«Как вы относитесь к Бегину?» — вопрос был задан израильскому профессору, который пришел на встречу с группой еврейских активистов в Москве в 1978 году. Между СССР и Израилем тогда еще не было дипломатических отношений, однако профессор приехал в Москву на научную конференцию.
В 1977 году к власти в Израиле пришли правые. Бывший заключенный ГУЛАГа Менахем Бегин стал главой правительства, и не случайно, что и московские евреи проявляли интерес к его личности.
«Бегин достоин уважения: он предотвратил гражданскую войну в Израиле в 1948 году, — ответил профессор. — Как бы закончилась Война за независимость, если бы евреи начали убивать друг друга?»
Тогда я впервые узнал о трагедии «Альталены»…
В подмандатной Палестине действовало несколько военизированных организаций. В рядах «Хаганы» были сторонники социалистов, а последователи правых вступали в подпольные организации «Иргун» и «Лехи».
Сразу же после объявления о создании еврейского государства арабские страны начали войну против Израиля. Глава временного правительства Бен-Гурион потребовал тогда, чтобы «Иргун» и «Лехи» стали частью Армии обороны Израиля. Правые подчинились. Однако еще до того они посадили 940 новых добровольцев на борт корабля «Альталена» и загрузили его оружием, которого так не хватало для защиты Израиля.
Когда корабль подошел к берегам Тель-Авива, Бен-Гурион приказал находящемуся на «Альталене» лидеру «Иргуна» Менахему Бегину передать все оружие армии. Бегин был готов передать 80% оружия, настаивая, чтобы оставшиеся 20% были переданы частям правых. 22 июня 1948 года молодой офицер Ицхак Рабин открыл огонь по кораблю. В перестрелке погибли 19 человек, а новым репатриантам, в том числе раненым, пришлось прыгать в воду с горящего корабля. Левые утверждали, что уничтожение «Альталены» было оправданно, а правые — что расстрел корабля стал расправой Бен-Гуриона с оппозицией.
Израилю угрожала гражданская война. Тогда Бегин обратился по радио с речью, которая впоследствии стала известна как «речь слез». Он призывал своих сторонников «ни при каких обстоятельствах не открывать огонь» против евреев, а продолжать воевать в рядах Армии обороны Израиля. «Не будет гражданской войны, когда враг стоит у ворот!» — говорил со слезами на глазах Бегин…
Трагедия «Альталены» напомнила мне историю царя Давида, который не отомстил Шими бен Гере. Когда сын Давида Авшалом восстал против отца, царь был вынужден бежать из Иерусалима. Восстание поддержало колено Беньямина, к которому принадлежал погибший в бою царь Саул. Один из лидеров этого колена Шими бен Гера преградил дорогу царю, бросил в него камень, проклиная Давида в присутствии его свиты: «Откажись от престола, ты, кровожадный и распутный человек!.. Ты развратник, моавитянин, убийца, враг, презренный человек!» Тогда Авишай бен Царуа обратился к царю: «Позволь мне отсечь ему голову». Казалось бы, тот, кто восстал против царя, заслуживает смерти. Однако Давид запретил его убивать: «Пусть проклинает, ибо это Всевышний сказал ему: “Прокляни Давида”».
Тогда это великодушие Давида привело к примирению враждующих колен Беньямина и Егуды. А в будущем потомок Шими бен Геры, Мордехай, спасет еврейский народ во время Пурима, что в конце концов приведет к возвращению евреев в Израиль и восстановлению Храма.
Мудрецы Талмуда благословляют тех, кого «обижают, а они не обижают в ответ, слушают оскорбления и не отвечают» (Шаббат, 88). Возможно, что нет ничего труднее, чем, преодолевая обиду, смолчать. Для этого человек должен наполнить свое сердце верой в то, что все в этом мире происходит по воле Всевышнего. Оскорбления могут быть наказанием и искуплением его прежних грехов. Если человек не направляет свой гнев на других, а раскаивается и стремится исправить себя, то Всевышний может превратить проклятия в благословения…
«Слово — серебро, молчание — золото», — гласит пословица. «Если человек в споре нашел слово (которое помогло ему победить), это значит, что он нашел зуз (дорогую монету), — утверждает Талмуд. — Если он промолчал, то нашел вдвое больше!» Если, вместо того чтобы победить в споре, человек предпочел промолчать, то он приобрел.
Наша недельная глава рассказывает о законе седьмого года — шмиты, когда запрещается обрабатывать и охранять землю и все могут собирать растущие в полях плоды. Талмуд утверждает, что евреи, соблюдающие шмиту, подобны «посланникам Всевышнего, героям сил» (Псалмы, 103:20). «Герой — это тот, кто видит, как приходят чужие люди и забирают урожай его садов и полей, и молчит!» — говорят мудрецы.
Чтобы соблюдать Шмиту, еврей должен научиться молчать! Человеку следует осознать, что Всевышний дал ему землю и указал, чтобы земля отдыхала в седьмой год, а также указал работать шесть дней и отдыхать в седьмой. Соблюдение шмиты и шаббата — это выражение веры в то, что Всевышний правит миром и дает благословение человеку. В субботу еврей перестает суетиться, сердце его наполняется спокойствием и радостью, а дом — миром.