Потому что не выстоять нам иначе. Не помогут ни самое совершенное оружие, ни самые продвинутые технологии.

А в основе этого монолита –  только одно.

Вера в то, что Земля Израиля принадлежит народу Израиля. На вечные времена.

И поэтому превыше всех культур всех стран исхода для меня слова царя нашего Давида, царя-песнопевца:

– Если я забуду тебя, Иерусалим…

Июль 2016

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Юрий Фридман-Сарид

Все публикации этого автора

7 комментариев к “Без права на постсионизм

  1. Рядом с Израилем есть несколько прекрасных многонациональных, мультикультурных стран: Ливан, Сирия, Ирак. Там уже очень весело, а скоро будет весело и в Иордании. Прекрасны многонациональные Турция и Иран. И там тоже весело. Конечно не так весело, как в Сирии и Ираке, но им тоже не грозит умереть со скуки. Картину несколько портит относительно однородный Египет, но и там не жизнь, а сплошной праздник, потому что все, что можно было сделать, уже сделано, и можно жить в свое удовольствие.
    Уверен, всем этим странам идеи постсионизма придутся по душе.

  2. Хм… в школе исторички(ну и истерички) были, а в русском языке нет😉

  3. Классно,спасибо!А исторических дам зачем читать?Кому они интересны?Как и те,что сбегут,когда жареным запахнет…

  4. Похоже, что дама-историк ( пол, вообще,говоря, не имеет значения) своеобразно изложив свое видение ситуации в Израиле, не слишком уклонилась от реальности.Для многих из тех, кто уже продолжительное время проживает в стране. с поры большой олии 90-х годов, имеют достаточно оснований во многом с ней согласится.
    Возьмем к примеру, понятие Сионизм. То. что когда-то вкладывали в это понятие отцы основатели каким -то образом обретало различные трактовки, в зависимости от того кто претендовал на истинного выразителя сионистского мировоззрения.
    В какой мере, скажите пожалуйста, могут считать себя выразителями сионисткой идеи. политики от партии Мерец, Аводы и всяких там прочих приблудных к ним левых, объединенных в единый т. н. Сионистский оппозиционный блок.Многих из поддерживающих их пресловутую политическую платформу еврейских граждан причастность к такой сионистской позиции вполне устраивает. И это помутнение сознания случилось с огромной массой евреев, которых не без основания принято считать. даже некоторыми не слишком крутыми недоброжелателями, народом с развитым интеллектом.
    Израиль по праву можно назвать страной абсурда. Упомянутый случай с вопросом о сионизме-лишь один из множества других фрагментов его проявления.
    У Израиля есть основания справедливо гордиться тем, что среди множества окружающих враждебных стран на Ближнем Востоке он единственный носитель демократии.
    Но в том виде. в котором проявляется эта демократия в стране. вряд ли она с достаточным основанием может быть признана совершенной значительной частью еврейского населения, особенно представителями секулярного сектора
    К числу упомянутых несовершенств могут отнесены к примеру, и такие.как:
    1. .Не отделение религии от государства.
    Следствием чего. в частности по воле религиозных лидеров, возникла абсурдистская ситуация по произвольному трактованию критериев принадлежности к еврейству, которые более всего.
    отражают интересы религиозных граждан.Кроме того, некоторые гос. законы, становятся необязательными для исполнения ультра ортодоксальными общинами ( военная, или альтернативная, служба в армии, а также участие в трудовой деятельности ),
    2. Частые случаи неконтролируемого произвола раввинов . попирающих человеческие права евреев, вынужденных в процессе Гиюра или других, искусственно созданных процедур,с трудом преодолевая придуманные раввинами препятствия, доказывать, что они не верблюды, то бишь настоящие евреи.
    Уместно упомянуть здесь известный мне случай подобного произвола.
    Влюбленные молодые люди решили для оформления брачных отношений обратиться в соответствующий Раввинат. Невеста поведала о пережитых мытарствах устроенных ей шефом раввином. Уплатив значительную сумму вступительного взноса для получения права собеседования с раввином, она подверглась долгому изнурительному допросу ( прочти с пристрастием ) на проверку ее готовности к предстоящей брачной процедуре. В частности, доказательства своего полноценного еврейства. К предъявленным подледникам метрики и паспорта раввин отнесся с недоверием.Потребовал дополнительных доказательств со стороны ее родителей.Они вынуждены были предварительно, с немалыми проблемами и хлопотами собирать и подготавливать необходимые документы, подтверждающие подлинность своего еврейства, затем явиться к раввину на прием.За каждые последующее обращение к нему. между прочим, требуется платить немалую сумму.
    Допросив родителей невесты,равв сохранил еще сомнения и потребовал дополнительных свидетельств от деда и бабки. ( Невольно напрашивается предположение, что искусственно усложненная равином многоступенчатая процедура тестов на еврейскую пригодность будущих молодоженов, придумана с целью вымогания дополнительных денег. от испытуемых.). Признав немощность стариков, испытатель евреев на выносливость,решил ограничиться допросом их по контактному телефону.
    На заданный бабке вопрос говорит ли она на идиш, ей пришлось, зная несколько иностранных языков, но не владея еврейским,ответить лишь фразой. которой в совершенстве владели все совковые евреи и даже некоторые не евреи. Она коротко, но зычно ответила: «Кус мир ин тохес.»
    К удивлению и радости всех этого оказалось достаточно. Брак молодым был разрешен.Во время свадьбы под хупой., под управлением приглашенного раввина, молодожены воздавали здравицу в честь Всевышнего и своей дорогой и находчивой бабули.

    Надо заметить также. что Израиль не только страна абсурда, но и Чудес
    Чудеса эти в том,что несмотря на внутриполитическую и всякую прочую разобщенность евреев по разным признакам и причинам и отмеченные, мешающие нормальной жизни абсурдные ситуации, Израиль неустанно продолжает успешно развиваться и крепнуть. И даже более серьезные. внешнеполитические проблемы, угрожающие самому существованию еврейского государства, не могут этому воспрепятствовать.

    1. В ответ автору савелий шульман.
      Савели Шульман …Вы совсем не учли,что Израиль дан нам Всевышним,и только по его воле мы или умрем ,или спасемся. Вы так ничего и не поняли. Благодаря раввинам ,мы сохранили иврит и свои традиции. Вы уже жили без них,а ваши дети вообще не вспомнят о своих корнях,в отличии от детей верующих. В них залог продожения нашего народа,а не в таких как вы.

      1. В отличии от Вас. Ирина, я не берусь категорически утверждать по чьей воле создан Израиль и вообще все сущее в мироздании.Не знаю. может быть , и не без участия Всевышнего. Совсем не возражаю, если на самом деле это так. Но почитаемые вами раввины здесь не при чем.Их заслуга в становлении и развитии страны весьма сомнительна.Кое в чем их чрезмерная суетливость. даже вредна.Сожалею. что вы этого не замечаете.

  5. Странная полемика с безымянной дамой — историком.И штампы-штампы:не слушать Вагнера,не читать ГОГОЛЯ. Отринуть ту часть мировой культуры, представител которой были юдофобами?И почему сиониз М не может принимать формы,которые вырабатывает время.И еще.Очень хотелось бы, чтобы Израиль миновали тяжелые времена.

Обсуждение закрыто.