После того как Дональд Трамп остался без соперников, а председатель ЦК республиканцев назвал его «предполагаемым кандидатом» партии в президенты, нападки на него поутихли и поменялись с тактических на стратегические.
Рассуждения пошли не о том, кто из претендентов-республиканцев лучше, а о том, что сулит Великой старой партии и Америке вообще такая сомнительная личность, как 69-летний нью-йоркский бизнесмен-миллиардер с ясной биографией и неясной идеологией. Шум и ярость, в которые совсем по-шекспировски повергали победы Трампа («Это повесть, рассказанная дураком, где много и шума, и ярости, но смысла нет» — «Макбет», акт 5, сцена 5), сменились тихим ужасом. Консерваторы даже высказали кутузовское соображение, что лучше снова отдать Белый дом демократам, но укрепить позиции в Конгрессе и не давать «президенту Хиллари Клинтон» своевольничать, хотя точно так же, и даже лучше, можно сдерживать своеволие президента-республиканца Трампа. Обозреватель газеты New York Post Майкл Гудвин написал, что приятель-либерал сказал ему, будто Трамп окончательно подорвет единство Республиканской партии перед ноябрьскими выборами.
«Седовласая леди» New York Times делает схожие выводы в заголовках своих статей типа «Спарринг у республиканцев растет» или «Раскол становится шире, а республиканцы отходят от Трампа». Сетевое издание леваков Huffington Post и кабельный телеканал CNBC твердят, что республиканцы в замешательстве, которое не грозит поражением, а прямо ведет к победе Хиллари Клинтон над Дональдом Трампом.
Майкл Гудвин считает, что слухи о смерти Республиканской партии преувеличены. Минувшие праймериз в Небраске и Западной Вирджинии добавили Трампу 66 делегатских голосов, тогда как Хиллари Клинтон в Западной Вирджинии проиграла своему сопернику-социалисту Берни Сандерсу со счетом 36 : 51.
Последний опрос, который провели социологи университета Квиннипак, показал, что в штатах Огайо, Пенсильвания и Флорида шансы Клинтон и Трампа примерно равны, хотя в целом по стране она обгоняет «предполагаемого кандидата» республиканцев на 4% (42 : 38). Раскладка избирательских симпатий и антипатий во Флориде, по данным издания Politico, сводится к тому, что на стороне Хиллари Клинтон на 13% больше женщин (48 : 35), а за Трампа на те же 13% больше мужчин (49 : 36). Оба получают по 39% голосов независимых избирателей, и за Трампа больше белых, а за Клинтон больше цветных. Тот же опрос показал, что Берни Сандерса для Трампа считают опаснее, чем Хиллари Клинтон, поэтому впору заговорить о смятении в стане демократов. Но об этом молчат.
У Сандерса сейчас 1430 голосов делегатов плюс 39 «суперделегатов», а у Хиллари Клинтон 1716 делегатских голосов, и он вполне мог бы догнать и перегнать ее, но за ней 523 «суперделегата». Похоже, что 17 мая Сандерс победит на праймериз в Кентукки и Орегоне, но практически-математически Клинтон недостижима.
О распрях в истеблишменте Демократической партии наши СМИ помалкивают, предпочитая обсуждать, кто еще из видных республиканцев отказался поддерживать Трампа. При этом забывается, что против него выступают лично им обиженные или проигравшие ему на первичных выборах, а за ним стоит 10 млн избирателей. Пусть морально из Трампа плохой Дон Кихот, но он в одиночку пошел на истеблишмент республиканцев, одолел 16 соперников-однопартийцев и наводит на демократов ужас, который они выдают за презрение.
Следует ли считать, что Трамп обречен только потому, что его не поддержат семья Буш, Митт Ромни и Джон Маккейн? Сейчас больше разговоров, что все зависит от спикера Палаты представителей Пола Райана, который сначала заявил, что еще не готов поддержать «предполагаемого кандидата», а затем — что готов поддержать Трампа на определенных условиях.
Эти условия должны быть определены 12 мая на встрече Дональда Трампа с лидерами конгрессменов-республиканцев, и прогнозы сводились к предположению, чья возьмет: Трамп подомнет под себя партию или партия обуздает Трампа. И снова под партией подразумевались не ее сторонники-избиратели, а партактив под гордым названием «истеблишмент».
Вспомните, с чего начал Дональд Трамп, выставив свою кандидатуру в претенденты на Белый дом без месяца год назад. С заявления, что политическая система нашей страны прогнила в структурах обеих партий и «пора вернуть Америке былое величие».
«Безусловно, — написал Майкл Гудвин в New York Post, — поддержка хороша для депутатов, а единство партии обычно считают изначально необходимым. Но утверждение, что Трамп должен подчиниться всем традиционным нормам, повторяет ложные предположения, которые заставляют СМИ и большинство республиканцев забывать об основном призыве Трампа». Гудвин считает Трампа в 2016 году таким же политическим феноменом, как Барака Обаму в 2008, что вряд ли можно счесть комплиментом. Но не грех вспомнить, как тогда Обама расправился со своей соперницей Хиллари Клинтон. «Обама был свежим, а она усталой, — напоминает Гудвин. — Сейчас Трамп свежий, а Клинтон еще более уставшая».
Предвыборная игра, в которой у республиканцев главенствовали проблемы иммиграции, терроризма, торговли и занятости, дала Дональду Трампу победу, которую он может повторить в поединке с «усталой» Хиллари Клинтон, в добродетельную улыбку которой верят все меньше. Представьте, как проходили бы дебаты, а затем праймериз республиканцев без баламута, невежды и грубияна Дональда Трампа. Как сказал Остап Бендер обитательницам 2-го дома Старсобеса: «Грустно, девицы!» Кто без него оживил бы дебаты, куда бы они пошли и как бы реагировали избиратели, которые отозвались на популизм чубатого баламута давно невиданной активностью?
Дональд Трамп действительно взбаламутил тихий омут политической апатии, причем оказался в этом омуте единственным чертом. Если в ноябре ему удастся то же, это будет не поражением, а победой, которая, конечно, совсем не гарантирована, но это лучше, чем сдать Белый дом демократам, как Кутузов Москву французам. На вопрос, не даром ли это было сделано, лермонтовский дядя сокрушенно ответил: «Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», — и Дональду Трампу не одолеть Хиллари Клинтон, если он перейдет от нападений к защите.
Бывшая первая леди, сенатор и госсекретарь давит на то, что Трамп не был ни первым, ни вторым, ни третьим, а потому не сможет руководить государством, а тем более командовать войсками. Трампу, который не лезет за словом в карман, есть что ответить так, чтобы «затрещали барабаны и отступили басурманы». Но это, конечно, не гарантия, а вероятность.