Рейс Каир — Иерусалим

К вам эта статья попадёт уже после Праздника Освобождения, но пишу я её ещё в праздничные дни. И очень надеюсь: то, что открывается моему сознанию сейчас, не утонет в дальнейшей сутолоке будней и забот.

image003Многие народы имеют свои «праздники освобождения». Так, словенцы отмечают день, когда, после 1500 лет перерыва, была восстановлена их государственность. Объявили независимость, прилетел сербский самолёт, пострелял несколько человек наугад — и на этом противодействие центра закончилось. Есть свой День независимости — Йом Ацмаут — у сегодняшнего Израиля. У кого 5 ияра, у кого 4 июля — какая, в сущности, разница?
Но Песах, День Независимости еврейского народа, записанный ему как неотменное право и обязательство в его Конституции — Торе, имеет совершенно иной привкус. Да и вкус. В этот праздник мы не добавляем на стол новых изысканных блюд — а резко своё меню ограничиваем. Не у всех маца вызывает лучшее пищеварение. А 4 бокала вина седера (да ещё удвоенного за границей), особенно у того иудея, кто строг ко всем определениям «настоящего вина» и по цвету, и по градусности, прекрасненько могут ознакомить наутро с любимой «птичьей» болезнью Василия Иваныча из анекдота: «перепил».
Да и если построже в текст Агады внюхаться: что мы так старательно празднуем — становится не совсем понятно. Самостийное государство не создано и даже не упоминается, бедствия поработителей-египтян иллюстрированы таким вот душещипательным пассажем: «Меч, обнажённый над Иерусалимом» (?!?). Казни же их, болезных, что они на суше, что на море, перечисляются раввинами наперегонки и… как бы выразились в нынешней весёлой компании — «с нескрываемым злорадством». Не лучшее, между прочим, и уж никак не рекомендуемое Торой отношение. В общем, справедливо вещают в народе русском: «без полбанки не поймёшь». Из-за чего, как кажется, и установлены 4 бокала.
Но самое непонятное — всё это туманное, заведомо парадоксальное действо происходит на фоне заповеди, причём — одной из 6 неизменно освежаемых и повторяемых евреем в течение всей его жизни: «помнить день выхода твоего из Египта все дни жизни твоей». Помнить велено ежедневно! Мудрецы подчёркивают: не только помнить, но и чувствовать себя выходящим из Египта прямо сейчас — ведь заповеди Торы всегда актуальны и никогда не обращаются только к прошлому. То есть — никаким особым воспоминанием, отмечанием; даже, вероятно, психологическим обновлением ни день-ночь седера, ни вся праздничная неделя просто быть не могут. Таков каждый и любой день года!
Разве что, может, этому воспоминанию и обновлению отводится больше времени и внимания — но кто тебе мешал задуматься хорошенько зимней ночью или летним полднем? Зачем для этого нужен «весенний месяц», затребованный самой Торой?
Мне видится, ключ к этим и ещё иным многочисленным вопросам и недоумениям — в маленьком словечке «твоего». «Помни день выхода ТВОЕГО из Египта». Видимо, пасхальная неделя — это какое-то особенное время для переживания исторически весьма сомнительного факта лично моего — и твоего, друг-читатель — ухода из-под власти великой египетской цивилизации на свободу.
Признаюсь: лично я в Египте ни разу не был — в отличие, скажем, от Индии, Малайзии, Филиппин, Дудинки и прочих отдалённостей — и оттого простым припоминанием номера рейса малазийской авиакомпании отделаться не удастся. Сбит ли он на Донбассе, исчез ли он в неведомом море…
Давайте лучше пошушукаем о рабстве и свободе, благо, я уверен, слова эти каждому ведомы и издавна наполнены личным содержанием. Хотя, уж простите мя грешного, само употребительное название «Праздник Освобождения» мне видится неточным, и я предпочёл бы «Праздник Обновления». На что намекает подчёркиваемое Торой время его — «месяц весенний». В пору обновления природы. Но — не будем отклоняться от общепринятого, в конце концов «у каждого Макара — своя пиара», «у каждого Абрама — своя программа» — а книжки используют устоявшиеся термины.
Какая-такая эта свобода, убегать на которую я должен научиться столь накрепко, чтобы выходить в неё в дальнейшем каждый Б-жий день? Это не может быть свобода от внешнего принуждения — тогда заповедь отменялась бы на время отпусков или хотя бы для живущего в шалаше в Разливе. А лучшей формой её исполнения стала бы бочка Диогена. Это и не свобода от власти законов страны — насколько я знаю, уличные регулировщики и полицейские не получают в месяце нисане особых инструкций. Да и страны с их правилами движения у многих из нас в биографии разные — а Песах тот же самый. Это и не свобода от рутины жизни — той посвящён Суккот, когда евреи покидают на неделю свои дома и переселяются в жилища, принципиально временные и непрочные. Это не может быть и свобода от обязательств, ведь подчёркивают мудрецы, что из Египта мы вышли только ради того, чтобы получить на Синае Тору. Ну а уж чем-чем, а отсутствием обязательств данное произведение не грешит.
Позвольте, я скажу вам самую странную и нелепую вещь, которую вы когда-либо слышали. В Песах мы должны (были) научиться свободе от своего самого главного поработителя. Мы должны научиться свободе от самого себя.

image005
Позвольте, я иллюстрирую это несколькими элементарными примерами. Почитайте статьи одного и того же автора из любого периодического издания. Много вы увидите разнообразия подходов, внешне противоречащих друг другу выводов из одного материала в другой — при том, что темы и события, в статьях обсуждаемые, могут отличаться разительно? Да и на выводы нередко наталкивать прямо противоположные. Обратите внимание и на «стиль издания» — который зачастую означает не только идеологическую позицию спонсора, но и психологический настрой автора. Этакий «Карфаген должен быть разрушен!» Марка Порция Катона Старшего, который, согласно Плутарху, фразой оной заканчивал все свои выступления в Сенате на любую тему. Хоть об устройстве дорог или послеродовых осложнениях ланей полевых.
Из более позднего жанра — «отмена кровавых соглашений Осло», «примитивность» (или «правдолюбие») гражданина Трампа, «Земля Израиля — народу Израиля» (либо, по вкусу, «справедливость и равноправие для всех»), «тирания и её неизбежное падение»… А как вам понравятся «традиционные программы партий»? Ну в смысле профессионально настроенные на опознание максимального числа потенциальных сторонников, чтобы воскликнули: «Это наши ребята!» Сколь глубоки и глубокомысленны однотипные шаблоны «хорошего-плохого», которыми фехтуют на диспутах? Устойчивые ролевые игры в семьях и коллективах, зачастую отнюдь не всем участникам спектаклей приятные и приемлемые — но устоявшиеся «отношения» и «манеры поведения»?..
Оттого-то ещё один общепринятый, многолюбезный гражданам мира термин кажется мне недостаточным. «Промывание мозгов» не описывает всю глубину магического сего действа. Куда адекватней — «вымывание мозгов».

image007
Скажите, милейший читатель, волею злой судьбы набредший на сей печатный либо электронный материал, — неужели у тебя перед строкой СМИ не всплывает в памяти анекдот о студенте, которого профессор спрашивает: «О чём Вы думаете, глядя на этот кирпич?» Или не возникает желания поинтересоваться у пишущего: почто запрятано в черепной коробке серое вещество, коли столь гладко ползут на экран-бумагу стандартные выводы и «точки зрения»? И неужто не хочется уточнить: не разделилось ли часом вещество сиё на белую (бумагу) и чёрные (чернила)? Не пора ли часом напомнить нашей пишущей братии, что, перефразируя Макиавелли, тысячу раз однообразно повторённая правда становится примитивной ложью — поскольку из неё исчезает живое чувство и мысль?

image009
Не кажется ли вам, дорогие сородичи, что человек, в частности я и Вы сами, слишком уж часто становится эпигоном самого себя вчерашнего? «Где бой (мыслей и чувств) кипел — там травы пыльны». Осмелюсь предположить, что твой собственный «памятник нерукотворный», геройски выстроенный и установленный вчера — и есть первый претендент на званье Верховного Поработителя сегодня. В психологии сиё мягко именуется «установками». Памятников на могилах?
Еврей начинает свой день со слов: «благодарю Тебя, Владыка живой и вечный…». Если сегодняшний день в моём сознании идёт как вчерашний — тогда за что я благодарю? За это я благодарил вчера.
Египет мы носим с собой. Факт. Но параллельно это — одна из устоявшихся формул и потому рискует при всей своей несомненной истинности стать ложью.
Египет — на иврите Мицраим — однокоренное слово с «цар» («цорес») — стеснение, узость, беда. Трудно в этом мире отыскать стеснение и узость большие, нежели узость сознания, стеснённого стенами-установками. «Нет бедности, подобной бедности сознания» — летучая фраза у мудрецов.
Освобождению от душевных привычек и стандартов чувствования, мышления и восприятия и посвящён, на мой дилетантский взгляд, весь праздник Песах и особенно пасхальный седер. Странность, парадоксальность, «перевёрнутость» его действия — идеальная помощь при выходе из привычных стереотипов. До тех, разумеется, пор, пока действо не становится стереотипом само по себе. Знаете, как японцы смотрят на красивые виды — наклонившись вниз, меж своих расставленных ног назад. Чтобы стандарт восприятия, «замыленный глаз» не мешал наслаждаться сегодняшней и неповторимой красотой.
image011Есть такие подсказки в Традиции — подчёркнуто одинаковые выражения с противоположным смыслом. Например: «не клонись с большинством на зло» — «клонись с большинством на зло» (для судей); «пусть будет молитва привычной в твоих устах» — «пусть не будет молитва привычной (лучше — привычкой) в твоих устах».
Вот, пожалуй, и всё. Не буду даже оговариваться, что существуют полезные и необходимые стереотипы, что не обязательно каждый день заново открывать велосипед (разве что новых пятиколёсных конструкций), что без наработанных навыков невозможна ни одна профессиональная, да и иная деятельность. Что шахматист иногда играет «головой», а иногда «руками» — и нередко последнее выходит быстрей и ловчее. Имеющий уши да услышит, имеющий мозги да подумает. А понравится — и не раз. Как смеётся мой приятель: «Хорошая мысль, я её подумаю». Теперь пойду думать сам. Может быть, получится…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Рейс Каир — Иерусалим

  1. Арье! У Вас написаны замечательные статьи о поэзии, и Вы делаете интересные поэтические подборки других авторов. Но данная статья, которая, вне сомнения, написана добрым сердцем, имеет весьма рыхлую композицию. Поэтому отмечу лишь один момент:
    «Позвольте, я скажу Вам самую странную и нелепую вещь, которую вы когда-либо слышали. В Песах мы должны (были) научиться свободе от своего самого главного поработителя. Мы должны научиться свободе от самого себя.»
    Конечно, Вы правы, и в каждом из нас застрял кусочек Египта. Но зачем мне свобода от самого себя? Во мне не угасло желание узнавать новое и создавать что-то своё. Но в том, что я создаю — весь я. Когда-то в СССР делили интеллигенцию на творческую и техническую. Но я хорошо знал некоторых «Народных артистов» и «Заслуженных работников культуры» (Засраков), которые были дрянными техниками, а не артистами. И я знал ученых и инженеров — людей высокого творчества, (но естественно, что не все инженеры и ученые) были такими. Кто из них был более свободен? Мы видим творение Инженера Эйфеля — его башню в Париже. Это высокое искусство. И мы видим сарай, загромождающий Кремль, для концертов. Меня также поразило Ваше мнение о Д. Трампе: ««примитивность» (или «правдолюбие») гражданина Трампа». Вы, конечно, имеете право на своё мнение, но Бизнес — это одно из самых высоких искусств и потрясающий по глубине спорт, ничуть не ниже шахмат и теории вероятнисти. Это не значит, что каждый успешный бизнесмен — порядочный человек, но уж то, что он умён и умеет учиться всю свою жизнь — это, на мой взгляд, безусловно. Да, Трамп, как талантливый актёр, играл роль некоего плейбоя в своих конкурсах красоты, кстати, тоже весьма крупном бизнесе. Но он один из немногих в верхнем эшелоне бизнеса, кто понял, что политкорректность убьёт и бизнес, и страну, в целом, Я сталкивался с Миттом Ромни во время его губернаторства в Массачусетсе. Он умнейший человек и, как бизнесмен, и не слюнтяй. Кстати, очень хорошо относится к Израилю. Но вот смелости, чтобы отойти от неумеренной политкорректности, не нашел в себе, хотя Обаму презирает. Трамп во время президентской компании быстро меняется, набираясь умения лавировать в дисскусиях. И, в конце концов, не голосовать же за невероятно лживую «защитницу» прав женщин, педиков и животных Хиллари Клинтон — бездарную госсекретаршу, ненавидящую Израиль или социалиста и ненавистника Израиля Берни Сандерса? Правда, Ваш коллега по Шахматам и Торе Б. Гулько собирается голосовать за некоего малоизвестного независимого кандидата, и это также его право. Заключение: в одной статье не нужно слишком много смешивать, ибо становится скучно читать.

Comments are closed.