Всю историю евреев сопровождает как тень антисемитизм. В Торе пророк Билам, описывая нас, называет один из поводов для него: «Народ, живущий отдельно, на иные народы непохожий и среди них не числящийся». Примерно теми же словами Аман в свитке Эстер уговаривает царя уничтожить евреев: «Есть один народ среди других народов, но обособленный от них, и законы их отличны… Царю не стоит оставлять их жить».
Антисемитизм оказался повивальной бабкой евреев — от жестокого и несправедливого угнетения ушли мы из Египта в пустыню, в которой стали народом. Обличали антисемитизм наших следующих после египтян цивилизационных спутников: греков — Филон Александрийский в книге «Против Флакка» и римлян — Иосиф Флавий в книге «Против Апиона». Многообразными были проявления антисемитизма разными ветвями христианства. Секулярные идеологии постхристианства — коммунизм, нацизм и либерализм тоже проявляли свой антисемитизм по-разному.
Представляется, что антисемитизм — это такой вечный природный механизм истории вроде вулкана, который порой дремлет, издавая глухой гул и дымясь, а время от времени извергается, изливая обильно на евреев ненависть и насилие.
Известный историк рабби Берел Вайн в книге «Образцы в истории евреев» меланхолично заметил: «Вполне очевидно, что Небеса допускают антисемитизм как оружие против полной ассимиляции евреев в нееврейском мире». Возражу против объяснения рабби: гонения должны бы были скорее понудить нас в защитных целях ассимилироваться, чем препятствовать этому. Может быть, наоборот — антисемитизм предназначен предохранить еврейство до времени от массового перехода в него неевреев, для которых опасность преследований может перевесить притягательность иудаизма?
При этом почти каждый кризис, каждое крупное извержение юдофобии мистическим образом приносят евреям рождение новых физических и духовных реальностей, обновляющих народ. Мучительное египетское рабство разрешилось чудом Исхода, Синайского откровения и обретением Земли Израиля. Хмельнитчина привела за собой возникновение хасидизма — важное развитие иудаизма. Примеры рабби Элиэзера Берковича из книги «Вера после Катастрофы»: «Падение Первого Храма привело к созданию синагог, вокруг которых сплотились евреи. После разрушения Второго Храма был записан Талмуд. После Катастрофы евреи вернулись в Сион».
Восприятие антисемитизма и вспышек его как естественных, природных явлений важно как для нашей духовности, так и для долговременного планирования жизни. Так, в Средние века еврейские ростовщики создали международное банковское дело, ставшее фундаментом современной цивилизации. Изгнания, которым мы постоянно подвергались в разных странах Европы, были куда менее разорительны, если достояние еврея было заключено в финансовой индустрии, а не в любой другой немобильной области экономики. Одной из причин невероятных людских потерь в Холокост стала относительная потеря европейскими евреями, после долгого перерыва в тяжелых извержениях юдофобии, мобильности. Ведь поначалу Гитлер замышлял лишь изгнание евреев вроде тех, которым мы в течение веков подвергались многократно. Конечно, нелегким был поиск убежища во враждебном евреям мире. Но фактором, умножившим потери, оказалось и притупление нашего чувства опасности.
После воссоздания Израиля проблема убежища для мирового еврейства решена. Волны польских, румынских, аргентинских, российских евреев нашли в нем приют. Сейчас французские и другие европейские евреи имеют простой ответ на новый антисемитизм, который разжигают в их странах при благосклонном попустительстве аборигенов новые европейцы-мусульмане.
Очередное извержение антисемитизма зреет в стране еще недавно самой большой и благополучной еврейской общины — в США. Антисемитизм здесь представлен не только маргинальными движениями «Захвати Уолл-стрит» и «Черные жизни важны». Он проникает также в университеты, готовящие завтрашнюю элиту общества, и сообщества ученых.
Бывший ректор Гарвардского университета, бывший министр финансов и глава экономических экспертов при Белом доме Ларри Саммерс в статье для WP сокрушается, что университеты в последнее время «стали суперчувствительны к любым формам дискриминации… за исключением в большинстве университетских кампусов антисемитских речей и действий… Случаи антисемитизма повсеместны в американской академической жизни. Около дюжины научных ассоциаций установили формальный бойкот израильских институтов и в ряде случаев израильских ученых. Студенческие советы десятков университетов требуют от своих университетов изъять деньги из компаний, ведущих бизнес в Израиле или на Западном берегу. Приглашенные лекторы и даже некоторые преподаватели сравнивают Израиль с нацистской Германией и ставят под сомнение право Израиля на существование как еврейское государство… Многие университеты, включая Гарвард, остаются коллективными членами ассоциаций, вовлеченных в бойкот Израиля».
Для еврейских студентов в такой атмосфере возникает огромная проблема самоидентификации. Характерны события, произошедшие в престижнейшей юридической школе Гарвардского университета, готовящей для страны чиновников самого высокого звена. На сессии «вопросов и ответов» с либеральным израильским политиком Ципи Ливни и американским функционером Денисом Россом студент предпоследнего курса и лидер «арабского сообщества Гарварда» Хусам аль-Кьюлаг спросил Ливни: «Почему от вас воняет?» Потом, конечно, были извинения — ведь Хусаму вскоре предстоит работать в руководстве Госдепартамента или ЦРУ, влиться в политическую элиту страны.
Интересна реакция на это событие присутствовавших студентов-евреев. Они распространили коллективное письмо (11 подписей), в котором заявили: «Ципи Ливни играла ключевую роль в операции “Литой свинец”, осужденной ООН и другими заслуживающими доверие организациями за жестокость, проявленную относительно мирных палестинцев… Мы поддерживаем нашего друга и коллегу Хусама, а также другие мирные протесты против израильской несправедливости. По сути, это был протест против несправедливости, который Хусам заявил со смелостью, которой мы завидуем».
А что можно ожидать от наших детей, которых мы отправляем учиться в американские университеты? Они там попадают в либеральную, что означает среди прочего — антиизраильскую среду. Их индоктринируют либеральные профессора. На экзаменах они должны излагать либеральные догмы. Выражение несогласия с этими догмами закроет молодому человеку дорогу ко многим карьерным возможностям. Это означает определенный выбор для молодых евреев в Америке: ассимилироваться духовно в либеральном американском истеблишменте, готовиться к жизни внутренним эмигрантом, как жили многие из нас в СССР, или планировать переезд в Израиль.
Однако доктрина антисемитизма и «антисемитской формы антисионизма», как это назвали в своем заявлении попечители университета Калифорнии, принятая сегодня либеральным миром, сильно влияет и на самовосприятие многих израильтян. Если не относиться к антисемитизму как к природному феномену, то может родиться подозрение: возможно, он отражает какую-то нашу вину?
Это чувство ясно выразила нобелевский лауреат по химии израильтянка Ада Йонат, предложившая отпустить из тюрем всех террористов и вести себя так, чтобы никому не хотелось нас убивать. Этот комплекс вины выражают в Израиле еврейские антиеврейские «правозащитные» организации, озабоченные благополучием террористов, убивающих евреев. Образ виновного уже самим своим существованием еврея принят миром. Ни об одном народе не говорилась популярная бессмыслица, недавно повторенная Берни Сандерсом: «Израиль имеет право защищаться».
Почему-то ущербность чувства еврейской вины в большой степени свойственна, как показала в своем недавнем эссе Каролин Глик, израильским генералам. Речь идет в первую очередь об аресте сержанта Элора Азарии, застрелившего в дни Пурима в Хевроне раненого террориста. «Еще до того, как он имел возможность объясниться, командующий составом армии генерал Гади Айзенкот и министр обороны Моше Яалон объявили Азарию виновным в убийстве», — пишет Глик.
Судьба террориста — это вопрос морали. Аморально убивать военнопленных. Они были мобилизованы и выполняли чужую волю. Но так же аморально оставлять в живых террористов. Это означало бы приговор будущим жертвам террористов, фактически пособничество в убийстве невиновных. И дало бы неправильный знак потенциальным террористам. Угроза неминуемой смерти может кого-то из них напугать и тем самым спасти.
Моше Фейглин написал: «Солдату в Хевроне не следовало передергивать затвор и стрелять в террориста, попытавшегося убить его товарища. Это должен был сделать находящийся на месте офицер, а приказ должен был исходить от начальника Генштаба, от министра безопасности и от премьер-министра. Необходимо, чтобы такой приказ был, чтобы он был четким, однозначным и известным всем». Такой приказ, очевидно, должен относиться не только к офицерам, но и к любому вооруженному еврею.
С тех пор как выращивание убийц стало прибыльным бизнесом в арабских семьях (за каждого ликвидированного террориста его семья получает от Ирана из разблокированных Обамой денег по 7 тысяч долларов), важно выработать метод сделать убийство евреев невыгодным. Разрушение домов террористов стало неэффективным, так как тот же Иран компенсирует их 30 тысячами, достаточными для строительства виллы. Необходима высылка семей в Газу.
Но все эти соображения упираются в комплексы израильских генералов. Глик вопрошает: «Почему они готовы жертвовать солдатами и принимают оруэлловскую идею, что путь к миру — в слабости, а не в силе?.. Наши генералы прославляют слабость. Члены Генерального штаба уже более 20 лет на всех фронтах проповедуют идею, что не существует военного решения проблемы угрозы стране… Айзенкот и его генералы все еще верят, что, определяя для солдат правила, ограничивающие их действия и подвергающие их жизни опасности, навязывая каждому командиру батальона юриста, утверждающего выбор цели, они убедят европейцев прекратить поддерживать наших врагов».
Очевидно, в последнем предположении Глик заключается причина кротости генералов. Но она же возражает против этих соображений: «Несмотря на открытый антисемитизм европейских медиа и публики, наших генералов все еще заботит, что эти люди думают о них». Или максима рабби Берковича: «Со времен Катастрофы совести у мира не прибавилось».
Нам остается только благодарить судьбу, что долгое время Израилем руководили люди, не пораженные комплексом вины за то, что они евреи, готовые защищать наш народ, способные отдать приказ спецслужбам уничтожить организаторов убийства израильских спортсменов в Мюнхене, как Голда Меир, и дать решительный отпор главам Великобритании и США, когда те пытались навязать Израилю свою волю, как Давид Бен-Гурион и Менахем Бегин.
Лидерам народа и всем нам важно осознавать, что возвращение антисемитизма, вроде наблюдаемого сегодня, имманентно присуще миру. Оно от нас не зависит, и мы лишь должны искать адекватный ответ на это возвращение.
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Здравствуйте, Борис! У меня такая просьба: Я хотела бы ретранслировать вашу статью на сайте «Реперы бытия» Антипартийной Группы Товарищей. Но с небольшой редактурой:
1. Заменив слово «антисемитизм» на слово «юдофобия», там где вы имеете в виду только евреев. К сожалению, 95% (а то — и больше?) семитов — арабы.
2. Перенести кавычки с термина «правозащитники» на нелигитимный ни в каком смысле (географическом, политическом) «топоним» — Западный Берег. А еще лучше — заменить его на — Иудея и Самария.
Что касается термина — правозащитники, то сегодня им самоопределяют себя анархические сборища, защищающие лишь нарушителей законов (международных, внутренних, местных и т.д.), принятых в цивилизованных юридических рамках разного рода гражданских процедур человеческими сообществами. Попирая при этом, легитимные законы государств и народов. Как говорится, «других правозащитников у меня для вас на планете Земля, нет!»
Спасибо за статью и ожидаемое разрешение на перепубликацию.
Борис! А я ведь уже полгода жду вашего ответа. Спасибо, Петер напомнил.
Ривка, конечно перепечатывайте. Но Вы сами объяснили кавычки для слова «правозащитник». Ведь и Сахаров был правозащитником!
«Западный берег» у меня в цитате из Саммерса. Так что вопрос не по адресу.
Хорошего Суккота!
Борис
Спасибо, Борис! Если я вас правильно поняла, то могу внести свою косметику.
Что касается Сахарова, чей пиар-образ создан совместными услиями КГБ и ЕГБ, то, думаю, что вам не дано знать истину.
Интересная и умная статья, которая заставляет задуматься. В каждой строчке — боль и тревога за судьбу нашего народа, спасибо за Ваш труд. Вы пытаетесь найти объяснение вечной проблемы евреев. Я также совершенно убежден, что нам давно пора убрать свою душу с прилавка на международном антисемитском базаре. Я разделяю Ваше мнение, что существует обратная корреляция: Чем слабее и гуманнее презентирует себя Еврей, тем больше ненависти он пожинает от окружающих. «Слабость приглашает к агресии», писал психолог Владимир Леви.
«Международное сообщество» пытается втиснуть нас в привычную роль — вечно гонимого жида с опущенной головой, который сходит с тротуара, освобождая место для проходящего арийца. Человеку просто необходимо наличие в своем окружении слабого, чтобы почувствовать себя сильным и побороть собственные страхи. Эти механизмы заложены эволюцией в природу человека, поэтому они вечны. Поэтому и их постоянный спутник — антисемитизм — также вечен.
Сказанное в статье проливает свет и дает возможность понять механизмы, которые кроются в принятии решений в общем к евреям и к Израилю в частности:
1. Французская инициатива по признанию Палестины не что иное, как возможность правительству показать себя дееспособным хотябы во внешней политике, на фоне полного провала внутренней политики, неспособности к реформам, деиндустриализации и роста безработицы. Французы не способны бороться и добиться успехов с сильным и решительным Пуриным на Украине или в Сирии, для «доказательства» своей силы необходим слабый иудей. Если бы Олланду противостоял сильный и решительный Еврей, он даже не пришел бы к мысли о удавке на горле.
2. Почему «мировое сообщество» так трогательно заботится о «палестинских» арабах и так безразлично к ливанским, сирийским и прочим?
Видимо Паханы считают нонсенсом факт, что Фрайер-Иудей, который привычно, тысячи лет, находится возле параши, осмелился выйти из отведенной ему роли и еще пытается кого-то под себя подмять. Паханы просто стараются восстановить порядок! Психологически этот феномен — все та же знаменитая склонность к подтверждению своей точки зрения (confirmation bias) — тенденция человека искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой. Христианину тысячелетиями долбили в церкви о том, что иудеи — вечно гонимые жервы. Мусульманин твердо верит, что евреи — обезьяны и свиньи. Все они требуют от еврея занять отведенное ему место. Они не успокоятся, пора не увидят нас в печах Освенцима или, хотя бы в гетто. И израильские генералы, как недавно зам.начальника генштаба, уже настроились следовать путем слабых в ад, который им подготовили исламисты и гуманисты.
FRITZ, интересно ваше объяснение антиизраильской политики Запада инертностью мышления -«склонностью к подтверждению своей точки зрения». Это может быть одним из факторов.
Не согласен с Вашим объяснением активности Олланда по организации международной конференции по поводу Израиля поисками «возможности правительству показать себя дееспособным хотябы во внешней политике». Какой бы Олланд не был убогий, он не может не понимать, что эта его инициатива закончится ничем. Я думаю, скорее он сдаётся арабам — просит не устраивать больше теракты. Или, по крайней мере — не немедленно. Это показывает, что мусульманский терроризм на Западе успешен.
«Если не относиться к антисемитизму как к природному феномену, то может родиться подозрение: возможно, он отражает какую-то нашу вину?»
Ответ на поставленный Вами, Борис, вопрос дает известный публицист Henryk M. Broder в книге «Der ewige Antisemit» («Вечный Антисемит»). Я прочитал ее лет десять назад, но не забыл поразительный вывод писателя: Антисемитизм он относит к категории рессентиментов, а не заблуждений: Не важно, что говорит, думает или делает еврей — для антисемита это совершенно безразлично. Антисемит ставит под вопрос не действия ненавистного иудея, а само его существование. Как в басне Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать. Сказал, и в темный лес ягненка поволок».
У антисемита просто бродит в душе. Ему, как молодому кобелю, необходимо разрядиться. Поэтому мы не найдем вину в себе, ее просто не существует; да и сам факт ее наличия или отсуствия для антисемита не релевантен, он уже принял решение.
Кстати, Борис, «объяснение антиизраильской политики Запада инертностью мышления -«склонностью к подтверждению своей точки зрения» имеет историческое подтверждение: Антисемитизм (рассистское, а не религиозное — антииудаизм- отрицание евреев) получил свое распостранение в Европе именно после того, как евреи получили гражданские права и покинули нишу неприкасаемых на самой низкой ступени европейского общества и стали конкурировать с христианами. Это и вызвало недоумение и злобу всех слоев населения. Этот факт который противоречил их привычному мировозрению. Психологи называют феномен противодействия новому «Backlash». Наибольший всплеск антисемитизма был в Германии, здесь общество было наиболее консервативным в Европе, отсюда и столь сильное противодействие новому статусу чужеродцев.
Я уверен, что если бы евреи Германии получили бы 50-60 лет позднее гражданские права, то Холокоста просто бы не было и Гитлер умер, как бездомный художник, в одной из австрийских ночлежек.
Виталий, попейте чего-нибудь успокоительного
Полезное и очень своеврeменное эссе! Спасибо автору и комментатору Fritz. Конечно можно бы назвать эссе „Усиление“ или „Открытый“ или даже „Всплеск“ или „Извержение антисемитизма“(A). Ведь он … никуда не девался. Да и причины — обьемнее! Имеется минимум десять определений А, каждое из которых вносит свое в обьяснение феномена! Но почти все сводятся на самом абстрактном уровне к человеческим качествам (прав Fritz). И как быстро они меняются? Правильно… — также быстро исчезнет А?!
Эссе посвящено двум стадиям научного познания — описанию и обьясненю! И останoвился Mr.Gulko у третьей — предвидении и управлении: „..мы лишь должны искать адекватный ответ на это возвращение“. Хотя некоторые намеки уже были! И искать адекватный ответ вобщем-тo уже не надо. Он есть! Первое — сoхранять достоинство (Würde), „не сходить с тротуара“. В приведенном автором примере в университете Denis Ross должен был потребовать у руководства удаления оскорбителя! В случае отказа — самим удалиться, обратившись позже в ADL (American Diffamation Liga?). Сделал он это? Второе –сдерживание, создание силы сдерживания (Abschreckungskraft)! Об этом недавно говорил министр Моше (Буги) Яалон. Говорил бы почаще, а главное делал — в мировом масштабе! Помните у древних римлян? „ Пусть ненавидят, зато – боятся!“ Третье — отпор и нападение! Тут целый набор инструментов, от ответнoго бойкота до регистрации А! А вот Golda Meir: „Израиль должен вести себя как бешенная собака, чтобы никому не было повадно с ним связываться!“ (по памяти). Да, рычать и кусаться! Бесхребетность — не ее натура. Гордая была женщина!
Я уже не один раз писала. Юдофобия возникает от ТУПОСТИ. Ведь любой из антисемитов мог бы родиться евреем. И как бы он себя чувствовал тогда. Но им в пустые головы такое предположение не приходит. А ведь не мы выбираем, где и кем родиться!!!
ЛЮБОВИ РОЗЕНФЕЛЬД: Ваше объяснение не убеждает. Каждый из нас мог бы родиться муравьедом. Испытываете ли Вы по этому поводу симпатию к языку муравьеда?
Увлекательно было читать комменты.
Господа, юдофобия один из механизмов сохранения иудаизма — евреев, заложенный ВЫСШИМ РАЗУМОМ, ещё в Синайском Откровении.
И не мечтайте, что он исчезнет! Крайне нежелательно для нас самих!
Другой вопрос, что пора включать некоторые специфические методы защиты Израиля, не оглядываясь на мЕЕЕстных «либералов», и заклятых друзей в западлом сообществе.
За долгое время впервые прочитал ряд последних номеров . Газета стала куда лучше С уходом рядя одиозных прорусских деятелей исчез дух купленной россией газты
Но номера интернета куцые — найти стаью сложно Нет авторов и их списка эссе, даже списка избранных работ в 30-40 названий Не все имеют энергию Гулько! Да вряд ликто последует его при меру
А ведь это История Еврейской печати в США
Найти работ ы Эссе Гулько , Кацина и других просто немыслимо
Так что это большой минус новой газетыю Многие статьи надо сркращать . Кода то за несколько строк шла борьба В тоже время я за перепечатку иэ важных хороших изданий Это делает газету международной , интересней и весомой
Здравствуйте, Петер! Спасибо за оценку нашей работы.
Что касается сайта, то он, конечно, устроен не лучшим образом. Сами мучаемся. Но есть надежда, что когда-нибудь он будет переформатирован.
Что касается навигации, то посоветуем вот что:
Авторы, названные вами: гл.редактор Л.Кацин и Б.Гулько публикуются каждую неделю. И найти их несложно. Л.Кацина — в рубрике Традиции, а Б.Гулько — в Мнениях.
Если вы кликнете заголовок «Авторы» в правой колонке, то выйдете на общий список авторов. Выбрав интересного вам, кликните его имя, и ваам откроется список его работ в убывающем хронологическом порядке.
Поиск можете произвести и, написав в окошке «Поиск» (вверху справа) имя автора и/или название текста. Худо-бедно работает 🙂
Успехов! Заходите почаще.
Интересная статья, в некотором смысле даже — пророческая: «… почти каждый кризис, каждое крупное извержение юдофобии мистическим образом приносят евреям рождение новых физических и духовных реальностей, обновляющих народ», — Борис Гулько.
Сегодня арабо-мусульманский мир (ислам), поддерживаемый христианскими странами, стремится уничтожить Израиль (иудаизм), поэтому новые духовные реальности, (а физические у Израиля имеются), должны родиться сегодня, когда арабы еще только вербуют христианские страны, уже заполоненные мусульманами…