Александр Непомнящий
«Окопавшись в своих ошибках, Яалон сам создал ситуацию, в которой у Нетаниягу появилась общественная легитимация сместить его с поста»
Ариэль Кахана, ведущий политический обозреватель издания «Макор ришон».
И с этим утверждением трудно не согласиться.
Не кто иной, как Яалон, на протяжении последних лет потворствовал преследованию подростков из еврейских поселений, приравнивая мелкое хулиганство и порчу имущества к хладнокровным убийствам, ради оправдания сомнительного утверждения о существовании «еврейского терроризма».
Это был министр обороны, кто, собственной персоной, два месяца назад, еще до начала расследования, выступил против солдата Элиора Азарии, добившего террориста в Хевроне. А затем, в нарушение закона слил секретные материалы расследования в СМИ, чтобы создать соответствующую общественную атмосферу.
Именно он сознательно и целенаправленно поддержал две недели назад, вопреки мнению главы правительства и начальника генштаба, вопиющее заявление генерала Голана о схожести израильского общества с нацистским.
И наконец, буквально накануне своего смещения, едва ли не призвал армейское руководство к путчу против демократической власти, напрочь пренебрегая правовыми нормами, когда в ответ на критику премьер-министром заявления генерала Голана, обратился к офицерам «не бояться говорить о том, что у них на сердце».
В своём последнем выступлении Яалон сообщил, что увольняется, поскольку не готов мириться с тем, что партия «Ликуд» и вся страна оказались в руках «опасных» и «радикальных» элементов. Вот только, как заметил редактор портала «Мида» Акива Бигман, суть дела в том, что никаких изменений ни в обществе, ни в политике в последнее время не происходило. Изменился не народ, и не правительство, а сам Моше (Буги) Яалон, стремительно сдвинувшийся влево.
Действительно, мне помнится совсем другой Яалон, восемь лет назад, незадолго до своего присоединения к Ликуду, говоривший в своих публичных выступлениях и домашних кружках по-военному чётко и недвусмысленно о необходимости борьбы с олигархическими кругами и хунтами, узурпирующими демократическую власть в стране, называя среди них и тот самый Верховный суд, который теперь он поддержал, атакуя Нетаниягу, «Ликуд» и значительную часть общества, не разделяющих его нынешнюю позицию.
Изменился и стиль выступлений Яалона, в которых теперь всякий, кто осмелился его критиковать превратился в «радикала», а не согласный с его мнением в «следующего за золотым тельцом».
Последним же штрихом, подтверждающим печальные перемены, произошедшие с бывшим министром обороны, стал мелочный и безответственный отказ организованно передать свой пост преемнику, куда больше напоминающий поведение обиженного школьника, а не серьёзного государственного деятеля.
***
Взамен уходящего с поста министра обороны и вообще из Кнессета Моше (Буги) Яалона, новым депутатом от партии «Ликуд» становится раввин Йеуда Глик, житель еврейского поселения Отниэль, известный борец за право евреев свободно подниматься и молиться на Храмовой горе.
Вопрос о праве евреев на молитву и даже просто подъём на Храмовую гору давно вышел за рамки галахических разногласий между раввинами о допустимости вхождения евреев в окрестности места, где в древности располагалась храмовая Святая святых. Он вообще перестал быть вопросом религиозным, превратившись в вопрос о суверенитете Израиля над важнейшей национальной святыней.
Это уже давно не территориальный конфликт и не межконфессиональный спор, но борьба за право Израиля на существование.
Не случайно, именно из-за этой деятельности, на Глика полтора года назад было совершенно покушение, которое раввин пережил буквально чудом. В октябре 2014 года арабский фанатик, выпустил в него четыре пули, три из которых попали в область груди и живота. Террорист был вскоре застрелен полицией при попытке ареста. А доставленный в больницу в безнадёжном состоянии Йеуда Глик поправился и продолжил бороться за свободный доступ евреев на Храмовую гору.
Глик — здоровенный, жизнерадостный и рыжий американский еврей. Даже очень американский, в лучшем смысле этого слова. Он всегда оптимистически настроен, всегда исключительно политкорректен в выражении мыслей, никогда не позволяет себе расистских или даже просто резких заявлений.
И надо заметить, что для лоббирования идеи Храмовой горы в обществе, в том числе и за рубежом трудно было бы найти более подходящего кандидата.
Йеуда Глик совершил алию в Израиль вместе с родителями в возрасте 8 лет, родившись в Бруклине в 1965 году. А в 2005 году он подал в отставку, отказавшись от высокопоставленной должности в министерстве абсорбции, где проработал почти десять лет, в знак протеста против решения правительства Ариэля Шарона осуществить депортацию евреев из Газы и Северной Самарии.
Борьбу же за свободный подъём евреев, Глик начал восемь лет назад, возглавив «Фонд наследия Храмовой горы», и организовывая массовые подъёмы для еврейских паломников.
Спокойный, обаятельный и рассудительный Глик стал самым опасным противником для тех кругов, кто распространяет ложь об отсутствии связи Храмовой горы с еврейским народом, стремясь превратить это место в исключительно исламский объект, и добиваясь его отчуждения от Еврейского государства.
Недаром, параллельно с неудавшимся покушением, Глик был ложно обвинён некой арабской женщиной, будто бы он толкнул её на Храмовой горе, из-за чего она якобы повредила руку. Полиция немедленно открыла против него дело, запретив приближаться к горе.
Лишь в феврале 2016 года, суд установил, что обвинение было полностью сфальсифицировано. После чего Глик вместе со своим адвокатом известным иерусалимским правозащитником Ицхаком Бамом поднялись на Храмовую гору.
Преодолев покушение и попытку юридической дискредитации, Глик теперь готовится к новому испытанию, на этот раз «медными трубами» своего нового положения.
В соответствии с распоряжением премьер-министра, запретившим подъёмы на Храмовую гору для депутатов парламента, Глик не сможет продолжать свою нынешнюю деятельность.
Раввин уже сообщил, что не намерен нарушать запрет, заметив, что теперь он «становится командным, а не индивидуальным игроком». Вместе с тем, он подчеркнул, что борьба за право евреев молиться на Храмовой горе будет непременно продолжена с трибуны Кнессета.
В интервью изданию «Таймс оф Израэл» Глик объяснил, что речь идёт о защите основных прав человека, включая свободу передвижения и свободу вероисповедания.
«Сегодня евреи не могут без унижений и притеснений находиться на Храмовой горе», — объяснил он, заметив, что «на данный момент для евреев нет там и свободы передвижения».
Ещё год назад, по словам Глика, он мог провести одновременно по Храмовой горе до 100 человек, теперь же, полиция ограничивает группы всего 15-ю посетителями. При этом её сопровождают 7 представителей мусульманского ВАКФА, следящих за тем, чтобы евреи не начали молиться или совершать других религиозных действий.
«Статус-кво на Храмовой горе непрерывно меняется, — подчеркнул Глик, — И становится хуже с каждым днём. Я был бы очень рад вернуться к тому, что считалось статусом-кво 15 лет назад, или даже в прошлом году».
По словам Глика, его цель превратить Храмовую гору в
«дом молитвы для всех народов». «Любой, кто хочет молиться Богу должен иметь доступ на Храмовую гору, — говорит он, — Вместе с тем, всякий, чьей повесткой дня является насилие не должен быть туда допущен».
Глик отвергает создание отдельного государства для палестинских арабов, считая, при этом, что необходимо создавать решения с «обнадеживающими вариантами для всех арабов, которые захотят отсюда уехать».
Он верит, что рано или поздно евреи смогут молиться на Храмовой горе.
«Случится ли это через два года, пять или 10 лет, я не знаю, — говорит он, — Но я терпелив».
Май 2016