От Брюсселя до Нью-Йорка

Продолжение.

Начало в № 744, 745, 746

Я сопоставил современные данные еврейских организаций по численности евреев в бельгийской столице с официальными данными за 1990 год. Оказалось, что с тех пор численность «наших» людей в Брюсселе и его окрестностях возросла с 15 до 20 тысяч.

А в целом по стране численность еврейского населения за эти же 16 лет возросла с 32 до 42 тысяч. Неплохо!

Следующая по величине численность потомков Израиля в Антверпене, о чем писалось ранее. В других крупнейших городах Бельгии – Арлоне, Генте, Льеже и Остенде живут примерно по тысяче и в Шарлеруа – более 500 евреев.

В составе нынешнего еврейского населения Бельгии примерно полтысячи человек – эмигранты из СССР. В 1974-75 гг. прибыли 1075 человек, но около пятисот из них не прижились и переехали в США, Канаду и Израиль.

15 еврейских общин Бельгии (из них в Брюсселе – 7, в Антверпене – 3) существуют под эгидой Центральной еврейской консистории, руководимой главным раввином страны. Связь бельгийского правительства с еврейскими организациями осуществляется через главного раввина. В стране есть еще и небольшие общины белзских, вижницких и сатмарских хасидов. Они и крупная брюссельская «либеральная» община отказываются вступить в Центральную еврейскую консисторию, и это служит основанием для отказа в их регистрации государством и финансовой помощи. Однако никто не препятствует деятельности четырех вышеназванных общин. Имеется еще и небольшая, созданная в 1988 году, еврейская община выходцев из англоязычных стран в городах Ватерлоо и Брабант. В этой общине около ста человек.

В Бельгии существует хорошо организованная система еврейского образования, финансируемая государством. При этом государство не вмешивается в учебные программы по иудаизму, но контролирует преподавание общеобразовательных предметов, дающих право на поступление в университеты и колледжи.

С 1980 года в Брюсселе действовала постоянная еврейская выставка, рассказывающая об истории бельгийских евреев. Финансировало выставку государство. В 1990 году выставку преобразовали в Государственный Еврейский музей Бельгии. С 2005 года в музее экспонируется выставка «175 лет еврейской жизни в Бельгии». Почему 175 лет? Да потому, что существование бельгийского государства отсчитывают с 1830 года, когда южная часть Голландии в результате революции обрела независимость и назвала себя Бельгией.

Нужно отметить, что в конце 1970-х годов в Бельгии началась активная антиизраильская пропаганда, которую вели информационные службы посольств арабских стран и арафатовские службы так называемых палестинцев. В 1970-х – начале 1980-х арабские террористы провели в Бельгии несколько вооруженных акций против еврейских общин и израильских учреждений. В 1979 году в аэропорту Брюсселя была предпринята попытка нападения на пассажиров авиакомпании «Эль-Аль», четко пресеченная бельгийской полицией. В 1980-х годах арабские террористы предприняли множество вооруженных нападений на евреев.

Показательно отношение нынешних властей и судебной системы Бельгии к домогательствам мусульман носить женскую религиозную одежду в светских школах. Ранее они проиграли аналогичное дело во Франции. Позднее попытались добиться этого в Бельгии. В июле чиновники бельгийского министерства образования, по указанию своего министра Ги Ванхенгелема предупредили учителей-мусульманок о недопустимости ношения специальных исламских платков в образовательных учреждениях. В ответ мусульманки обратились в городской суд Брюсселя с требованием разрешить им ношение хиджаба в государственных школах. Городской суд ответил отказом, мотивируя это светским характером государства, в котором никто не имеет права носить в образовательных учреждениях выраженные религиозные вещи: ни индийские чалмы, ни кресты на одежде, ни арабские халаты, ни еврейские талесы и т. д. и т. п. Однако мусульманки, считая, что им бельгийские законы не писаны, обратились в начале августа в апелляционный суд, который им также отказал. Нужно отметить, что во многих европейских странах требования мусульманок разрешить носить хиджаб в госучреждениях продолжаются около десяти лет. Никто из представителей других религий аналогичных попыток не делает. Отношения между Бельгией и Израилем довольно дружелюбные, хотя правительства этой страны часто, но не всегда, следовали проарабскому курсу Европейского Сообщества.

Сейчас на ситуацию в Бельгии начала влиять чеченская община. В августе 2006 г. в городе Остенде, где живут две сотни беженцев из Чечни, банда из тридцати молодых чеченцев разгромила дансинг, при этом бандиты зверски избили охранников. Учитывая антисемитский настрой исламских выходцев из Чечни, можно предполагать, что местные мусульмане получили надежное подкрепление.

Вчера и сегодня

Последние сообщения прессы говорят, что архивы и записи, касавшиеся преследований и депортаций евреев в Бельгии периода 1930 – 40-х годов, целенаправленно уничтожались бельгийскими властями. Как написала 31 августа «Brussels Journal», ликвидация таких документов происходила с санкции властей совсем недавно, в конце 1990-х.

Эта информация раскрылась в ходе проходивших минувшей весной слушаний в бельгийском сенате. Несмотря на то, что отчет сената датирован 4 мая 2006 года, до сих пор бельгийская пресса об этом деле старательно умалчивала. В отчете говорится, что «документы, касавшиеся периода 1930 – 50-х годов, уничтожались в массовом порядке». Систематическое уничтожение полицейских и судебных архивов 1930 – 40-х годов осуществлялось в основном в Брюсселе и в Валлонии, франкоговорящем регионе на юге Бельгии. В отчете утверждается, что во Фландрии, голландскоязычном регионе на севере страны, архивы были сохранены только благодаря добросовестности хранителей архива. Таким образом, записи о преследованиях антверпенского еврейства уцелели, тогда как документы, которые могли бы пролить свет на судьбу евреев в Брюсселе и в франкоговорящих городах Бельгии, где до войны проживали крупные еврейские общины (Шарлеруа и Льеж), были целенаправленно уничтожены.

В отчете отмечается, что некоторые из архивов исчезли совсем недавно, во время проходившей в конце 1990-х и в начале 2000-х годов реформы полицейского ведомства страны, когда бельгийская жандармерия была преобразована в федеральную полицию.

Довольно большая еврейская община Шарлеруа в годы Второй мировой войны была истреблена практически полностью, тогда как большей части евреев Антверпена удалось выжить. Эти факты более или менее известны бельгийскому обществу. Однако практически никто в Бельгии ничего не знает об уничтожении валлонских евреев. И этому способствовала как раз ликвидация исторически важных документов, свидетельствовавших о трагических событиях в этом регионе.

Бельгийский историк Нико Воутерс на весенних слушаниях в сенате рассказал, что даже после войны власти страны продолжали арестовывать немецких евреев, которым удалось уцелеть в годы Холокоста, обвиняя их в том, что они являлись «гражданами вражеского государства». Однако записи, которые могли бы документально подтвердить эти факты, также исчезли.

Путешествие продолжается

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора