Одна из полных драматизма талмудических историй повествует о том, что произошло с двумя мудрецами — рабби Йохананом и бывшим дерзким разбойником гладиатором Реш-Локишем.
Молодой Реш-Локиш увидел рабби Йоханана, известного мудреца своего времени, когда тот купался в Иордане. Будучи очень ловким, он бесстрашно прыгнул с огромной высоты в реку, желая побеседовать с мудрецом. Рабби Йоханан был весьма удивлен недюжинными физическими данными гладиатора, а еще больше его интеллектом.
«Сила, подобная твоей, должна быть посвящена Торе!» — воскликнул он.
Реш-Локиш не замедлил выразить свое восхищение внешностью рабби: «А твоя красота — женщине!» Рабби Йоханан был известен своей необычайной красотой.
Рабби пришла в голову идея, которую он изложил собеседнику: «Если ты раскаешься в своих неблаговидных деяниях, я отдам тебе в жены свою сестру, ее лицо куда прекраснее моего».
«Сделка» состоялась — Реш-Локиш стал родственником рабби Йоханана, а кроме того, его учеником. Несколько лет спустя бывший разбойник превратился в одного из самых знаменитых ученых Израиля.
Однажды рабби Йоханан и его шурин поспорили по поводу того, какие предметы могут воспринять ритуальную нечистоту. Рабби полагал, что такие металлические предметы, как сабля, нож, кинжал, могут становиться нечистыми, как только кузнец прокалит их в горне. По мнению же Реш-Локиша, эти предметы могут становиться нечистыми лишь после того, как кузнец остудит их в воде. Реш-Локиш был достаточно убедителен, и могло показаться, что учитель повержен учеником.
Раздосадованный рабби Йоханан с иронией заметил: «Разбойнику виднее». На недвусмысленное напоминание о своем прошлом Реш-Локиш задал рабби скептический вопрос: «Что же хорошего ты сделал, убедив меня отказаться от разбойничьей жизни? Меня называли учителем среди гладиаторов и называют учителем здесь». Рабби Йоханан отвечал: «Сейчас ты пребываешь под крыльями святости».
Талмуд утверждает, что следствием этого спора явились печальные события: от обиды Реш-Локиш смертельно заболел, а вскоре после него умер и потрясенный смертью ученика рабби Йоханан.
Из этой истории мы можем вынести важные актуальные уроки, и главный из них — не следует, доказывая свою правоту, пользоваться доводами, не имеющими отношения к сути спора. Ведь рабби Йоханан не оспаривал аргументы Реш-Локиша, а предпочел перейти на личность оппонента. Вероятно, если бы у рабби Йоханана были доказательства своей правоты, он не стал бы оскорблять своего ученика, припоминать ему малоприятные подробности из его прошлого.
В рассказе речь идет о праведниках, мудрецах. В еще большей мере уроки, вытекающие из этой истории, относятся к нам, простым смертным. Мы должны учиться цивилизованно спорить. Еврейская пословица гласит: «Человек раскрывается в гневе». Гнев же, как правило, не бывает праведным. Гневаясь, мы лишь подтверждаем свою неправоту и даже несостоятельность. Не следует говорить в запальчивости того, чего не стал бы говорить в спокойном состоянии. Через какое-то время человеку чаще всего бывает стыдно за вырвавшиеся в пылу несправедливые слова. Но «дело сделано».
Человеческие отношения проверяются именно при возникновении противоречий. Вся жизнь полна ими. Наши мудрецы говорили: «Люди отличаются друг от друга мнениями». И это нормально. Однако при различии взглядов вовсе не обязательно становиться врагами. Просто всегда стоит помнить, что вылетевшее слово может оставить неизгладимый след.
Да поможет нам Б-г быть терпимыми и не терять уважения к собеседнику, пусть даже он, как нам кажется, того не заслуживает.
Рав Берл ЛАЗАР
Журнал «Лехаим»