Владимир Гольдшмидт
Не знаешь, куда деваться от обилия TV- программ и реклам (в основном, в качестве примера, на 9-ом канале израильского TV), от спама и ненужного информационного мусора в Интернете. Безусловно, есть среди программ и реклам, интересные, достойные, но всего этого так много, что теряешь ориентацию, что хорошо, а что плохо. Выборочно.
В TV-программе «Избранный народ», под которым подразумеваются члены израильского парламента — Кнессета, автор, ведущая эту программу, собирается рассказать «о каждом из них». Но понятие «Избранный народ» имеет более широкое значение, под ним подразумевается не только и не столько израильский Кнессет, сколько издревле весь еврейский народ. евреев избрал Б-г, как упоминается в Книге Исхода, еврейский народ является богоизбранным народом, иудейская идея избранности впервые упоминается в Торе).
Следовательно, исходя из последнего, автор программы может захотеть рассказать, что-нибудь не только о члене Кнессета, но и о ком нибудь из нас, простых, не избранных на всеобщих выборах, но избранных Б-гом, в том числе, о каком нибудь «скелете в шкафу», который есть у каждого человека, даже, а может быть, тем более, у еврея. Рассказать о том, что например, у меня, таки да, есть медицинская страховка, но, таки нет страховки Харэль — страховой компании, спонсора показа, так навязчиво и активно пробиваемой в TV-рекламе.
Или, например, о том, что после еженедельного прослушивания TV-программы «Сделано в Израиле», я начинаю думать, что всё, в том числе и я, сделано в Израиле (подобно тому, как на прежней родине, во времена борьбы за приоритет отечественной науки утверждалось, что: «СССР, а затем Россия — родина слонов»).
Впрочем, ещё раньше, задолго до этой программы, российский певец, еврей по маме, Олег Газманов, в своём песенном хите, убедил меня в том, что я, как и он, сделан в СССР. И, хотя по месту рождения мне действительно больше подходит «сделан в СССР», всё же соответственно возрасту, мне уже больше подходит слово «сделано», чем «сделан».
Правда, благодаря рекламе бальзама «Лошадиная сила», казалось бы, есть возможность вернуться в молодые годы. Но, к сожалению, реклама утверждает, что от этого бальзама-шампуня «волосы растут прямо на глазах», что мне категорически не нужно, с глазами и так проблемы. Несмотря на то, что название этого препарата, намекает на другой «лошадиный» результат, увы, он используется (и помогает) да — для тела, да — для ног, да — для суставов, и таки да, помогает росту.., но только волос.
«Вау!» утверждает другая реклама: «уже 5 часов утра, а у меня критические дни…» навязчиво, чуть ли не каждые 5 минут вещает героиня рекламы гигиенических прокладок Always. Я боюсь проснуться в 5 часов утра, чтобы сквозь сон не подумать, что и у меня наступили критические дни, несмотря на то, что я по паспорту мужчина, правда по возрасту «БУ», но реклама, меня почти убедила в пользе Always, хотя жизненные реалии подчас портят рекламную картину.
Вообще, рекламы изобилуют нелепейшими, глупейшими ситуациями и идиотскими лицами (жалко актёров, которые вынуждены ради заработка, изображать такую ахинею). По-видимому, рекламодатели полагают, что идиотские выражения лиц в рекламных роликах обратят на себя большее внимание потенциальных покупателей и помогут сбыть залежалый товар, хотя по мне, так результат может быть прямо противоположный.
И, хотя в век стремительного роста объёма информации полагают, что «реклама это двигатель торговли», она, в то же время из-за своей навязчивости, своего низкого уровня, является тормозом самостоятельного мышления, самостоятельного выбора пути.
Аналогично тому, как из-за обилия такого рода реклам и программ, не знаешь на чём остановиться, также зачастую не знаешь, куда в Израиле приткнуться «бедному» еврею, из бывшего СССР. А приткнуться нужно, чтобы не остаться в одиночестве в обществе, где и так каждый сам за себя, особенно в немолодом возрасте.
Поскольку, у меня есть философское образование — в свое время я с отличием окончил философский факультет двухгодичного университета марксизма-ленинизма (как заметил И. Губерман, «кашу Марксом не испортишь») и на основе своего солидного возраста, я согласен с философским законом диалектики о переходе количества в качество: «количество прожитых лет, всегда переходит в новое качество», правда, не всегда приятное. Хотелось бы полагать, что новое качество, это хотя бы мудрость. Впрочем, как известно, не всегда мудрость приходит с годами, иногда годы приходят одни. Будем надеяться, что в нашем случае, это не так.
Жизнь, даже если не очень задумываться, штука непростая, а если задуматься, то даже очень сложная. Почему? По кочану (это новый философский термин). Потому, что жизнь — это сплошные ожидания. А, как известно, ждать и догонять, нет ничего хуже. Так гласит народная пословица, а народ, как известно, не ошибается. Но уж если ошибается, то капитально, примером чего могут служить перманентные ошибки при выборе лидеров своих стран, о чем жалеют уже «на второй день» после выборов. За примерами далеко ходить не нужно, но можно и далеко (например, за океан).
Когда плохо, ожидаешь чего-то лучшего, когда хорошо, возникают непроизвольные опасения и ожидание худшего.
Большое число в Израиле политических партий, кланов, «дворов», со своими лидерами, главами, ребе, адморами… Ультраправые, правые, центристы, левые, ультралевые, светские, ультраортодоксальные, религиозные сионисты, реформисты и пр. серьёзно затрудняет репатрианту выбор пути. Куда?
В СССР было проще, там всегда была одна партия, руководящая и направляющая, «вдохновитель и организатор всех наших побед». Поэтому здесь «бедному» еврею трудно определиться, куда, в какую сторону, податься.
Если к правым, идеология борьбы которых с агрессией и террором пятой колонны внутри страны и соседей вне, ему ближе, так там зачастую руководящую роль играют религиозные политики, и не просто, а ультра, в то время, как русскоязычные олимы, в основном, атеисты, протестующие против религиозного диктата и засилья.
Если к левым, в основном, высоколобым, интеллигентным и высокообразованным интеллектуалам, т.е. таким же, как и многие олимы, так левые, сторонники договора «Осло», готовы, отдать арабским соседям половину страны, лишив её безопасности от внешних врагов, с учётом того, что и внутренних немало, готовы разделить Иерусалим, впустить так называемых «беженцев», и тем самым, ликвидировать Израиль, как государство евреев.
В итоге, получается, что нет в наличии такой партии, такой структуры, которая бы однозначно подходила русскоязычным репатриантам. Поэтому они самоорганизуются и объединяются в соответствии с привходящими обстоятельствами и своим жизненным опытом, во всякого рода секторальные внепартийные, антипартийные, надпартийные, межпартийные, «межколенные» группы, учёные советы, амутоты (своеобразные добровольные организации) и др. Людям нужно общение.
Как-то получается, что у репатриантов и у аборигенов, разные взгляды на происходящие события. Так, если мы вспомним последнюю военную операцию в секторе Газа, то тогда возникали непростые вопросы.
Даже при поверхностном анализе, беглом взгляде на те события и их результаты, сразу же возникал вопрос: выражение «Несокрушимая скала» — кого символизировало, нас или террористов из Газы?
Они стояли на своём как скала, ни на йоту не меняя свои первоначальные наглые требования, и продолжали обстрелы, как будто именно они одержали неоспоримую победу.
Мы же постоянно колебались, меняя свои подходы, уступая, как будто мы потерпели поражение, что, в общем и целом, совсем не так или не совсем так.
Почему же наши политики и силовики вели себя так неуверенно? Почему, когда видишь растерянные лица наших главных военных начальников, понимаешь, что с таким выражением лица не побеждают. Создается впечатление, что у Израиля, как постоянно утверждает председатель партии НДИ А. Либерман, нет мотивации для уничтожения ХАМАСа, аналогично известному анекдоту.
Когда приговоренного к смертной казни на электрическом стуле привели на казнь, выяснилось, что преступник в этом стуле не помещается. Казнь перенесли, а его «посадили» на щадящую диету. Когда ситуация повторилась, преступнику начали кормить только хлебом и водой. Не помогло. Его со злостью спросили: «почему ты не худеешь»? Он, с усмешкой, ответил: «мотивации нет».
Сейчас, в связи с отставкой прежнего, не в меру, не к месту и не ко времени либерального министра обороны, ухода его из политики и назначением нового министра, возможно, изменится и политика правительства, возрастёт его решимость в применении более радикального подхода к борьбе с неутихающим внешним и внутренним террором.
Май 2016
Заграница.ру